История и развитие искусства

Ранние синкретичные формы искусств

 

Понятие «древний мир»: хронологические и географические рамки. Место древних цивилизаций в человеческой культуре. Синхронизация древних культур. Происхождение искусства. Мифологическое мышление и пространственно-временные представления. Ритуал, миф, искусство. Искусство как выражение первобытного знания. Функциональная особенность произведений первобытного искусства. Синтетичность памятников первобытного искусства, соединение в них эстетических и познавательных начал.

 

Основные этапы развития ранних форм искусства

Поздний каменный век (верхний палеолит)

Первые изобразительные памятники. Эпохи ориньяк, солютре, шательпероне, гравет, мадлен. Наивный реализм искусства палеолита. Неумение и примитивизм изображений человека (статуэтки из Виллендорфа, Австрия и др.). Изображение отдельных животных и стада как свидетельство зачатков аналитического мышления у первобытного человека. Шедевры первобытной живописи в пещерах Ла Мадлен и Фон де Гом.

Средний каменный век (мезолит)

Климатические изменения в Европе. Вымирание крупных животных. Образование подвижных племен. Совершенствование орудий труда и охоты. Накопление жизненного опыта человека, представлений об окружающем мире. Вера в загробную жизнь. Схематизация и упрощение изображений. Повествовательность и сюжетное начало в изображениях. Сюжетная соподчиненность фигур. Силуэтность композиции и декоративность цвета.

Новый каменный век (неолит)

Появление организованного скотоводства и земледелия. Влияние магии, земледельческой мифологии на искусство. Нарастание упрощенности и условности в образах человека. Отражение реальной действительности в орнаменте, и влияние последнего на схематизацию изобразительных памятников.

Бронзовый век

Дальнейшее разделение труда. Появление новых сфер духовной деятельности человека. Реалистические тенденции в прикладном искусстве. Зарождение архитектуры как искусства. Мегалитические сооружения – менгиры, дольмены, кромлехи. Преобладание массивной формы в композициях первобытных сооружений. Культовый характер архитектурных сооружений.

Значение первобытного искусства в развитии мышления, чувственного восприятия и духа творчества в человеке.

Эстетическая сила воздействия первобытного искусства.

Предметная культура Древнего Востока

 

Особенности формирования художественной культуры Востока. Замедленность темпов развития цивилизаций Древнего Востока. Пережитки родового строя в сознании людей. Обожествление животных и сил природы. Социальная и политическая миссия искусства, его символический характер. Искусство на службе деспотии и жречества. Синтез искусств, ремесла и искусства. Каноны, их роль в формировании мастерства и искусства в целом; каноны как тормоз для творческих исканий.

Сирио-палестинский, анатолийский, мессопотамский центры развития искусства и художественной культуры.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: