Проблемы малого предпринимательства и пути

ИХ РЕШЕНИЯ

Специфика функционирования МП в современной России проявляется в том, что им постоянно приходится сталкиваться с проблемностью существующей законодательной базы: недостаточной проработкой принятых законов, постоянным внесением изменений и дополнений, противоречием федеральных и региональных законодательных актов.

Решающее влияние на эффективность функционирования МП в российской экономике оказывают следующие проблемы: административные барьеры, которые возникают при получении доступа к ресурсам и правам собственности на них. Подобный «барьерный» характер отношений МП и госструктур РФ ведет к экономическим потерям общества и создает почву для получения противоправных доходов. У российских МП на преодоление проблемы административных барьеров уходит до 10% оборота, а должно быть не больше 3%, как в Западной Европе[8] .Это подавляет предпринимательскую инициативу, дестимулирует капиталовложения и принуждает уводить МП «в тень». Для упрощения взаимодействия МП с органами власти и снижения административных барьеров необходимо ограничить круг субъектов, в отношения с которыми вступают малые предприниматели, а также ограничить число проверок субъектов МП.

Перечень проблем дополняет нехватка производственных площадей, существовавший дефицит специализированного оборудования для малых предприятий, дефицит квалифицированных кадров, сложность кредитных отношений с банками.  Проблему доступности кредитов, необходимо решать на основе развития трех существующих сейчас форм лизинговых отношений. Считаем, что в нынешних условиях лизинг для МП выглядит предпочтительнее банковского кредитования. Существующая в 2008г. правительственная программа финансирования МП небольшая – всего 10,5 млрд. рублей, при оценке потребности - в 1 трлн. рублей, при этом в 2008 г. МП воспользовались только 250 млрд. рублей кредитных ресурсов[9].

Еще одной традиционной проблемой для МП всегда являлись налоговые отношения. После внесения изменений в Налоговый кодекс РФ, в зависимости от применяемой системы налогообложения, малые предприятия разделены на три категории: 1) МП, ведущие учет по традиционной системе налогообложения; 2) МП, выбравшие упрощенную систему налогообложения и бухгалтерского учета. 3) МП, ведущие расчеты с бюджетом по единому налогу на вмененный доход.

Несмотря на достоинства принятой для МП упрощенной системы налогообложения, ее минусом является то, что не всегда у малого предприятия есть право выбора системы налогообложения. Нужно предоставить малым предприятиям возможность добровольного перехода на уплату единого налога на вмененный доход; решить вопрос применения НДС при упрощенной системе налогообложения; упростить учет и отчетность; свести до минимума количество уплачиваемых налогов; зафиксировать на федеральном уровне предельные ставки налогов для защиты МП от излишнего давления в регионах; снизить налоговую нагрузку для начинающих предпринимателей: ввести налоговые каникулы для них на первые годы работы и, предложить на законодательном уровне налогоплательщикам - субъектам малого предпринимательства альтернативные системы налогообложения.

Наряду с предложенными выше решениями названных проблем, инструментом содействия эффективному развитию МП в зарубежных странах является комплекс мер государственной поддержки МП, особенно актуальной сегодня, в ситуации наличия мирового экономического кризиса. По результатам проведенного анализа была решена задача выявления элементов зарубежного опыта, пригодных для использования в России в современной сложившейся экономической ситуации.

Комплекс мер господдержки в зарубежных странах, включает в себя: специальное законодательство для МП; особую систему государственных программ финансового, технологического, внешнеэкономического, информационного, консультационного, кадрового содействия МП, с использованием централизованных источников и особых схем финансирования; протекционистскую государственную политику; компенсации (в том числе за счет государства) неблагоприятных условий выхода на монополизированные рынки и доступа к финансово-кредитным ресурсам; участие в госзаказах; устранение административных ограничений для деятельности МП.В итоге изучения зарубежного опыта государственной и децентрализованной поддержки малых предприятий в США, Великобритании, ФРГ, Японии, Европейском Союзе отмечено: что, децентрализованная поддержка является более мощным фактором развития МП в сравнение с государственной и определяется объективно ограниченными финансовыми ресурсами государства. Государство содействует активизации этого направления поддержки, используя для этого различные законодательные и экономические инструменты: налоговые льготы крупному бизнесу, участвующему в соответствующих программах; условия распределения государственного заказа, предполагающие обязательное привлечение крупными компаниями МП в качестве субподрядчиков; механизм финансовых гарантий банкам и страховым компаниям; паевое участие в венчурной деятельности с участием МП.

Изучение российской практики господдержки позволило выявить наличие противоречивой ситуации. С одной стороны, уже к середине 90-х годов в России было завершено формирование системы государственных органов по поддержке МП и ее законодательной базы. По своим внешним признакам они в целом соответствовали зарубежным аналогам. С другой стороны, проведенное исследование доказало, что эффективность этой поддержки не удовлетворяет ее получателей. Это  свидетельствует о необходимости изменения принципиальных подходов к самой концепции государственной поддержки малого предпринимательства.

В первую очередь государству необходимо признать, что оно не способно в полной мере использовать зарубежный опыт прямой финансовой поддержки МП, - необходимость капиталоемких централизованных ассигнований и убыточных (для местных бюджетов) налоговых льгот. Это определяет три главных требования к новой концепциицентрализованной поддержки малого предпринимательства:

 1) фискальные и контрольно - разрешительные функции местных органов государственной власти в отношении МП должны быть резко ограничены федеральным законодательством;

2) приоритеты государственной поддержки должны быть перенесены на те ее формы, которые не требуют прямого бюджетного финансирования или сокращения доходных статей бюджетов;

3) прямая финансовая поддержка должна распространяться на ограниченные группы МП, в ускоренном развитии которых заинтересовано общество и государство. Более двадцати возможных форм господдержки для МП определены в статьях Закона о государственной поддержке МП.

Для России, необходимо пересмотреть существующий программный метод поддержки МП, который сегодня является основным инструментом реализации государственной политики в области развития МП.

Необходимо основные мероприятия принимаемых федеральных, региональных, городских комплексных и целевых Программ поддержки МП, направить на разрешение проблем, сдерживающих развитие малого предпринимательства, таких, как:

несовершенство системы налогообложения; нестабильность бюджетного финансирования федеральной и региональных программ; неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки и страхования рисков МП; отсутствие государственных гарантий погашения банковских ссуд; отсутствие механизмов самофинансирования (кредитные союзы, общества взаимного страхования и др.); облегчение доступа МП к аренде производственных мощностей и помещений; отсутствие социальной защищенности и безопасности предпринимателей; административные барьеры на пути развития МП; обеспечение создания и эффективной работы бизес-инкубаторов, развитие экономических «зон», технопарков, инновационных центров, промышленных кластеров.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Малое предпринимательство занимает особое место в экономической системе любой страны, не только обеспечивает рост занятости и снижение социальной напряженности, но и является важнейшим фактором обеспечения устойчивости и инновационного характера экономического роста. Развитие малого бизнеса повышает гибкость и адаптивность экономики, обеспечивает основу для формирования массового среднего класса. Значение малого бизнеса в рыночной экономике, очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса. Существенный вклад вносит малый бизнес в формирование конкурентной среды, что для нашей высокомонополизированной экономики имеет первостепенное значение.

Малое предпринимательство как субъект экономики существует в России почти двадцать лет. На эти годы пришелся самый трудный для него период - период становления. Создавалась нормативно-правовая база, регулирующая деятельность малого предпринимательства, уточнялись отдельные положения политики государства по его поддержке, разрабатывались механизмы государственной поддержки, формировались структуры для их реализации.

Проведенное исследование процесса развития малого предпринимательства в российской экономике выявило наличие противоречивой ситуации. С одной стороны, в России имеются все формальные предпосылки для успешного развития малых предприятий. С другой стороны, фактическое состояние малого предпринимательства в России можно назвать сложным из-за высоких налогов, недостаточности мер государственной поддержки, наличия административных барьеров, недостаточной проработки законодательства, сложившейся экономической ситуации. Мировой финансовый кризис также отразился в той или иной степени на всех сферах экономики, у людей снизились доходы и, как следствие, уменьшился спрос на товары и предлагаемые услуги. Малым предприятиям приходится прилагать большие усилия, чтобы «остаться на плаву» и получать доходы от своей деятельности.

Правительство Российской Федерации всячески поддерживает малый бизнес с помощью новых законов, кредитных программ, субсидий и льгот.

Размер федеральной поддержки для большинства регионов составил 70%, а для некоторых регионов – 80%.. Правительство уделяет большое внимание программам микрофинансирования, выдаче грантов.

Программа кредитования малого и среднего бизнеса Внешэкономбанком вызвала большой интерес у других кредитных организаций. Сейчас уже 75 банков подали заявки на участие в этой программе, а общий объём заявок составил более 12 млрд. руб. Банки получают средства на кредитование малого бизнеса под 10,5-10,7 %, а предприниматели будут платят за пользование кредитными ресурсами несколько больше (предполагается, что 13-14%).

В 2009 году вступил в силу новый Федеральный Закон, отменяющий использование контрольно-кассовых аппаратов для представителей малого бизнеса, уплачивающих единый налог на вменённый доход, что будет способствовать снижению издержек для предпринимателей.

Были подписаны и иные законодательные, и нормативные акты, касающиеся аренды, госзаказов, проверок малого бизнеса, и другие.

Все эти действия со стороны государства показывают, что Программа поддержки малого предпринимательства действует, и государство прилагает достаточно сил для того, чтобы оказать максимальную помощь малому бизнесу.

Кризис не может продолжаться бесконечно, а признание значения малого предпринимательства в экономике России, поддержка государства (при активном участии самих предпринимателей) помогут многим успешно развивать своё дело, и перспективы малого бизнеса в России, действительно, можно назвать оптимистичными.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гражданский кодекс РФ часть 1 от 30.11.1994 № 51 - ФЗ, часть 2 от 26.01.1996 № 14 – ФЗ.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части 1 и 2. М.: Юрайт., 2004

3. Федеральный Закон РФ от 14.06.95 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»

4. Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 155-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

5. Федеральный закон от 24 ноября 2008 г. № 208-ФЗ «О внесении изменения в статью 346.14 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»

6. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

7. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой и второй с постатейными материалами официальных органов/Под ред. А.В. Брызгалина и А.Н. Головкина. Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: «Аналитика-Пресс», 2007

8. Авдеев СВ., Замедлина Е.А. А18 Основы бизнеса: Учебное пособие. — М.: Юрайт- Издат, 2006

9. Автономов В. Практики глазами теоретиков (феномен предпринимательства в экономической теории)// Предпринимательство в России. 2007. - № 4 (11). – С. 18-19

10. Государственное регулирование рыночной экономики. Под ред.В.И.Кушлина, А.А. Фоломеевой М.: – Издательство РАГС, 2008

11. Изряднова О., Фомина Е., Казанцев Д. Малое предпринимательство в России: состояние и проблемы// Российская экономика: тенденции и перспективы. – 2009. - № 7. – С. 37-39

12. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в январе-марте 2009 г. / Статистический сборник. М.: Национальный институт исследования проблем предпринимательства, 2008

13. Крупанин А.А. Основы предпринимательства. - СПб: СПбГИЭА, 2009

14. Лапуста М.Г., Портнев А.Г., Старостин Ю.Л., Скамай Л.П. Предпринимательство: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2007

15. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее/ Под ред. Б.Г. Ясина, А.Ю. Чепуренко, В.В. Буева. — М.: Фонд «Либеральная миссия», 2003

16. Медведев Д.А., Набиуллина Э.С. Выступления на Президиуме Госсовета // Президент. - 2008. - №1. – С. 1-2

17. Михеев И.Е. О критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства// Деловая пресса. – 2008. - № 3-4. – С. 12-14

18. Пайл У., Пантюшин В. Администрация малого бизнеса США (опыт разных стран)// Предпринимательство в России. 2007. - № 2 (13). – С. 37-41

19. Поддержка малого бизнеса в условиях кризиса// Бухгалтерия ИП. – 2009. - № 1. – С. 24-26

20. Смирнов Н.В. Анализ общей динамики развития малого предпринимательства России в начале ХХI века. М.: Национальный институт исследования проблем предпринимательства, 2008

21. Уйменова Е. Перспективы развития малого бизнеса// www.audit-it.ru

22. Чувахина М.В. Стимулирование развития малого бизнеса в Восточной Германии// Вестник Московского Университета. Экономика. 2004. - № 6. – С. 34-36

23. www.gks.ru

 


[1] Лапуста М.Г.Предпринимательство: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2007 С.367

[2] Крупанин А.А. Основы предпринимательства. - СПб: СПбГИЭА, 2009

 

[3] Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее/ Под ред. Б.Г. Ясина,— М.: Фонд «Либеральная миссия», 2003

 

[4] Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в январе-марте 2009 г. / Статистический сборник. М., 2009 С.8

 

[5] Изряднова О., Фомина Е., Казанцев Д. Малое предпринимательство в России: состояние и проблемы//. – 2009. - № 7. – С. 37

 

[6] Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в январе-марте 2009 г. / Статистический сборник. М., 2008 С.9

 

[7] Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi?pl=1106016 (Дата обращения: 19.12.2010)

[8] Медведев Д.А., Набиуллина Э.С. Выступления на Президиуме Госсовета // Президент. - 2008. - №1. – С. 1

 

1. [9] Медведев Д.А., Набиуллина Э.С. Выступления на Президиуме Госсовета // Президент. - 2008. - №1. – С. 1-2

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: