Декоративно-прикладное искусство

Министерство образования и науки Российской Федерации

Сыктывкарский государственный университет

Кафедра изобразительного искусства

 

 

История культуры и искусств

(зарубежное искусство)

 

Методические рекомендации

для студентов факультета искусств

 

 

I ЧАСТЬ

 

Сыктывкар

 2005

 

Утверждено на совместном заседании Ученого совета факультета

искусств СыктГУ 30.05.05 г. (протокол № 3)

 

Составитель — С.А. Бочаров, канд. пед. наук.

Макет обложки: Т.Акиньхова

 

От составителя

История искусства является одной из обязательных учебных дисциплин в системе профессионального художественного образования. Это объясняется тем, что овладение любой профессией невозможно без

знания истории предмета изучения. История искусства является частью

большой науки под названием искусствоведение. Чтобы усвоение дан-

ного курса проходило более осмысленно и целенаправленно, предла-

гаются данные методические рекомендации. Они включают в себя про-

грамму по истории зарубежного искусства, отражающую периоды с 

древнейших времен, когда оно носило синкретичный характер, до клас-

сического периода в искусстве Древней Греции. Программа содержит

список литературы, которая поможет дополнить занятия, а также с целью

удовлетворения профессионального интереса по многим вопросам ис-

тории искусства сначала его зарождения. В рекомендациях изложены

планы семинарских занятий и вопросы для подготовки к экзамену. Тер-

минологический словарь позволит лучше закрепить некоторые специ-

альные термины в процессе изучения курса.

Помимо традиционных форм учебной работы со студентами (лек-

ций, семинаров) изучение истории искусства предполагает экскурсии в

музеи и выставочные залы, просмотры видео- и мультимедиаматериа-

лов, самостоятельную работу в библиотеках и читальных залах, напи-

сание рефератов и эссе по предлагаемым преподавателем проблемам

и вопросам.

Весь курс истории искусств разделен на условные периоды в соо-

ветствии с количеством часов в семестре, предусмотренных учебным

планом.

 

 

Содержание программы составлено на основе дидактических еди-

ниц двух стандартов: специальности 053000 — Народное художествен-

ное творчество и 052400 - Дизайн. Это обусловлено объединением

групп студентов двух специальностей в общий поток для чтения лекций

При составлении программы были учтены особенности требований

обоих стандартов.

Тематический план (лекций — 26; п.з — 8; сам.раб. - 34)

 

п\п

Наименование темы, раздела

Всего

часов

В том числе

лекций практич.

СРС

1 I семестр Введение в курс истории искусств   8 4 4  
2 Зарубежное искусство Культура первобытного общества. Ранние синкретичные формы искусства. Искусство палеолита Искусство мезолита Искусство неолита, железа, бронзы. 10 4 2

4

3 Предметная культура Древнего Востока Искусство Древнего Востока Общая характеристика Искусство Египта История предметного мира Древнего Египта Искусство Древнего царства Искусство Среднего царства Искусство Нового царства и позднего времени 12 4 2

6

4 Предметная культура и искусство Передней Азии (Месопотамии) Культура государств Шумера, Аккада, Вавилона Искусство Ассирии и Нововавилонского царства; искусство Урарту и ахеменидского Ирана  12 4 2

6

5 Культура и искусство Древней Индии (III тыс.до н. э –VII н. э) Культура и искусство Древнего Китая 4 2  

2

6 История предметного мира Античной Греции Культура и искусство Эгейского мира Искусство Древней Греции: Искусство гомеровского периода  (XI–VIII в. до н. э.) Искусство периода архаики (VII–V в. до н. э.) Культура и искусство греческой классики     2   16       2   4     2

 

 

10

 

Программа

Введение

Генезис искусства как предмет искусствоведения, где история искусства — составная часть науки об искусстве.

История искусства – наука о процессах развития пластических искусств со дня зарождения до современности. Классификация пластических видов искусства: тектонические (архитектура и декоративно-прикладное искусство) и изобразительные (скульптура, живопись, графика).

Визуальный характер восприятия пластических искусств.

Предметно-вещественный характер произведений пластических искусств.

Понятие «стиль» как комплекс устойчивых признаков, характеризующих образную и формальную структуру произведения определенной эпохи. Яркое проявление понятия «стиля» в условиях системы синтеза искусств.

Место пластических искусств в мировой художественной культуре. Природа искусства и его функциональные цели, в т.ч. общественно-воспитательная. Художественная жизнь эпохи – объект изучения истории искусства. Специфические задачи пластических искусств. Восприятие пластических искусств через зрение, осязание, моторику, обоняние (садово-парковое искусство).

Искусство - отражение мира через художественно-образное познание его.

Сущность художественного процесса.

Национальные художественные школы, направления в искусстве. Творческий метод, поэтика, стилистика, индивидуальная творческая манера.

Традиции и новации в искусстве. Синтез искусств и проблема ансамбля. Народное искусство как особый тип художественного творчества.

 

Специфика и сущность различных видов искусств

Архитектура. Функциональное и эстетическое в архитектуре. Абстрактно – символическая природа образа в архитектуре. Специфика художественных факторов в архитектуре: план, объем, тектоника, декор. Создание архитектурного проекта. Основные группы конструктивных элементов в архитектурной композиции и их влияние на художественный образ. Понятие «ордер» в европейской архитектуре. Масштабы (внешний и внутренний), пропорции, ритм. Свет и цвет в архитектуре. Архитектурный ансамбль.

 

 

Декоративно-прикладное искусство

Специфические особенности ДПИ. Композиция формы и декора. Значение материала в художественном образе изделия. Народное и профессиональное декоративно-прикладное искусство. Виды и жанры ДПИ. Понятие «дизайн», его особенности как отрасли ДПИ и задачи.

 

Скульптура. Скульптура как синтез тектонического и изобразительного. Взаимосвязь с другими видами искусства. Виды скульптуры: монументальная, станковая, пластика малых форм. Круглая статуя и рельеф. Виды скульптурного рельефа. Жанры скульптуры. Статуарная группа, портрет, анималистика. Композиция в скульптуре. Постамент в скульптуре. Свет цвет в скульптуре. Проблема драпировок в скульптуре. Передача движения в скульптуре. Главная тема скульптуры – человек.

 

Живопись. Широта ее изобразительных и выразительных возможностей. Специфика художественных средств. Особенности воспроизведения пространства и объема на плоскости. Главная дилемма живописи. Виды живописи: монументально-декоративная, станковая, миниатюра. Специфика художественно-образных и технических средств выразительности каждого вида. Материалы в живописи.

Композиция, рисунок, цвет, линейно-плоскостной и пространственный ритм. Колорит и тон в живописи. Средства пространственного построения полотна. Историческая обусловленность метода изображения пространства. Роль точки зрения в передаче пространства.

Жанры живописи. Исторический жанр. Специфические задачи портрета, его классификация. Бытовой жанр. Пейзаж и специфика его задач. Пейзаж факта и пейзаж настроения. Интерьер и натюрморт - «портреты» среды человека. Проблема жанра и «авангард».

 

Графика. Специфические художественно-образные особенности искусства графики. Её отличия от других видов искусства. Виды графики: станковая, сопроводительная; «рисованная», «печатная» (эстамп). Книжная иллюстрация, карикатура, плакат. Его социальные функции, специфические изобразительные средства. Рекламный плакат и его графические приемы.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: