Механизм социализации

 

Для характеристики внутренней и внешней сторон процесса социализации используется понятие механизма социализации. В наиболее общем виде механизм социализации можно представить как систему элементов с определенным принципом их взаимодействия. Элементами этой системы являются, с одной стороны, человеческий индивид (внутренняя сторона системы), а с другой - социализирующие его факторы - социальная среда, культура, социальные институты и т.д. Посредством механизма социализации происходит перевод требований внешней стороны системы - общества - в элементы внутренней стороны системы - в личность, то есть происходит процесс интериоризации этих требований в форме норм, ролей, ценностей, потребностей и т. п. Одновременно наблюдается процесс, обратный интериоризации, - экстериоризация - превращение опыта личности в действия, в поведение. Таким образом, через механизм социализации происходит постоянное взаимодействие элементов системы "человек - общество (социальная среда)", которая на каждом новом этапе социализации порождает новое качество, новый результат, в свою очередь определяющий соотношение внутренних и внешних элементов системы.

 

Выделение в механизме социализации внутренней и внешней сторон имеет условный характер. Однако в первом приближении к проблеме это имеет смысл. Коль скоро основным условием процесса социализации является передача социального опыта отдельной личности от окружающей социальной среды, то необходимо выделить следующие четыре момента:

1. Что и в каком виде передается (нормы, роли, идеалы, взгляды, культура, образ жизни, социальные отношения и др.)?

2. Кто передает эту информацию (отдельный человек, институт и т.д.)?
3. В какой форме происходит передача (подражание, внушение, инструктирование, принуждение и т.п.)?

4. Как индивид воспринимает эту информацию, какие изменения его организма и личности сопровождают этот процесс?

 

Первые три из этих элементов характеризуют в основном внешнюю сторону механизма социализации, а последний - внутреннюю. Внешняя для индивида сторона механизма социализации определяет содержание личности как результат этого процесса.

 

Сочетание внешних и внутренних элементов механизма социализации имеет специфику на каждом возрастном этапе. Л.С. Выготский называл такое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий "социальной ситуацией развития". Воздействие одних и тех же социальных факторов оказывает совершенно различный эффект в зависимости от уровня развития личности, ее актуальных и потенциальных потребностей. Это один аспект проблемы. Другой аспект заключается в том, что в процессе социализации по мере созревания личности происходит "перекомпоновка" ее элементов. Те элементы, которые раньше не содержались в структуре личности, а входили в состав внешнего контроля, переходят непосредственно в личность, интерпретируются ею. Для того чтобы представить себе процесс взаимодействия внутренних и внешних элементов механизма социализации, их переходы и взаимопроникновение, этот механизм целесообразно представить в виде континуума, на одном полюсе которого сосредоточены внешние элементы, а на другом - внутренние. Рассмотрение этих двух сторон в единстве дает возможность любое воздействие на человека и его реакцию на это воздействие представить как точки на континууме, где переход из одного состояния в другое не прерывается. Так, сложно определить момент, когда кончается действие социальной среды и начинается ответная активность личности, ее творчество. Бывает трудно, а подчас и невозможно выяснить, на что ориентирован человек: на зрелые сложившиеся убеждения либо на внешний контроль и страх наказания. Единство внешней и внутренней сторон механизма социализации проявляется также и в том, что он не действует в обществе без человека и в человеке, "вынутом" из общества. (О чем свидетельствуют судьбы детей, воспитанных животными.) Правда, далеко не всякое социализирующее воздействие внешней стороны механизма социализации - общества - доходит до своего адресата. Результат такой осечки - асоциальное поведение, корни которого видятся в неполной или искаженной социализации личности. И наоборот, "хорошо социализированная" личность не совершает преступлений вовсе не из страха перед грозящим наказанием, а в результате успешной социализации. Под воздействием механизма социализации "социальное", т.е. общественные требования к становящейся личности, претерпевает развитие, усложняется, вместе с тем усложняется и сама личность - она становится все более зрелой.

 

Механизм социализации регулирует взаимоотношения между личностью и социальной средой, между человеком и обществом, между человеком и человеком, регулирует как поведение в целом, так и отдельные поведенческие акты. Исходя из специфики регулирования поведения человека, наличия определенных закономерностей, присущих этому процессу, можно выделить два структурно-функциональных уровня социализации личности. Значение этих уровней на разных этапах социализации различно.


Первый уровень - адаптация в сфере отношений "организм - природная среда". Хотя процесс адаптации на этом уровне и характеризуется биологическими закономерностями, он все-таки проходит под воздействием социальных обстоятельств. Общественное влияние проявляется на этом уровне в специфической форме. Он не создает регуляции между природной средой и человеческим организмом, но как бы модифицирует существенные закономерности этого воздействия.

 
Второй, высший уровень, - это собственно социализация, адаптация в сфере отношений "личность - социальная среда". На этом уровне происходит взаимодействие двух взаимно адаптирующихся систем: личности и ее социального окружения.

 

Личности присущ качественно особый вид приспособительной деятельности, вытекающий из специфики социальной активности как высшей формы проявления активности материального мира. Активность на уровне социальной формы движения материи выражается в человеческой, преобразующей предметной деятельности: человек преобразует внешнюю среду, приспосабливая ее к своим биосоциальным и специфическим социальным потребностям.

 
Исходя из этого, социализацию личности в обществе следует рассматривать как двуединый процесс, в котором человек не только подвергается воздействию среды, приспосабливаясь к ней, но и сам воздействует на нее, приспосабливая к себе. Другими словами, личность одновременно выступает объектом и субъектом социализации, то есть социализация осуществляется в сложной объективно-субъективной форме - в форме приспособления и приспосабливания. Логическим обоснованием для выделения этих двух форм является то, выступает ли личность преимущественно объектом или субъектом социализации. Приспособление связано с преимущественно пассивной позицией человека, который является объектом воздействия социальной среды, то есть приспосабливается к иной ситуации.

 




Заключение

Термин "социализация" многозначен и обозначает совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полнокровного члена общества. Социализация включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные действия, но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности.

 

Социализация осуществляется под воздействием многих факторов, которые можно условно разделить на три группы:

  1. макрофакторы, являющиеся условиями социализации всех или очень многих людей: космос, планета, мир в целом, страна, общество, государство;

  2. мезофакторы - этнос, тип населения, город или село, в котором живет человек;

  3. микрофакторы - институты социализации, с которыми человек непосредственно взаимодействует: семья, школа, общество сверстников, трудовой или воинский коллектив.


Ведущим и определяющим началом социализации является воспитание, ядро которого составляет процесс передачи накопленных прошлыми поколениями знаний и культурных ценностей, то есть образование. Образование, в свою очередь, включает в себя, во-первых, относительно специализированное и более или менее формализованное по своим методам обучение и, во-вторых, более широкое по своим целям просвещение, пропаганду и распространение культуры, предполагающие в той или иной степени самостоятельный и свободный выбор индивидом сообщаемой информации.


Процесс социализации испытывает воздействие и со стороны индивида как субъекта социализации. Социализация выступает результатом его деятельности в новой микросреде, сознательного и творческого усвоения предъявляемых требований. Усвоение элементов новой микросреды находится в прямой зависимости от уровня собственной активности личности. Своей деятельностью личность может оказывать влияние на микросреду, содействуя созданию в ней условий для реализации в ней ее социальных потребностей. Поэтому социализация осуществляется как процесс взаимовлияния микросреды и личности, взаимного согласования их позиций в отношении друг друга при определяющей роли микросреды. На этой основе достигается оптимальная связь между ними, которая способствует сокращению условий возникновения коллизий между коллективом, группой и личностью, преобладанию положительных форм разрешения конфликтных ситуаций.

 

Характеризуя социально-психологическую природу процесса социализации личности, необходимо отметить, что любое "вхождение", затем "врастание" в новую среду ближайшего окружения есть непрерывный коммуникативный процесс, в котором люди совместно преодолевают трудности и, приспосабливаясь друг к другу, вырабатывают новые способы взаимодействия с различными структурными элементами социальной среды. Следовательно, любой вид социализации (профессиональная, бытовая, политическая и др.) включает не только известную приобщенность к определенным видам деятельности, но и приспособленность к социально-психологической атмосфере нового коллектива, группы, то есть каждый из видов социализации имеет две взаимосвязанные стороны: предметную и социально-психологическую.


Таким образом, социализация личности представляет собой процесс становления человека как общественного существа, характеризующийся сложным диалектическим взаимодействием личности и социальной среды, имеющий статическую и динамическую структуру. Она включает в себя как овладение навыками, умениями, знаниями, связанными с природными объектами, так и формирование ценностей, идеалов, норм и принципов социального поведения.

 




Литература

1. Материал подготовлен по данным сайта

 http://www.ussr.to/All/sphaera/Psy/soc3.htm

 

 

2. Шашунов Н. Н. «Социализация личности»

 

3. Кравченко А.И. Общая социология: Учебник для вузов. М.:Юнити,2002

 

4. Кравченко А.И. Социология: Словарь. Учебное пособие для вузов. М.: Изд. центр   

"Академия".1997

 

 

5. Общая социология: Систем. Курс: Учеб пособие/Ю.Н. Аксененко и др.; Под ред. Г.В.

Дыльнова. 2-е изд.,перераб., доп. Саратов: СЮИ МВД России,1999

 

 

6. Социология: Основы общей теории. Учеб пособие для вузов/Отв. ред. Г.В.Осипов. М.:    

Аспект Пресс,1998

 

 

7. Тощенко Ж.Т. Социология: Общ.курс. Для вузов. 2-е изд.,доп.,перераб. М.:Прометей,  

Юрайт,1998

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: