Меры государственной поддержки малого предпринимательства

Малое и среднее предпринимательство в России развивается при активной поддержке со стороны руководителей государства, органов исполнительной и законодательной власти на федеральном и региональном уровнях. В 2009 году была принята Программа антикризисных мер Правительства РФ.

В числе основных 7-ми приоритетов антикризисной программы 5-ый пункт отведен мерам по поддержке малого предпринимательства: «Бизнес должен быть освобожден от давления чиновников. Правительство продолжит снижать административные барьеры для бизнеса, являющиеся одной из причин коррупции. Будет также предложен новый комплекс мер, позволяющий малому бизнесу успешно развиваться в условиях кризиса». Так, в 2009 г. утверждены и уже вступили в силу ряд мер по снижению административного давления на сектор малого предпринимательства. Однако их эффект станет заметен с некоторым временным лагом. Так, к мерам ослабления административного давления на предприятия малого бизнеса можно отнести следующие:

- принят новый порядок открытия малого и среднего бизнеса. Так, с 01.05.2009 г. вступил в силу Федеральный закон № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в соответствии с которым предприниматель более не обязан получать разрешение на организацию собственного дела в надзорных инстанциях – достаточно лишь уведомить их о начале работы предприятия. Однако данное положение касается только ограниченного круга деятельности, а именно: гостиничные и бытовые услуги, текстильное и швейное производство, обработка древесины, коммерческие перевозки, издательская и ряд других видов деятельности.. Более того, данный закон регламентирует количество проверок и их продолжительность: максимально допустимое время проведения проверок для микропредприятий не может превышать 15 часов в год, для малых – 50. По моему мнению, данная мера имеет принципиальное значение среди мер поддержки сектора малого предпринимательства. Предполагается, что будет осуществляться преимущественно документарная проверка, которая не столь обременительна для предпринимателей и не отвлекает их от финансово-хозяйственной деятельности;

- в целях пресечения случаев необоснованного вмешательства в деятельность предприятий малого и среднего бизнеса во всех субъектах РФ созданы подразделения, призванные обеспечить надлежащий надзор в данной сфере. В Генпрокуратуре РФ создано новое подразделение – отдел по надзору за исполнением законодательства о государственном контроле, в функции которого входит обеспечение гарантий недопущения правонарушений при осуществлении контрольных мероприятий в сфере предпринимательства, в частности, при формировании Сводного плана проведения плановых проверок и согласовании выездных внеплановых проверок.

В Программе предусмотрены также меры по созданию новых рабочих мест за счет открытия новых малых предприятий; создание благоприятных условий для деятельности магазинов «шаговой доступности», сельскохозяйственных рынков, сферы торговли; поддержка факторинга в рамках программы Внешэкономбанка по финансовой поддержке малого и среднего предпринимательства. В целях поддержки создания малого инновационного бизнеса будут проводиться специальные мероприятия с участием Российской венчурной компании.

В части мер налогового стимулирования для субъектов малого и среднего бизнеса можно выделить следующие:

- внесены Госдумой РФ изменения в ст. 346.12 и 346.13 части второй Налогового кодекса РФ, направленные на повышение доступности применения упрощенной системы налогообложения (УСН) для малого бизнеса. Это реализовано за счет увеличения предельного размера доходов, ограничивающего право перехода на упрощенную систему налогообложения, до 45 млн. рублей, а также увеличения предельного размера доходов налогоплательщика до 60 млн. рублей в части утраты права применения УСН. Данная мера позволит, по предварительным оценкам, вдвое увеличить число малых предприятий, а значит, существенно снизить налоговую нагрузку для плательщиков, применяющих в настоящее время общую схему налогообложения. Кроме того, реализация данной меры может способствовать легализации некоторой части «теневых» доходов малых предприятий;

- принят Федеральный закон «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». Согласно закону, у предпринимателей, уплачивающих единый налог на вмененный доход (ЕНВД), появилась возможность добровольного применения контрольно-кассовой техники (ККТ) в своей деятельности при условии выдачи по требованию покупателя документа, подтверждающего факт покупки (товарный чек, квитанцию и др.). Данная мера существенно сократит расходы предпринимателей на покупку и дальнейшее ежемесячное обслуживание ККТ.

Следует отметить, что действующая с начала 2009 г. мера по предоставлению субъектам РФ права устанавливать пониженную ставку налога по упрощенной системе налогообложения в диапазоне от 5% до 15% в зависимости от вида деятельности пока не получила широкого распространения.

В 2009 г. расходы федерального бюджета на государственную поддержку субъектов малого предпринимательства увеличены до 10,5 млрд. руб., т.е. в дополнение к ранее запланированным средствам будет выделено 6,2 млрд. руб. До 30 млрд. руб. расширена программа финансовой поддержки малого и среднего бизнеса, реализуемая Внешнэкономбанком.

Распределение субсидий федерального бюджета на развитие малого предпринимательства осуществляется на конкурсной основе. В связи с этим возникает задача адекватной оценки роли малого предпринимательства в экономике региона, для чего разработаны и внедрены специализированные механизмы информационного обеспечения. Для 78 субъектов Российской Федерации за счет федерального бюджета профинансировано не менее 80% расходов на поддержку малого предпринимательства. В 2009 г. Правительство России впервые предоставило возможность авансового перечисления регионам субсидий из федерального бюджета на развитие малого предпринимательства - до 60% в течение первого - третьего квартала текущего года.

Согласно закону № 209 ФЗ от 24.07.2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» система государственной поддержки включает в себя центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды, фонды содействия микрокредитованию, акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, лизинговые компании, консультационные центры и другие организации.

В регионах для оказания государственной поддержки малым предприятиям органы государственной власти используют предоставленные на федеральном уровне налоговые возможности. Кроме того, большинство субъектов Российской Федерации заявили об участии в федеральной программе Минэкономразвития по оказанию государственной поддержки малому предпринимательству.

Антикризисные меры Правительства Российской Федерации направлены на сохранение и развитие потенциала малого и среднего предпринимательства. Сохранение этого потенциала требует реализации эффективной государственной поддержки малого предпринимательства как системы государственных институтов, функционирование которой обеспечивает наилучшие социальные, ресурсные, экономические и технологические условия развития бизнеса.

Таким образом, рoль мaлoгo бизнeca в экoнoмикe любoгo paзвитoгo oбщecтвa нeвoзмoжнo пepeoцeнить. Mиpoвaя пpaктикa yбeждaeт: пpopыв к pынкy мoжeт быть ocyщecтвлeн, пpeждe вceгo, чepeз aктивнoe paзвитиe мaлoгo бизнeca. Вo вceм миpe пpoцeнт мaлoгo бизнeca в экoнoмикe дocтигaeт oднoй тpeтьeй oт вceгo дoxoдa гocyдapcтвa, в нaшeй cтpaнe этoт пoкaзaтeль пoкa зaмep нa ypoвнe 15 пpoцeнтoв. Государство мнoгo дeлaeт и yжe cдeлaлo для тoгo, чтoбы мaлыe пpeдпpиятия имeли вoзмoжнocти для вeдeния бизнeca. Но сделано далеко не все: зaoблaчныe нaлoги и тaмoжeнныe пoшлины, бecкoнeчныe пpoвepки и peвизии, бeccмыcлeннoe, зaчacтyю никoмy нe нyжнoe лицeнзиpoвaниe, гpoмoздкиe бюpoкpaтичecкиe бapьepы и, бeзycлoвнo, чинoвничьи пoбopы – вce этo никaк нeльзя нaзвaть нopмaльными ycлoвиями для cтaнoвлeния пpeдпpинимaтeльcтвa.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: