Практическое применение коррекционно-воспитательных методов и приемов в ОДО «Очумелые ручки»

Последствия раннего органического поражения центральной нервной системы отражаются более всего на моторно-двигательном развитии детей. Особенно это заметно в развитии как общей, так и мелкой и артикуляционной моторики. Дети, как правило, страдают моторной неловкостью, недостаточной координации движений, плохой переключаемостью с одного движения на другое. Для образования двигательных движений необходимо формирование серии движений, что происходит медленно и с большим трудом. У детей с интеллектуальной недостаточностью характерно нарушение координации движений обеих рук и зрительный контроль (зрительно-двигательная координация), страдает двигательная память. Дети, даже прошедшие первый этап обучения, плохо рисуют, не замыкают линии, неловко выполняют работы по аппликации, рисованию. Кроме этого, у детей наблюдается недоразвитие эмоционально-волевой сферы - они не могут сосредоточиться на большой промежуток времени, быстро устают, могут оставить свою работу недоделанной.

Для того чтобы положительно решить задачи коррекции и компенсации у детей с нарушениями в развитии было создано объединение дополнительного образования «Очумелые ручки».

На основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по разделу «Трудовое обучение» и Программы развития и воспитания детей в детском саду «Детство» по разделу «Художественная деятельность детей» была составлена образовательная программа социально-педагогической направленности. Указанный в программе план занятий строится с учетом сложности работ, сезона, праздников, а также чередования используемого материала. Занятия состоят их двух частей: теоретической и практической.

На начальном этапе работы в объединении испытывалось немало трудностей по активизации и заинтересованности детей. Побужденные к деятельности дети непродолжительное время, хаотично, однообразно, без проявления эмоций, занимались предложенной деятельностью.

На основе выше изложенного были сформулированы цель и следующие задачи:

Цель: Формирование творческого начала личности через восприятие искусства. Гармоничная социализация через участие в коллективном творчестве.

Задачи:

1. Совершенствование технических навыков и умений в различных видах искусств: умение использовать разнообразные материалы и инструменты, способы деятельности с целью создания выразительного образа.

2. Умение планировать свою работу, как в индивидуальной деятельности, так и при коллективном творчестве.

3. Воспитание творческой активности, самостоятельности, коммуникативных способностей, трудолюбия, терпения.

Коррекционная работа выражается в формировании умений:

- ориентироваться в задании;

- предварительно планировать ход работы над изделием;

- контролировать свою работу;

Успешность работы с детьми с ограниченными возможностями зависит от разнообразия методов и приемов. В работе используются следующие методы и приемы:

ü совместные действия с ребенком

ü действия по подражанию

ü действия по образцу

ü использование приемов наложения и обводки шаблонов и трафаретов

ü использование схем-моделей для изучения свойств и качеств предметов

ü схем последовательного изготовления предмета

ü наблюдения на прогулках и экскурсиях за явлениями природы, предметами окружающего мира

ü обыгрывание предметов, определение их назначения, функций.

ü художественное слово (стихи, потешки, пословицы, загадки)

ü введение игровых ситуаций и персонажей

ü походы на выставки детского творчества и участие в них.

При проведении занятий создаются условия, которые дают возможность каждому ученику работать в своем темпе, проявлять максимальную степень самостоятельности при выполнении работы. Это обстоятельство используется для воспитания у детей инициативы, точности, аккуратности, любви к труду.

Для того чтобы повысить положительное отношение и интерес к работе на первых этапах детям давались несложные задания, доступные для самостоятельного выполнения или с незначительной помощью. Воспитатель помогает ребенку с первых этапов обучения - планирует с ребенком предстоящую деятельность, активно помогает тем детям, которые не могут справиться. Даже если поделка выполнена совместно, дети испытывают большую радость от общего результата.

Принцип наглядности является наиболее значимым для детей с ограниченными возможностями. Наглядность сама по себе не может служить базой для развития нормального мышления. Кроме наглядных образов предметов и явлений необходимы языковые термины, слова и фразы, отражающие в себе сущность воспринятых предметов и явлений. Поэтому очень важным средством поддержки интереса и развития самостоятельности являются не только иллюстрации, образцы, схемы последовательности выполнения работы, а также словесная инструкция, что очень часто используется в работе.

Графические изображения образцов, запечатление процесса изготовления поделки, создание при этом альбомов-инструкторов, общих схем последовательности средствами наглядного моделирования, применение натуральных полуфабрикатов обеспечивали перенос практического опыта ребенка с учетом усложняющихся форм отражения, от наглядно-действенных к наглядно-образным. В основу руководства детской деятельностью было положено использование таких видов помощи, которые активизировали личный опыт практической деятельности и побуждали ребенка к самостоятельному осуществлению интеллектуальных умений.

Обогащение представлений учащихся является предпосылкой для развития и активизации их речевой деятельности. Для этого используются такие приемы как, словарная работа, дети рассказывают о том, что им предстоит делать (планирующая функция речи), оценивают свои работы и работы других детей (совершенствуется грамматический строй языка).

Положительное влияние на ход занятий оказывает введение игровых моментов, участие игровых персонажей, а также использование художественного слова (стихи, загадки) - которые поддерживают интерес детей к предлагаемой деятельности.

На занятиях объединения используются различные материалы: глина, пластилин и соленое тесто, бумага и картон, природные и текстильные материалы, проволока, поролон, пенопласт. Их разнообразие и яркость привлекают и радуют детей, как во время деятельности, так и в момент, когда поделка закончена, что создает условия для развития у детей эстетического восприятия и элементов творчества.

В процессе игр-экспериментов, использования схем-моделей дети учатся различать свойства предметов и сравнивать их (легкий – тяжелый, мягкий – твердый, плотный – хрупкий), что также развивает словарный запас и познавательный интерес детей.

Специально организованная работа по овладению детьми различных техник изготовления работ приводит к тому, что у детей начинает активно развиваться все органы чувств и различные анализаторы. Дети, рассматривая материал для будущей поделки, осматривают его, ощупывают, сравнивают с другими материалами. Таким образом, идет воздействие на все органы чувств, развиваются сенсорные анализаторы. В работе с детьми важно учитывать, что чем разнообразнее предлагаемая детям техника выполнения работ, тем активнее развивается художественное творчество у детей.

Оригинальные композиции получаются из засушенных листьев и трав, а также с использованием лоскутов, тесьмы, кружева, ниток и других материалов.

Интересны работы, выполненные техникой обрыва бумаги или пластилинографией, необычны объемные игрушки-мобиле и объемные аппликации, постепенно переходящие в конструирование (оригами), увлекательны игрушки, в основе которых лежат коробки, киндер-сюрпризы, пластмассовые бутылки.

Трудовое воспитание осуществляется в комплексе с эстетическим и нравственным воспитанием. Именно комплексный подход позволяет воздействовать на развитие познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы.

В.А.Сухомлинский писал: «Дети любят труд, в процессе которого создается что-то красивое, необходимое. Это естественное стремление ребенка …надо всячески развивать. Мы организовываем воспитательную работу так, чтобы … трудовая деятельность воспитанников была в то же время эстетической … труд проникнутый эстетическими побуждениями и ощущениями, постепенно развивает и укрепляет чувство красоты трудовой деятельности, стремление к … красивой работе».

Богатый источник эстетического наслаждения – природа. Она побуждает в детях чувство красоты, стремление познавать законы, обогащает представления об окружающем мире.

Важным моментом в расширении и обогащении знаний и представлений детей, развитию устной речи являются экскурсии. На прогулках, экскурсиях обращается внимание детей на красоту и многоцветье осенних листьев, яркие грозди рябин, ветки деревьев, покрытых инеем, сопровождая увиденное художественным словом.

Наблюдения, проводимые во время экскурсий, получает дальнейшее развитие во время изготовления поделок. Природа несет нам богатый материал, который собирался на экскурсиях. Здесь же дети знакомятся, как собирать природно-растительный материал, не причиняя вред природе, как его сушить и хранить.

Очень важным стимулирующим мероприятием являются тематические выставки детских работ, которые проводятся в конце занятий, например, «Закружила листва золотая…», «А веселые игрушки весь перевернули дом …» «Раз – косичка, два – косичка» или показ поделок педагогам школы, которые поощряют и хвалят детей.

А также всевозможные школьные конкурсы: «Спички детям - не игрушка» «Веселая геометрия», «Умелые руки», посвященный Дню защитников Отечества, «Мамин день 8 марта». Здесь они видят результат своего труда, за что получают призы и грамоты.

В этом году дети принимали участие в городской выставке новогодних игрушек «Новогодняя сказка» в ЦДО, где трое детей получили сертификаты. Здесь они видят результат своего труда. Готовясь к школьным и городским конкурсам, дети проявляют усидчивость, старательность, трудолюбие. В конце года планируется отчетная выставка всех работ членов кружка.

К праздникам и знаменательным событиям дети изготавливают сувениры, открытки, подарки и с радостью дарят их, что создает положительный эмоциональный настрой.

Комплексный подход трудового, эстетического и нравственного воспитания позволяет воздействовать на развитие познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы детей с ограниченными возможностями, поэтому очень важно для общего развития детей создать благоприятный эмоциональный фон на занятии.

Процесс изготовления поделок из бумаги, природного материала, подручных средств интересен и приятен. Необходимо сделать так, чтобы и для наших детей поделка была не просто итогом работы, а любимой игрушкой, подарком, который бы дети берегли и радовались вместе с педагогом. Постепенно у детей складывается система определенных навыков и знаний, необходимых для занятий в объединении.

Большое воспитательное значение имеет организация детского трудового коллектива. Однако наблюдения указывают на наличие у детей отклонений в общении. В коллективе таких детей совместная деятельность не всегда приводит к дружбе, к возникновению делового общения. Большую роль в этом играет личность взрослого, его участие в коллективном труде: спокойные замечания, советы, своевременное оказание помощи, нацеливание на конечный результат.

Огромное значение в формировании детского коллектива имеют коллективные работы. Здесь обращается внимание как на ее технологическую сторону, развивается умение решать проблемные задачи: как сделать то или это, какие материалы и инструменты использовать, так и дети побуждаются к общению, взаимодействию друг с другом, умению договариваться, обращаться друг к другу.

В течение всего времени идет работа над такими воспитательными задачами, как стремление доводить начатое дело до конца, содержание рабочего места в порядке, экономно и аккуратно использовать материалы, хранить инструменты, что становится заметным на занятиях.

Большое внимание уделяем работе с родителями. Начиная с сентября, по мере необходимости, до родителей доводится план работы на учебный год, рассказывается о тех приемах и технологиях, с которыми будут знакомиться дети. Это делается для того, чтобы родители могли и в домашних условиях научить ребенка простым приемам работы или закрепить умения и навыки, полученные в объединении. Родителям рекомендовано обратить внимание на коррекционную работу с детьми. Во-первых, необходимо приучать ребенка к самостоятельности - сам придумал, сам вырезал, сам склеил, сам построил, а после, не забудь навести порядок, убрать рабочее место. В то же время не следует отказывать в помощи, когда возникают трудности, ведь при выполнении работы детям может понадобиться одобряющая улыбка, дополнительное разъяснение. Во-вторых, нужно научить малыша бережно обращаться со своими поделками, не отвлекаться, доводить задуманное до конца, не бросать начатую работу. Важно не упустить случая, чтобы развить фантазию, воображение ребенка.

С целью проверки результатов обучения были проведены диагностики и контрольные срезовые эксперименты (в ходе и по итогам обучения), показавшие его эффективность. Это проявилось, прежде всего, в возросших возможностях детей действовать самостоятельно, получая в итоге практически полезный результат. Удалось существенно повысить уровень интеллектуальных умений, преодолев при этом характерный разрыв между умственным и практическим планом деятельности.

Анализ умений и навыков показал, что значительные сдвиги произошли в умениях детей ориентироваться в задании, проводить анализ образца и планировании предстоящих действий. В то же время было отмечено, что качественные показатели вербального отражения этих умений оказались наименее подвержены изменениям.

Приятно наблюдать, что дети используют в работе те или иные технологии, употребляют в речи технические слова, например, по диагонали, оригами, обрывание, трафарет и др., и осознавать, что наш труд не прошел даром. 

На начало прошлого учебного года списочный состав кружка составлял восемь человек, на конец этого года – пятнадцать. Кроме того в кружок иногда заглядывают дети старших классов, которые также с удовольствием выполняют работы.

Таким образом, состав кружка не уменьшается, а увеличивается. Деятельность кружка способствует сплочению детей разных возрастов, формированию у них трудолюбия, более увлекательному заполнению досуга, а также коррекции всех психических процессов, знаний и умений, необходимых нашим детям.

Работая в объединении с детьми с нарушением интеллекта, можно сделать вывод, что действуя с различными материалами, бумагой, тканью, пластилином и т.д. у детей происходит более успешное преодоление недостатков в развитии.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев». От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Изготовление игрушек, поделок – труд кропотливый, удивительный и очень приятный. Для того, чтобы дети охотно им занимались, необходимо развить их фантазию, добрые чувства, а с овладением навыками придет и ловкость в работе. Работа в объединениях дополнительного образования требует от ребенка ловких действий, и если вначале неточным движением руки он нередко повреждает игрушку, то впоследствии, в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Это важно для подготовки руки к письму.

В процессе изготовления работ постепенно образуется система специальных навыков и умений. Работа по сенсорному воспитанию детей на занятиях сводится к следующему: воспитание, совершенствование отдельных анализаторов и накопление представлений о конкретных признаках предметов (форме, цвете, величине), обучение способам решения постепенно усложняющихся сенсорных задач (формирование способов обследования предметов, составление целого из частей, определение положения в пространстве целого и его частей), обучение умению использовать анализаторы для формирования правильных представлений и понятий о предметах окружающей действительности. Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Предмет, который мы рассматриваем, воздействует на наш глаз; с помощью руки мы ощупываем его твердость (или мягкость), шероховатость и т.д. Издаваемые звуки каким-либо предметом, воспринимает наше ухо.

Создание доброжелательной атмосферы, близкая мотивация деятельности, широкое использование игровых приемов обучения, дидактических игр, своевременная помощь взрослого - является важным стимулом в воспитании трудолюбия.

Таким образом, специально организованная работа на занятиях в ОДО способствует развитию всех органов чувств и различных анализаторов, обеспечивает непосредственное чувственное познание действительности. Благоприятный эмоциональный настрой детей во время работы, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой игрушки, очень важны для общего развития детей с отклонениями в развитии.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бгажнокова М.М. Программы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью. Дефектология. – 1994г. - №1 –

2. Бгажнокова М.М. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений: 0-4 классы.- СПб.: филиал изд-ва Просвещение, 2007.

3. Екжанова Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно – развивающего обучения детей с нарушением интеллекта. // Дефектология. – 1999г. - № 6

4. Каргина З.А. Организация дополнительного образования в школе. Практическое пособие для администратора.- М.: Школьная пресса, 2009.

5. Кожалиева Ч.Б. Особенности содержания образования у младших умственно отсталых учащихся школьного возраста. // Дефектология. – 1995г. - №1 –

6. Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе. Под редакцией Г.М. Дульневой. – Москва, Педагогика,1971г.

7. Коррекционно – развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых детей. Сборник научных трудов. – Москва, МГПИ имени В.И.Ленина. – 1983.

8. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. – Москва, Педагогика, 1988,.

9. Мачихина В.Ф.Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе-интернате VIII вида: Пособие для учителей и воспитателей.-2-е изд., испр.- М.: Просвещение, 1983.,

10. Пинский Б.И. Коррекционно – воспитательное значение труда для психического развития. – Москва, Педагогика, 1985г.

11. Пороцкая Т.И. Работа воспитателя вспомогательной школы: Кн. Дя воспитателя. Из опыты работы. – М.: Просвещение, 1984. –

12. Тупаногов Б.К. Коррекционно – педагогическая работа в системе образования детей с нарушениями умственного и физического развития. // Дефектология – 1994г. - №4.

13. Шевченко С.Г. Коррекционно – развивающее обучение: Организационно – педагогические аспекты. – Москва, Гуманитарный издательский центр Владос, 1999г.,

14. Шестакова А.В. Учебное пособие по художественно-творческому развитию детей дошкольного возраста.-Челябинск, 1996.

Приложение 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: