Игровые методы в преподавании гуманитарных дисциплин

Игра — это мощный стимул обучения, это разнообразная и сильная мотивация учения. Во-первых, посредством игры гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что ученику по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что в игре, мотивов гораздо больше, чем в обычной учебной деятельности. во-вторых, в игре активизируются психические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие и мышление. В-третьих, игра эмоциональна по своей природе и потому способна даже самую сухую информацию оживить, сделать яркой и запоминающейся. В игре возможно вовлечение каждого в активную работу, эта форма урока противостоит пассивному слушанию или чтению. Опыт педагогической деятельности показал, что в процессе игры интеллектуально пассивный ученик способен выполнить такой объём работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации;

Кроме этого, игра создаёт особые условия, при которых развивается творчество учащихся. Суть этих условий заключается в общении на равных, где исчезает робость, возникает ощущение — «я тоже могу», т.е. в игре происходит внутреннее раскрепощение. Для обучения очень важно то, что игра является классическим способом обучения действием. В ней органично заложена познавательная задача и осуществляется самостоятельный поиск знаний. Дидактические игры в самом общем виде можно разделить на три группы. Первая группа - настольные игры — наиболее простые по техническим требованиям игры. Игроку необходимы только бумага и ручка, а также разработанная система правил и информационных карточек. Большинство игр подобного рода предусматривает наличие подготовленного ведущего, но существуют игры, в которые можно играть и без него. Предварительная подготовка игроков не обязательна.

Вторая группа - имитационные (деловые) игры, в которых возможно моделирование разнообразных ситуаций. Для этих игр необходимо присутствие ведущих, регулирующих ход игры. Подготовка участников игры зависит от уровня сложности данной игры. Возможно включение элементов настольных игр.

Третья группа - полигонныеигры - наиболее сложные по техническим требованиям игры, особенно когда они проводятся в течение нескольких дней и требуют решения транспортных и бытовых проблем. Как правило, для проведения ролевой игры на местности необходимы костюмы для участников, игровое и туристское снаряжение. Для проведения масштабных ролевых игр необходимо присутствие подготовленных игротехников и административной группы, которые заранее готовятся к проведению мероприятия и курируют подготовку участников

В последнее время все более широкое применение в самых разных областях: в экономике и политике, в социологии, экологии, администрировании, образовании, городском планировании находят деловые (имитационные) игры Имитационные игры используются для подготовки специалистов в соответствующих областях, а также для решения задач исследования, прогноза, апробирования намечаемых нововведений. Разрабатываются имитационные игры и как способ коммуникации между специалистами разных областей, как особый язык будущего.

Она основывается на конкретных ситуациях, взятых из реальной жизни, и представляет собой динамическую модель упрощенной действительности. Таким образом, в основе деловой игры лежит имитационная модель, однако реализуется данная модель благодаря действиям участников игры. Они берут на себя роли административных работников или политических деятелей и разыгрывают заданную хозяйственную, управленческую или политическую ситуацию в зависимости от содержания игры.

Технология организации дидактических игр

Этап подготовки игры

Разработка игры Разработка сценария; План деловой игры; Общее описание игры; Инструктаж; Материальное обеспечение.
Ввод в игру Постановка проблемы и цели; Условия игры; Регламент и правила; Распределение ролей; Формирование групп; Консультации.

Этап проведения игры

Групповая работа над заданием Работа с источником; Тренинг; Мозговой штурм; Работа с игротехником.
Межгрупповая дискуссия Выступления групп; Защита результатов; Правила дискуссии; Работа экспертов.
Этап анализа и обобщения   Выход из игры; Анализ и рефлексия; Оценка и самооценка работы; Выводы и обобщения; Рекомендации для дальнейшей работы.

 

Настольные игры по теме «Познание»

 




double arrow
Сейчас читают про: