Этапы социализации личности

Что касается второго аспекта проблемы - на какие периоды подразделяется процесс социального становления человека, то в социально-философской литературе нет однозначного решения. Так, представители одной точки зрения выделяют 3 основных этапа социализации личности:


1) первичная социализация или социализация ребенка;

2) маргинальная (промежуточная) или псевдоустойчивая социализация - социализация подростка;
3) устойчивая, т.е. концептуальная, целостная социализация, которая знаменует собой переход от юношества к взрослости.

Сторонники другой точки зрения к вышеперечисленным этапам социализации личности предлагают добавить следующие: социализацию зрелого индивида как активного трудоспособного члена общества и социализацию пожилого человека (переход его на положение третьего поколения в семье, в обществе, выход на пенсию). Таким образом, количество этапов социализации доводится до 5.


Сторонники менее дифференцированной классификации этапов социализации личности выделяют этапы ранней социализации, обучения, социальной зрелости и завершения жизненного цикла. Все перечисленные этапы связываются с определенными временными отрезками человеческой жизни. Так, этап ранней социализации охватывает период от рождения до поступления в школу, этап обучения - с момента поступления в школу до окончания очных форм общего и профессионального обучения, социальная зрелость охватывает период трудовой активности, завершение жизненного цикла - с момента прекращения трудовой деятельности в рамках официальной организации.


Данному подходу очень близка точка зрения Э.А. Домбровского, который выделяет подготовительный этап жизни человека. На данном этапе он выделяет стадию ранней социализации и стадию обучения. Первая стадия протекает в дошкольные годы, включая следующие социальные институты: семья, ясли, детский сад. Вторая начинается с приходом ребенка в школу. Эта стадия охватывает различные возрастные периоды: детство, подростковый, юношеский, но в социальном отношении характеризуется единством основного вида деятельности - учебы. Далее наступает следующий этап социализации, связанный со смещением в видах деятельности. Основным становится труд. Соответственно выделяется стадия социальной зрелости и стадия завершения жизненного цикла.


Следует отметить, что все вышеупомянутые подходы, к определению этапов и стадий социализации личности связаны с онтогенетическим развитием человека, с определенными возрастными периодами его жизнедеятельности (детство, отрочество, юность, зрелость и т.д.), вследствие чего происходит подмена социальных параметров в определении стадий и этапов социального становления человека органическими признаками или признаками его биологического созревания.


Понимая недостаточную обоснованность, "слабость" периодизации процесса социального становления человека на основании возрастных изменений индивида, ряд авторов пытается найти и обосновать другие критерии. Так, например, Л.А. Антипов предлагает осуществлять периодизацию данного процесса в зависимости от того, какой из социальных институтов является в тот или иной момент формирования личности доминирующим - социализация школьника, студента и т.д.

 

Интересный подход к обоснованию последовательности и периодизации процесса социализации человека был предложен чешским исследователем А.Ю. Юровским. Он различает в процессе социализации человека три основных этапа, каждый из которых изучается определенной гуманитарной дисциплиной: социологией, социальной психологией, общей психологией. Первый этап связан с процессом освоения человеком социальных отношений и норм. Он реализуется по мере вхождения человека в первичные социальные группы: семью; группу, в которой происходят игры; школу и т.д. Второй этап характеризуется межличностными связями (положение в группе, групповые роли и т.д.). Третий этап связан с процессом духовного обогащения личности, развитием его особенностей и индивидуального опыта, на основе социального опыта и всей системы социальных условий и отношений.

 

Анализируя данную точку зрения, Б.Д. Парыгин совершенно справедливо отмечает, что попытка расчленить во времени процесс вхождения человека в социальную структуру, систему межличностных отношений, с одной стороны, и процесс внутреннего обогащения развития и самоутверждения личности, с другой, не представляется достаточно обоснованной. В действительности все эти процессы происходят более или менее единовременно, ибо представляют собой не отдельные существующие друг от друга явления, а лишь различные стороны одного и того же процесса социализации человека.

 

Представляется, что основания для выделения этапов социализации личности должны заключаться не только в отдельном индивиде, в его возрастных изменениях, и даже не во вне, не в обществе, а в деятельности, так как человек становится личностью, приобретает социальные качества только в процессе предметно-практической деятельности. Наиболее четко данный подход выражен в позиции А.Я. Кузнецовой, которая считает, что каждый этап социализации личности характеризуется определенным видом деятельности, который и является главным образующим фактором всех личностных характеристик.

 

Содержание этапов социализации является исторически конкретным, их значение и удельный вес изменяются в зависимости от уровня социально-экономического развития общества. Например: детство как один из этапов онтогенетического развития - результат исторического развития. Д.Г. Эльконин утверждает, что детство связано с уровнем развития производительных сил. В первобытном обществе дети не составляли относительно отдельной группы, поскольку простота общественного производства позволяла им прямо включаться в этот процесс в качестве полноправных его участников. В обществе, находящемся на низкой ступени развития, дети быстро становятся самостоятельными (многочисленные примеры можно найти в художественной и публицистической литературе). Таким образом, ведущая деятельность определяет этап онтогенетического развития индивида.

 

Все вышеперечисленные попытки отразить динамику процесса социализации личности через последовательность и периодичность этапов его протекания интересны, заслуживают пристального внимания, поскольку имеют замечательные практические выходы, но ограничены лишь онтогенетическим развитием отдельного индивида.

 

Необходимо учитывать, что динамическая структура социализации личности призвана отразить не столько различные этапы развития и становления человека, сколько связи между различными социальными феноменами, взаимодействующими в процессе его социального становления, и прежде всего - активность, как общества, так и самого индивида в реализации данного процесса. В процессе социализации эти связи как бы "удваиваются". Во-первых, человек, который включается в систему общественных отношений, присваивает социальный опыт, и во-вторых, "переносчиком" и "передатчиком" этого социального опыта выступают социальная группа, класс, общество. И общество, и индивид являются активными участниками процесса социализации. Следует отметить, что ведущим фактором социализации является общество.

 
Общество участвует в накоплении, сохранении социального опыта и в то же время в его передаче индивидам, направляет и контролирует этот процесс. Оно стремится к тому, чтобы передать те компоненты социального опыта, которые наиболее значимы для его функционирования и дальнейшего развития.

 

Являющаяся до сих пор актуальной, диалектико-материалистическая концепция исходит из признания активности самой личности. Личность не только продукт общества, объект его воздействия, но и субъект - действующее лицо истории. Как субъект социального развития личность сама активно воздействует на исторический процесс, выполняя свою роль в системе общественно-исторической практики. "Как само общество производит человека, как человека, так и он производит общество", - отмечал К. Маркс.


Кроме того, следует отметить, что личность, будучи активной стороной исследуемого процесса, т.е. его субъектом, в то же время является объектом для самой себя, т.е. самоизменяется. Связь объекта с субъектом социализации многогранна. Как справедливо отмечает К.Н. Любутин, индивид как объект общественного воздействия различного характера и различных субъектов - семьи, других общностей - по мере формирования в личностном плане становится субъектом практического присвоения, орудием материальной деятельности и общественных отношений. Объект воздействия и субъект присвоения - человеческий индивид - становится личностью, носителем конкретных видов деятельности, деятельным субъектом. В соответствии с вышесказанным нужно различать два основных аспекта динамической структуры социализации -"внутренний", связанный непосредственно с активностью самой личности, и "внешний" - обусловленный деятельностью общества по "производству человека", а основными элементами динамической структуры социализации личности являются субъект и объект данного процесса, а также формы их взаимодействия: адаптация, воспитание, обучение, образование и т.д., то есть процессы, которые осуществляют связь, корреляцию элементов статической структуры.

 









Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: