Интеграция на микроэкономическом уровне и перспективы сотрудничества России со странами ЕС

 

В сфере экономических отношений между Россией и ЕС заметна новая и очень важная тенденция – развитие совместных долгосрочных проектов российских и европейских компаний, становление единых мультинациональных технологических цепочек, то есть интеграция на микроэкономическом уровне. Эта микроэкономическая интеграция принимает различные формы: возникновение общих технологических процессов, в которых предприятия различных стран отвечают за отдельные стадии производства; торговля деталями и компонентами; координация рыночных стратегий и производственных процессов, обмен активами и т.п. Как минимум, такие формы сотрудничества повышают уровень доверия в деловой среде. Как максимум, они способны генерировать «спрос» со стороны бизнеса на макроэкономическую интеграцию, сближение законодательства и снятие барьеров на границах.

Подобные межнациональные производственные цепочки уже возникают. Оставляя в стороне энергетический сектор, где обмен активами уже стал привычным явлением, приведем несколько наиболее значимых примеров из сферы промышленного производства. В мае 2007 г. ОАО «Российские железные дороги» и австрийская компания Plasser & Theurer подписали соглашение о сотрудничестве в сфере передачи технологий и технических средств для работ по строительству, ремонту и содержанию железнодорожной инфраструктуры. В июле 2007 г. «Атомэнергомаш» и французская компания Alstrom объявили о создании СП по строительству завода для производства турбин для АЭС. Турбины будут поставляться на АЭС, которые российские специалисты строят как в России, так и в третьих странах. Пожалуй, наиболее известным проектом такого типа является разработка первого российского регионального гражданского самолета – «Суперджет-100», «выкатка» которого прошла 25 сентября 2007 г. в Комсомольске-на-Амуре. Проект реализуется компанией «Гражданские самолеты Сухого» в партнерстве с итальянской Alenia Aeronautica. Консультантом проекта является американский Boeing, комплектующие поставляют более 30 ведущих российских и зарубежных компаний. Уже сформирован пакет заказов на 73 самолета, в том числе от итальянской AllItalia, венгерской Malev и армянской Armen Avia. Характерно, что зарубежные компании были привлечены к проекту еще на стадии проектирования и будут участвовать в маркетинге и эксплуатационной поддержке самолета.

Эти (и некоторые другие) совместные проекты ориентированы не только на российский рынок, но и на рынки СНГ и других стран. Это свидетельствует о том, что иностранные компании участвуют в таких проектах не только потому, что они стремятся получить доступ на российский рынок. Интерес для них представляют технологии, производственные мощности и конкурентные преимущества российских партнеров.

Говоря о перспективах дальнейшего сотрудничества, необходимо отметить, что одним из главных приоритетов в области экономического сотрудничества с точки зрения ЕС является тот факт, что в течение ближайших лет ЕС будет продолжать энергодиалог с Россией. Это связано с тем, что энергетическое сотрудничество между Россией и ЕС является одной из основ развития стратегического партнерства между ними не только в экономических, но и политических вопросах, что связано с взаимными интересами в области обеспечения энергетической безопасности, а также экономической и политической стабильности в Европе.

Программа развития инфраструктуры проливает свет на экономические планы ЕС на более отдаленную перспективу. Очевидно, что ЕС должен заниматься одновременным подъемом экономики большинства своих новых членов ЕС. ЕС начнет реализовывать различные проекты по вовлечению России в общеевропейскую экономику. На каких условиях это произойдет - пока не ясно. Но если Россия не будет к этому готовиться и не обозначит выгодные ей условия вхождения в общеевропейскую экономическую систему, то это неблагоприятно скажется в будущем на ее экономическом и политическом положении. В будущей Европе вероятно следующее своеобразное разделение труда: высокотехнологичные и наукоемкие производства в странах ядра ЕС (Германии, Франции, Великобритании, Италии, странах Бенилюкса, Австрии.); узкая промышленная специализация на привозном сырье в странах ЦВЕ; поставляющая сырье и энергоресурсы Россия. Данная схема объективна, опирается на реалии оптимального размещения ресурсов и близости промышленных производств к потребителям и сама по себе не может считаться планом экономического порабощения России. Но России такая схема не выгодна. Избежать ее (т. е. не допустить обслуживания российской экономики промышленными центрами ЦВЕ) и войти в число быстро развивающихся индустриальных государств - стратегическая задача российского руководства.

При этом именно страны Запада (прежде всего ЕС и США) останутся основными источниками инвестиций в российскую экономику, необходимых для успешного прохождения периода реформирования страны и поддержания производства на нынешнем уровне[3]. В интересах России - распространение зоны «инвестиционного благоприятствования» и на ее территорию. Поскольку это прямо не вытекает из существующих программ развития транспортных коридоров, неудача в достижении этой цели нанесет несомненный ущерб экономическим интересам России. Обобщая вышеизложенное, надо сказать, что долгий путь России к Соглашению с ЕС по вступлению в ВТО стал серьезным достижением российских политиков и дипломатов, хотя не все пункты сотрудничества однозначно оцениваются экспертами. Впереди предстоит большая работа по развитию намеченных планов, для чего потребуются серьезные усилия обеих сторон. Таким образом, процесс сотрудничества окончательно переместился в область практической реализации.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: