Предметная культура и искусство Передней Азии и Ирана

Древняя Месопотамия. Географическое положение, характер цивилизации. Особенности религиозных представлений, преемственность культур на территории Месопотамии, их периодизация. Сравнение с искусством Древнего Египта. Значение для мирового искусства.

Искусство Шумера и Аккада. Сложение храмовой типологии в Шумере (храм в Уруке, «Овальный Храм» в Хафадже). Круглая скульптура и рельеф. Мелкая пластика и ювелирные изделия.

Скульптура аккадского периода (голова Саргона II). Искусство глиптики. Архитектура и изобразительное искусство позднешумерского и старовавилонского периодов. Дворцы и зиккураты. Круглая скульптура и рельеф (стела Хаммурапи). Характер изображения человека и животных. Монументальная живопись.

Ассирия и Нововавилонское царство. Сложение дворцовой планировки (дворец Саргона II). Ассирийский рельеф (рельефы дворца Ашшурбанипала в Ниневии), его источники и эволюция. Архитектура (вавилонский заккурат, ворота богини Иштар) и изобразительное искусство Вавилона I тыс. до н.э. (сюжеты на темы предстояния перед божеством, зооморфные фигуры и священные эмблемы). Камнерезное искусство (печати).

Искусство царства Урарту. Заимствование ассирийской клинописи и языка. Связь изобразительного творчества с рельефами Ассирии и искусством народов Северного Причерноморья. Заимствование элементов персидской архитектуры (ападаны). Строительство крепостных сооружений. Многокомнатные пещерные храмы и гробницы. Особенности оформления фасадов и интерьеров.

Ахеменидский Иран. Архитектура Персеполя (дворцовый комплекс Дария I, Ксеркса I, Артаксеркса I). Особенности планировки и отделки интерьеров. Гробница Кира. Ападаны. Искусство иранского рельефа — отражение образа жизни народа. Использование среднеазиатского изобразительного канона на основе ассирийских традиций. Особенности изображения людей в иранском рельефе. Статуарность и объемность рельефных изображений. Изразцовый фриз из Суз – «Воины».

Культура и искусство Древней Индии. Специфика исторического развития Индии. Символический характер искусства Индии. Синтез пластических искусств. Архитектура: ступа, стамбха, скальные храмы, мавзолеи. Особенности индийской скульптуры: одухотворенность и чувственность. Природный характер индийской пластики. Живопись Аджанты. Значение искусства Индии.

Культура и искусство Древнего Китая. Особенности исторического развития Китая и его влияние на искусство. Природа как объект религиозного поклонения и философского осмысления. Эстетическая ценность природы. Передача пространства и времени в изобразительном искусстве. Пейзаж как самостоятельный жанр. Архитектура Древнего Китая. Мелкая пластика и прикладное искусство.

История предметного мира Античной Греции

культура и искусство Эгейского мира. Понятие античного искусства, его периодизация. Особенности эгейской культуры как связующего звена между Востоком и Древней Грецией; её роль в развитии культуры народов Средиземноморья. Искусство Крита, его своеобразие. Кносский дворец. Росписи. Мелкая пластика. Критская керамика. Изобразительное искусство. Архитектура и изобразительное искусство Тиринфа и Микен (цитадели, гробницы, мегарон). Мелкая пластика и керамика.

Искусство Древней Греции. Периодизация, особенности цивилизации. Роль классической традиции в истории искусства.

Искусство гомеровского периода (ХI – VIII в.в. до н. э.) Формирование храмовой типологии. Деревянная скульптура. Мелкая пластика. «Геометрическая керамика». Вазопись.

Искусство архаики (VII - VI в.в. до н. э.). Города – государства. Развитие архитектурной системы. Типы храмов («в антах», простиль, амфипростиль, периптер). Ордер, его конструкция и декоративная функция. Характеристика ордеров.

Скульптура архаики. Синтез скульптуры и архитектуры в греческом храме. Композиция фронтонов, фризов, метоп. Типы керамики. Чернофигурная и краснофигурная техника вазописи.  

Культура и искусство греческой классики (V-IV вв. до н.э.) Периодизация. Архитектура и ранняя классическая скульптура храмов Афины Афайи на о.Эгин и Зевса в Олимпии. Проблема передачи движения как одна из творческих задач. Варианты ее решения. Скульпторы мирон и Поликлет, их вклад в формирование новых приемов выразительности в скульптуре.

Архитектура высокой классики: планировка и основные архитектурные памятники Афинского акрополя. Пропилеи. Храм Ники Апторос. Эрехтейон. Парфенон: конструктивно-художественные особенности. Развитие скульптуры высокой классики. Творчество Фидия. Погребальные и вотильные рельефы. Вазопись высокой классики.

Архитектура поздней классики. Формирование регулярной системы планировки. Театр в Эпидарве. Мавзолей в Галикарнасе. Развитие скульптуры, скульпторы: Лисипп, Скопас, Пракситель, Леохар. Их вклад в развитие греческих традиций в скульптуре.

 

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Семинар 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: