Раскройте проблемы обложения налогом субъектов электронной коммерции

Электронная коммерция – понятие широкое. В него включают любые коммерческие транзакции, полностью или частично происходящие путем удаленного доступа к компьютеру, как правило через Интернет. В последнее время объем торговых сделок, заключаемых или исполняемых через Интернет, неуклонно возрастает. В будущем эта тенденция только усилится. Использование безбумажных технологий документаоборота, а также постепенное вовлечение в сделки «электронных денег» (не учитывая на счетах аналитического учета в банках) в ряде случаев затрудняет налоговый контроль. Дополнительную остроту проблеме придает транснациональный характер таких сделок (продавец может быть резидентом одного государства, покупатель другого, сервер находиться на территории третьего, так же различную национальную принадлежность могут иметь банки, Интернет- и контент-провайдеры и т.д.)[4]

В качестве основных проблем налогообложения субъектов электронной коммерции выделяют:

- определение налоговой юрисдикции: в силу экстерриториальности и нематериального характера данный элемент в сделках электронной торговли нуждается в серьезной корректировке;

- определение объекта налогообложения. Его также искажает фактор экстерриториальности, что в том числе приводит к двойному налогообложению. Так, если объект доход от реализации «цифровых» товаров покупателям из различных государств, то доходы субъекта электронной коммерции будут являться объектом налогообложения не только в том государстве, резидентом которого он является, но и в тех государствах, где расположены покупатели, т. к. они должны удерживать налог с уплачиваемых доходов;

- осуществление налогового контроля в сфере электронной коммерции.

Вопросы налогообложения субъектов электронной коммерции следует рассматривать дифференцированно в зависимости от вида налогов: прямые или косвенные (прежде всего НДС); а так же от статуса налогоплательщика: резидент или нерезидент.

В части прямых налогов основными проблемами являются проблема определения продавца и проблема документального оформления сделок электронной коммерции через Интернет. Проблематичен факт установления резиденства (или нерезиденства). Традиционная конструкция «постоянного представительства» в таких случаях неэффективна.

Деятельность Интернет-магазинов невозможно подвести под понятие постоянного представительства нерезидента с распространением на него соответствующего налогового режима (практически идентичного существующему для резидентов). Так, сервер принимающий и регистрирующий заказы (при условии, что отгрузка осуществляется из-за пределов Беларуси), не подпадает ни под один из критериев постоянного представительства, которые изложены в законодательстве.  Более того, подчас невозможно даже определить «национальность» такого Интернет-магазина, например для того, чтобы осуществлять его налогообложение на основании двусторонних межгосударственных (межправительственных) соглашений. Многими из них предусмотрено, что для определения места нахождения иностранного юридического лица последовательно по остаточному принципу должны применятся следующие критерии:

1) место государственной регистрации нерезидента;

2) место нахождение высшего органа управления, определенное уставом;

3) место осуществления полномочий его постоянного действующего органа управления, осуществляющего оперативное финансовое управление;

4) место, где принимаются решения по вопросам создания, ликвидации, либо место нахождение основных бухгалтерских документов, либо место жительства руководителей.

Но к серверу (Интернет-магазину) ни один из этих критериев не применим. Какую-либо территориальную связь можно будет проследить, если доставка товара осуществляется почтой. Но достаточно посетить аналогичные белорусские сайты, чтобы убедиться, что поставщики и сам Интернет магазин, - это далеко не одно и тоже юридическое или физическое лицо.

Рассматривая возможность обложения в Беларуси налогом на прибыль (доходы) операций зарубежных Интернет-магазинов. Если последние не признаются постоянным представительством, следовательно, облагаться могут не любые доходы, а лишь те, что прямо перечислены в актах налогового законодательства. Однако, при более пристальном анализе, можно прийти к выводу, что налоговое обязательство нерезидентов не возникает и в этих случаях. Возьмем наиболее характерные для электронной коммерции виды доходов. Касательно роялти (платы за предоставления права использования объектов авторского права) облагается налогом на доходы только коммерческое использование. Что касается приобретения объектов авторского права гражданами-потребителями, то налогового обязательства у нерезидента в данном случае не возникает. Кроме того, поскольку налог на доходы нерезидентов в данном случае должен удерживаться налоговым агентом – резидентом, следует признать объективную невозможность облагать такие доходы в будущем (неразумно возлагать обязанности налогового агента на потребителя).

Что касается косвенных налогов, в части НДС, самые сложные проблемы касаются операций, связанных с пересечением границ, поскольку при использовании Интернета снижаются затраты на коммуникации и затемняется обычное понятие местонахождения. Эксперты МВФ считают, что с точки зрения НДС существует два вида операций, которые необходимо различать.

1. Заказ через Интернет товаров, которые будут доставлены обычным путем. В таких случаях налоговый контроль осуществляется посредством традиционных административных процедур(физическая проверка импортируемых товаров или проверка счетов-фоктур), которые традиционно слабы в странах с федеративным устройством и ЕС. здесь Интернет не создает новые проблемы, а лишь обостряет существующие.

2. Доставка товаров (услуг) через интернет (в основном это аудио- и видеозаписи, программное обеспечение). В принципе такие товары должны облагаться НДС, как и все остальные. Но на практике возникли две проблемы: как определить, что сделка произошла, особенно в том случае, если поставщик формально не зарегистрирован в стране покупателя; даже добросовестный продавец не всегда может определить налоговый статус покупателя и его местонахождение и правильно исчислять налог согласно нормам страны назначения. При традиционной доставке почтой имеется хотя бы почтовый адрес и банковские реквизиты, при доставке же через Интернет и оплате электронными деньгами их нет. [3]

Очевидно, что налогообложение электронной коммерции нуждается в совершенствовании. В настоящее время общепринятый среди законодателей разных стран подход – нет никакой необходимости вводить новые разновидности налогов для обложения электронной коммерции. Вполне можно обойтись и традиционными видами налогов, надо только приспособить их к новым условиям. Однако, все вышеперечисленные обстоятельства делают Интернет-магазины не только удобным маркетинговым инструментом, но и эффективным средством уклонения от налогов.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: