Инновационные методики и мультимедиасредства в преподавании гуманитарных дисциплин

РЕФЕРАТ

Разработаны методики проведения занятий по дисциплинам предметной области «Общественные науки» (история, обществознание, экономика), представлены методики проведения деловой игры, системы тестов и проблемных заданий по разделам общественных дисциплин, разработаны презентации для проведения учебных занятий.

Страниц – 84, библиографических источников - 14

    Ключевые слова: предметная область «Общественные науки», ролевые игры, презентация, методика преподавания, тестирование.


 ОГЛАВЛЕНИЕ

Реферат……………………..…………………….………………………. Список исполнителей ….….………………….…………………………. Оглавление…………………….……………….………………………… Введение…………………….………………….………………………… 1 Этап. Разработка и апробация инновационных методик проведения занятий по гуманитарным дисциплинам (история, обществознание, экономика). ………………………………………………………………… 1.1. Инновационные методики и мультимедиасредства в преподавании гуманитарных дисциплин…………………………………………………. 1.2. Проблемный метод и его применение в преподавании гуманитарных дисциплин…………………………………………………. 1.3. Игровые методы в изучении гуманитарных дисциплин……………. 1.4. Метод тестирования и его применение в преподавании гуманитарных дисциплин…………………………………………………. 2 Этап. Разработка мультимедийного обеспечения инновационных методик проведения занятий по гуманитарным дисциплинам…………. 2.1. Разработка мультимедийного сопровождения инновационной методики проведения занятий по теме «Познание»…………………….. 2.1.1. Электронная лекция и презентация по теме «Познание»………… 2.1.2. Дидактический материал по теме «Познание»……………………. 2.2. Презентация по теме «Революция 1917 г. и Гражданская война в России»……………………………………………………………………... 2.3. Презентация по теме «Государственное регулирование национальной экономики»……………………………………………….. Литература………………………………………………………………….   2 3 4 5     7   7   12 19   33   55   55 55 72   83   83 84

ВВЕДЕНИЕ

В последнее десятилетие начали получать широкое применение уроки проблемного и развивающего обучения, различные формы организации групповой, коллективной и индивидуальной работы. Именно те формы, которые развивают познавательную активность, инициативу, творчество. Например, уроки деловых игр, уроки с использованием различных учебных дисциплин, уроки эвристического и проблемного обучения и другие. Развитие формы урока вызвано и стремлением обеспечить обучение и развитие отстающим, неуспевающим, а также - одаренным детям. Проведенные исследования мотивации обучающихся выявили интересные закономерности. Оказалось, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося, однако в обратном направлении этот принцип не работает - никакие способности не могут компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в учебе. Немалая роль в этом отводится активным методам обучения, разрабатываемым на основе IT-технологий.

Применение IT-технологий в учебном процессе открывает новые пути в развитии навыков мышления и умения решать сложные проблемы, предоставляет принципиально новые возможности для активизации обучения. Новые технологии позволяют сделать аудиторные и самостоятельные занятия более интересными, динамичными и убедительными, а огромный поток изучаемой информации легко доступным.

Главными преимуществами IT-технологий перед другими техническими средствами обучения являются гибкость, возможность настройки на разные методы и алгоритмы обучения, а также индивидуальной реакции на действия каждого отдельного обучающего. Применение мультимедийных средств дает возможность сделать процесс обучения более активным, придать ему характер исследования и поиска. При этом легко и естественно реализуется обучение в индивидуальном темпе.

С использованием компьютерной техники обучаемые получают возможность работать в своем собственном ритме в соответствии со своим уровнем подготовки. Это оказывает положительное влияние на процесс обучения, т. к. обучаемый получает большую свободу в выборе решений, в поиске информации. Имея неограниченные пространственные и временные рамки получения информации, учащиеся в процессе самостоятельной работы могут находиться в режиме постоянной консультации с различными источниками информации. Кроме того, компьютер позволяет постоянно осуществлять различные формы самоконтроля, что повышает мотивацию познавательной деятельности и творческий характер обучения.

Внедрение новых информационных технологий в образование привело к появлению новых образовательных технологий и форм обучения, базирующихся на электронных средствах обработки и передачи информации. Преподаватель получил возможность создать богатый справочный и иллюстративный материал, представленный в самом разнообразном виде: текст, графика, анимация, звуковые и видеоэлементы. Интерактивные компьютерные программы активизируют все виды деятельности человека: мыслительную, речевую, физическую, что ускоряет процесс усвоения материала. Компьютерные тренажеры способствуют приобретению практических навыков. Интерактивные тестирующие системы анализируют качество знаний.

Таким образом, мультимедиа курс как дидактическое средство должен объединять в себе три компоненты: содержание учебного материала, методы и технологии обучения и контроля знаний. Эти компоненты неразрывно связаны друг с другом и образуют обучающую систему, позволяющую реализовать процесс самообразования личности.

ЭТАП. РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДИК ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ГУМАНИТАРНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ

Инновационные методики и мультимедиасредства в преподавании гуманитарных дисциплин

Современный учебный мультимедиа курс - это не просто интерактивный текстовый (или даже гипертекстовый) материал, дополненный видео- и аудиоматериалами и представленный в электронном виде. Для того чтобы обеспечить максимальный эффект обучения, необходимо, чтобы учебная информация была представлена в различных формах и на различных носителях. В комплект курса включаются видео- и аудиокассеты, а также печатные материалы. Основой УМК (мультимедиа курса) является его интерактивная часть, которая может быть реализована только на компьютере. В нее входят: электронный учебник, электронный справочник, тренажерный комплекс (компьютерные модели, конструкторы и тренажеры), задачник, электронный лабораторный практикум, компьютерная тестирующая система.

Электронный учебник предназначен для самостоятельного изучения теоретического материала курса и построен на гипертекстовой основе, позволяющей работать по индивидуальной образовательной траектории. Гипертекстовая структура позволяет обучающемуся определить не только оптимальную траекторию изучения материала, но и удобный темп работы и способ изложения материала, соответствующий психофизиологическим особенностям его восприятия. В электронном учебнике может быть предусмотрена возможность протоколирования действий обучаемого для их дальнейшего анализа преподавателем.

Электронный справочник позволяет обучаемому в любое время оперативно получить необходимую справочную информацию в компактной форме. В настоящее время наличие справочной системы является обязательным для любого УМК. При этом электронный справочник может быть представлен как самостоятельный элемент УМК или встроен в электронный учебник.

Компьютерный задачник позволяет отработать приемы решения типовых задач, позволяющих наглядно связать теоретические знания с конкретными проблемами, на решение которых они могут быть направлены.

Компьютерная тестирующая система обеспечивает, с одной стороны, возможность самоконтроля для обучаемого, а с другой - принимает на себя рутинную часть текущего или итогового контроля.

Основным видом учебной деятельности, направленным на первичное овладение знаниями, является лекция. Применение информационных технологий позволяет изменить способы доставки учебного материала, традиционно осуществляемого во время лекций, с помощью специально разработанных мультимедиа курсов.

Для организации изучения теоретического материала могут быть использованы следующие виды мультимедиа курсов.

Видеолекция. Лекция преподавателя записывается на видеопленку. Методом нелинейного монтажа она может быть дополнена мультимедиа приложениями, иллюстрирующими изложение лекции. Достоинством такого способа изложения теоретического материала является возможность прослушать лекцию в любое удобное время, повторно обращаясь к наиболее трудным местам.

Мультимедиа лекция. Для самостоятельной работы над лекционным материалом могут быть разработаны интерактивные компьютерные обучающие программы. Это учебные пособия, в которых теоретический материал благодаря использованию мультимедиа средств структурирован так, что каждый обучающийся может выбрать для себя оптимальную траекторию изучения материала, удобный темп работы над курсом и способ изучения, максимально соответствующий психофизиологическим особенностям его восприятия.

Практические занятия - форма организации учебного процесса, направленная на закрепление теоретических знаний путем обсуждения первоисточников и решения конкретных задач, проходящее под руководством преподавателя. Использование информационных технологий требует изменения характера организации практических занятий и усиления их методической обеспеченности. Практические занятия по решению задач могут быть проведены с помощью электронного задачника или базы данных, в которых собраны типовые и уникальные задачи по всем основным темам учебного курса.

Семинарские занятия. Теоретический характер семинарских занятий определяет специфику применяемых мультимедиа курсов, которые должны быть представлены, главным образов, в текстовом виде. К числу электронных дидактических средств, применяемых на семинарских занятиях, можно отнести следующие: хрестоматия, сборник документов и материалов, опорные конспекты лекций, электронный учебник, учебное пособие и т.д.

Внедрение в учебный процесс информационных технологий сопровождается увеличением объемов самостоятельной работы студентов. Это, в свою очередь, требует организации постоянной поддержки учебного процесса со стороны преподавателей. Важное место в системе поддержки занимает проведение консультаций. Расширение объема самостоятельной работы студентов с использованием IT-технологий сопровождается расширением информативного поля, в котором работает студент.

Информационные технологии позволяют использовать как основу для СРС и НИРС не только печатную продукцию учебного или исследовательского характера, но и мультимедиа курсы, ресурсы сети Интернет - электронные базы данных, каталоги и фонды библиотек, архивов и т.д.

Педагогический контроль является одной из основных форм организации учебного процесса. Практически все возможные виды контроля могут быть реализованы с помощью электронных изданий, на основе специально разработанных компьютерных программ, позволяющих снять часть нагрузки с преподавателя и усилить эффективность и своевременность контроля. Таким образом, применение IT-технологий существенно расширяет возможности контроля учебного процесса.

Информационные технологии обеспечивают разработку и внедрение в учебный процесс активных и интерактивных методик преподавания обществознания. Активные методики позволяют организовать занятия таким образом, что обучающиеся являются “субъектом” обучения, выполняют творческие задания, вступают в диалог с учителем. Основные методы активного обучения: творческие задания, вопросы от учащегося к учителю, и от учителя к ученику. Интерактивные методики организуют учебное занятие как процесс взаимодействия учащегося и педагога. Эти методики наиболее соответствуют личностноориентированному подходу, так как они предполагают обучение как сотрудничество, причем и обучающийся и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы учащихся.

Исследования проведенные в 80-х ггг. Национальным тренинговым центром (США, штат Мэриленд), показали, что интерактивные методы обучения позволяют резко увеличить процент усвоения материала. Результаты этого исследования отражены в таблице, получившей название “пирамида обучения”, согласно которой наименьший процент усвоения имеют пассивные методики (лекция 0,5%, чтение – 10,0%), а наибольший - интерактивные (дискуссионные группы – 5,0%, практика через действие – 75,0%, обучение других, или немедленное применение – 90,0%). Здесь уместно привести китайскую пословицу: “Скажи мне, я забываю. Покажи мне, я могу запомнить. Позволь мне сделать это, и это станет моим навсегда”.

Очень сложно классифицировать интерактивные методы, так как многие из них являются сложным переплетением нескольких приемов. Мы предлагаем очень условное объединение методов в группы, прежде всего по целям их использования. Использование тех или иных методов зависит от разных причин: цели занятия, опытности участников и преподавателя, его педагогического мастерства. Нужно также оговорить и условность названия многих методов. Часто одно и тоже название используется для обозначения различного содержания, и наоборот одни и те же методы встречаются под разными именами.

1. Творческие задания.

2. Работа в малых группах.

3. Обучающие игры.

3.1. Ролевые.

3.2. Деловые.

3.3. Образовательные.

4. Использование социальных ресурсов.

4.1. Приглашение специалиста.

4.2. Экскурсии.

5. Социальные проекты.

5.1. Соревнования, олимпиады.

5.2. Тематические выставки, спектакли, представления и т.д.

6. Разминки (различного рода).

7. Изучение и закрепление нового информационного материала.

7.1. Интерактивная лекция.

7.2. Ученик в роли учителя.

7.3. Работа с наглядным пособием.

7.4. Каждый учит каждого.

8. Работа с документами.

8.1. Составление документов.

8.2. Письменная работа по обоснованию своей позиции.

9. Проблемный метод.

9.1 Проблемные задания.

9.2. Проектный метод.

9.3 Шкала мнений.

9.4. Дискуссия.

9.5. Дебаты.

9.6. Симпозиум.

10. Разрешение проблем.

10.1. Мозговой штурм.

10.2. Дерево решений.

10.3. Переговоры и медиация.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: