Задачи операторов связи

Основной средой распространения вредоносных программ и спама являются телекоммуникационные сети, объединяющие владельцев информационных систем и ресурсов, поэтому операторы связи должны быть активно вовлечены в процесс противодействия распространению вредоносных программ и спама.

Учитывая то обстоятельство, что операторы могут оказывать пользователям услуги одной службы электросвязи (телефонной, телеграфной, телематической, передачи данных и т.п.) или нескольких служб, включая все существующие их разновидности, должны различаться и предъявляемые к ним требования по противодействию распространению вредоносных программ и спама.

При этом следует отметить, что все без исключения операторы связи, должны быть заинтересованы в обеспечении надежной и безопасной передачи информации как основы своей деятельности, поэтому, должны располагать подготовленным штатом сотрудников и продуманными регламентами, в том числе по предотвращению распространения вредоносных программ и спама. Исходя из этого в качестве первоочередных задач, которые в состоянии решить вышеперечисленные группы операторов следует определить:

· организацию службы реагирования на инциденты информационной безопасности (RFC2350, 3013). В случае невозможности организации полноценной службы, создание почтовых учетных записей, определенных RFC2142, Abuse, Security и реагирование на корреспонденцию, приходящую на эти почтовые ящики;

· поддержание в актуальном состоянии собственных записей в базах данных RIPN, RIPE, ARIN и т.д.;

· взаимодействие с клиентами в случае инцидентов, связанных с распространением вредоносных программам и спама;

· взаимодействие с государственными органами, ведущими противодействие распространению вредоносных программ и спама.

Первоочередные задачи всех групп операторов должны дополняться рекомендуемыми требованиями по:

· поддержанию защищенности собственных информационных ресурсов в актуальном состоянии, путем устранения обнаруженных уязвимостей;

· принятию участия в формировании требований к «доверительным участкам общедоступных сетей»;

· принятию участия в формировании требований к базовому уровню обеспечения безопасности оператора связи, введенному в проекте документа «Концепция информационной безопасности Сетей связи общего пользования Взаимоувязанной сети связи Российской Федерации»;

· разработке и внедрении услуг по:

 -аудиту защищенности информационных ресурсов;

 -формированию сегментов сети, с реализованными системами защиты от угроз информационной безопасности.

Внедрение подобных услуг создаст предпосылки для создания участков Российского Интернета, подключение к которым существенно снижает вероятность возникновения ущерба от вредоносных программ, спама и атак злоумышленников.

Для группы операторов, предоставляющих услуги информационных сервисов, рекомендуемые требования по противодействию распространению вредоносных программ и спама должны быть расширены, путем разработки и внедрения таких дополнительных услуг как:

· предоставление антивирусной защиты на почтовых и иных серверах;

· фильтрация трафика с целью блокирования распространения вредоносных программ и спама.

Задачи органов государственной власти

Основными задачами органов государственной власти, а также юристов, работающих в данной предметной области, являются:

· совершенствование нормативной базы в области противодействия распространению вредоносных программ и спама;

· привлечение к нормотворческой деятельности экспертов в области инфокоммуникационных технологий и систем обеспечения информационной безопасности;

· всемерная поддержка проведения образовательной работы;

· содействие в налаживании международного сотрудничества.

Заключение

Задача противодействия распространению вредоносных программ и спама является весьма актуальной. Вредоносные программы и спам наносят ощутимый ущерб инфокоммуникационным системам, принадлежащим государственным, негосударственным организациям, а также частным лицам. При этом следует отметить, что в зависимости от специфики той или иной инфокоммуникационной системы, от ценности защищаемых ресурсов, меры противодействия могут быть более или менее строгими, но в любом случае следует избегать излишнего радикализма.

В рамках организационно-правовой деятельности необходимо разработать регламентирующие документы, направленные на защиту государственных, негосударственных и личных инфокоммуникационных систем. Предлагается создать рабочую группу под эгидой АДЭ для выполнения и координации дальнейших работ по подготовке проектов нормативных документов в этой области. В задачи этой группы могут входить:

· разработка набора профилей средств защиты информационных ресурсов от вредоносных программ;

· разработка мер, способствующих эффективному применению действующих нормативных документов;

· разработка требований к базовому уровню обеспечения информационной безопасности для операторов связи, включая проведение необходимых исследований в части противодействия распространению вредоносных программ и спама;

· разработка предложений по ответственности участников информационного обмена за нарушение требований политики безопасности;

· разработка рекомендаций организациям и индивидуальным пользователям по противодействию распространению вредоносных программ и спама;

· разработка проектов нормативных документов, регламентирующих использование государственными органами ресурсов сети Интернет;

· подготовка предложений по созданию системы оперативного информирования государственных, негосударственных организаций и индивидуальных пользователей о возникновении угроз информационной безопасности.

В рамках технической деятельности представляется целесообразным на базе рабочей группы, подготовившей данный документ, образовать постоянно действующую рабочую группу для обсуждения и подготовки согласованных технических предложений (рекомендаций, стандартов) в области противодействия распространению вредоносных программ и спама.

В рамках образовательной деятельности необходимо организовать информирование пользователей о юридических средствах, технических и организационных ресурсах по борьбе с вредоносными программами и спамом. Целесообразно использовать для этих целей информационные ресурсы сети Интернет, средства массовой информации, другие информационные каналы.

В частности, в рамках образовательной деятельности необходимо предусмотреть:

· создание методических указаний, учебной литературы, инструкций, руководств, а также справочно-информационных ресурсов в Интернете с рекомендациями по информационной защите для руководителей различного звена, администраторов информационных систем, пользователей офисных и домашних компьютеров, преподавателей соответствующих дисциплин в высших и специальных учебных заведениях;

· разработку учебных программ и методических материалов для проведения учебных занятий в высших и специальных учебных заведениях и на курсах повышения квалификации специалистов и проведение таких занятий;

· обеспечение работы постоянно действующих форумов по обмену опытом противодействия угрозам компьютерной безопасности.

Решение задачи противодействия распространению вредоносных программ и спама возможно лишь совместными усилиями всех заинтересованных участников инфокоммуникационного рынка и при комплексном рассмотрении организационно-правовых, технических и образовательных вопросов.

Для эффективного противодействия распространению вирусов и спама необходимо международное сотрудничество.        

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: