Блокадный город в 1941/1942 годах

 

В сентябре 1941 г. еще работали коммерческие магазины, а из продовольственных карточек вырезали талоны, только на мясные и рыбные продукты. Однако овощи и картофель нового урожая в Ленинград завезти не успели. Всю осень на пригородных полях не редко под огнём, горожане собирали овощи. В питерский говор вошло новое слово (хряпа) – зелёный капустный лист (из хряпы варили пустые щи). 11 сентября норма выдачи хлеба рабочим составляла 500 г., служащим и детям – 300г. К 1 октября она была урезана на 100 г. и составила соответственно 400 и 200 грамм. Единственный водный путь через Ладогу не мог достаточно обеспечить город продовольствием. На мельницах чательно вытряхивали мешки из-под муки, собирали со стен наслоившуюся за годы муку. В хлеб стали добавлять льняной жмых, отруби, солод, (его забрали с пивоваренных заводов), овёс. Лошадей вместо овса стали кормить молодыми побегами и комбикормом из торфа. 2,5 тыс. тонн расплавленного сахара с Бадаевских складов переработали на кондитерские изделия (бадаевкая земля – сладкая земля) появилась на рынке. Как и другие продукты её можно было купить лишь за огромные деньги или обменять на фамильные драгоценности. Землю кипятили, делали из неё сладкую воду и отдавали детям.

К празднику 7 ноября каждый ребёнок получил 200 г. сметаны и 100 г. картофельной муки, а каждый взрослый горожанин - по 5 солёных помидорин. С 20 ноября 1941 г. норма хлеба снизилась до 250 г. для остальных до 125 г. Эти граммы Ленинградцы называли (граммики) другие продукты (мясо, жиры, сахар) тоже выдавали по карточкам, но в очень малом количестве и с перебоями. На ленинградском фронте было не на много легче: в 1942 г. на 20 солдат полагалось 4 банки шпрот и горсть ржаной муки, из которой варили (Балтийскую баланду). Врачи все чаще ставили страшный диагноз: дистрофия (истощение). В ноябре голод унёс жизни 11 тыс. горожан, в декабре 53 тыс. В начале ноября город завалило снегом. Убирать его было не кому. На тротуарах появились тонкие тропинки, транспорт на дорогах застревал. В ноябре почти всюду (кроме самых важных объектов) погас свет. Единственным способом освещения стала коптилка – крохотный фитиль в баночке заполненной какой–нибудь горючей жидкостью. Вначале декабря встали трамваи. Ослабевшие люди часами добирались до работы пешком, с остановками и передышками. Вскоре вышла из строя канализация. Нечистоты выливали прямо во дворы. В конце декабря ударили сильные морозы, перестал работать водопровод. Вереницы еле живых людей потянулись за водой к Неве, Фонтанке, Мойке, Карпавке. Многие падали на оледенелых спусках и не имели сил подняться.

Во многих домах ещё сохранилось печное отопление. Но печи требовали много дров, их не топили. Грелись с помощью маленьких железных печурок, выставляя их трубы в окно. Печки назывались (буржуйки). На растопку шли старые газеты и журналы, затем – старинная мебель. Топили очень экономно – немного согреться, вскипятить воду. Топливо было такой же ценностью, как и хлеб.

25 декабря 1941 года благодаря героизму тех, кто работал на дороге жизни, норму хлеба рабочим увеличили на 100 г., остальным - на 75. Это не спасало от голода, но вселяло надежду. Люди обнимались и плакали от радости. Однако последствия голода нарастали. В январе – марте 1942 года от голода в Ленинграде умерло около 290 тыс. человек. Всего за период блокады, по данным учёта хлебных карточек голод унёс жизни около 640 тыс. горожан, а, по мнению историков - около 800 тыс. Особенно тяжело приходилось детям. Исхудавшие, серьёзные, сгорбленные, они походили на маленьких старичков. По воспоминаниям Труниной Н., учительницы, дошкольники во время занятия на вопрос: Что падает с неба? дети отвечали: (бомбы, снаряды, осколки, парашютисты) о снеге не вспомнил никто.

 

 



ГЛАВА II. ЛЕНИНГРАД В 1942/44 ГОДАХ.

 ПОЛОЖЕНИЕ В ЛЕНИНГРАДЕ ВЕСНОЙ 1942 – ЗИМОЙ 1944 ГОДА

Весной 1942 г. было проведено несколько городских воскресников. На стенах домов появились плакаты: <<Городу – бойцу грязь не к лицу>>, <<Грязь – беда, борись с бедой, бей лопатой, смывай водой>>. Из города было вывезено свыше 1 млн. тонн снег, мусора, нечистот. Ленинградцы спасли город от возможных эпидемий. 15 апреля прошли трамваи по маршрутам № 3, 7, 9, 10 и др. За два дня на трамваях прокатилось более 1 млн. пассажиров. Теснота никого не огорчала – все радовались.

В городе постепенно восстанавливались водопровод и канализация, открывались бани, прачечные и парикмахерские. В парикмахерских даже стали делать горячую химическую завивку на керосине (керосин приносили свой). Тогда появилась ещё одна ленинградская пословица: <<Заходите с керосинками – выходите блондинками>>.

Марсово поле, Исаакиевская площадь, парки и скверы превратились в огромные огороды. Сажали картофель, репу, свеклу, турнепс.

Зимой 1942/1943 гг. главным спасением горожан было общественное питание. Столовые посещало около 500 тыс. человек. Они помогали равномерно распределять паёк, удержаться от желания съесть сразу всю норму, выданную на неделю. Водопровод и канализация работали в 90% домов. Появился свет. Разрешалось зажигать в помещении всего одну лампочку 40 ватт и то только на 4 часа утром и вечером, но это был уже настоящий праздник.

 

 

ДОРОГА ЖИЗНИ

Связь города со страной поддерживалась только по воздухе и водным путём – по Ладожскому озеру. На Карельском перешейке немцев (на юге) и финнов (на севере) разделяло всего 65 км. Здесь было шоссе и ветка железной дороги, а также старая деревянная эстакада в бухте Осиновец. Началось строительство причалов, но ждать его окончания было некогда. Перед городскими властями стояли две неотложные задачи: снабжение города и эвакуация мирного населения.

Перевозили людей и грузы корабли Ладожской военной флотилии и суда Северо-Западного пароходства. Она работали на трассах Осиновец – новая Новая Ладога (135 км) и Осиновец – Кобона (35 км.).

12 сентября 1941 года в Осиновец прибыл сторожевой корабль <<Пурга>> с 60 тонн боеприпасов и две баржи, которые искусно подвёл к берегу буксирный пароход <<Орёл>>. Баржы доставили городу 626 тонн зерна и 116 тонн муки. В тот же день, заметив оживление в бухте, фашисты начали бомбить баржи и железнодорожную станцию. Они ориентировались на высокую красно-белую башню маяка. Им ответил зенитный огонь. Так начал действовать путь, который позднее в народе прозвали <<Дорога жизни>>. Эта единственная магистраль связывала Ленинград с большой землёй в сентябре 1941 года – марте 1943 года. В первую блокадную осень под обстрелами и бомбёжками часто в сильный шторм морякам удалось доставить в город 60 тыс. тонн грузов (в этом числе 45 тыс. т. продовольствия) и вывести из него 33 тыс. горожан.

Вся страна переживала за судьбу великого города. Эшелоны шли к Ленинграду по перегруженной железной дороге вне очереди. На них стояла цифра <<97>> или надпись <<Продовольствие для Ленинграда>>. Сотни вагонов с подарками, собранными тёплыми вещами, эшелоны с продовольствием шли со всей страны. Дорога жизни спасла жизнь многим Ленинградцам. Всего было вывезено из города 1,376,000 человек

 ________________

 - Ариф Сапаров Дорога жизни. Спб, 1980




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: