Перспективы сотрудничества России и СНГ

 

Несмотря на все трудности и противоречия, сотрудничество России с СНГ продолжается. Более того, с началом нового тысячелетия отношения между некоторыми членами Содружества, в частности, между Россией и странами Центральной Азии, стали улучшаться. Экономическая интеграция в различных формах и масштабах большинству постсоветских республик оказалась необходимой, и, по-видимому, нужда в ней будет только расти. При этом наметилось размежевание между членами СНГ, стремящимися к экономической и политической консолидации вокруг России и государствами, дистанцирующимися от нее, которые могут выйти из Содружества.

Следует учитывать, что странам СНГ в интеграционных процессах нет необходимости проходить все этапы и формы, присущие европейской интеграции – признанному «эталону» в этой области. В отличие от Европы, страны СНГ в относительно недалеком прошлом представляли собой единое экономическое, политическое и культурное пространство, и значительные элементы этого наследства ещё сохраняются. Поэтому речь фактически идет об экономической реинтеграции части постсоветского пространства при условии сохранения политической независимости бывших советских республик и установления между ними рыночных отношений.

По мере того становления собственной государственности у правящих кругов стран СНГ уменьшаются опасения, что интеграция может повлечь за собой подрыв их суверенитета. Возможности расширения поступлений в твердой валюте за счет переориентации топливно-сырьевого экспорта на рынки третьих стран постепенно исчерпываются. Потенциал же увеличения экспорта готовых изделий за пределы СНГ крайне ограничен из-за низкой конкурентоспособности продукции обрабатывающей промышленности стран СНГ и жесткой конкуренции на мировых рынках. В то же время резервы расширения торговли между странами СНГ, особенно готовыми изделиями, остаются значительными. Технологическое разделение труда и единые стандарты, унаследованные от советского периода, знакомство с продукцией друг друга, характер общей инженерной подготовки персонала создают для этого хорошие возможности. Конечно, региональная продукция по качеству и техническому уровню очень часто бывает ниже той, которая продается на мировых рынках, но зато она намного дешевле. Спрос существует не только на высококачественные (а значит, и более дорогие) изделия. Торговля в границах Содружества позволяет поддерживать часть производств гражданского и военного назначения, легкой, пищевой, а также добывающей промышленности.

Ряд экспертов убеждены, что существенные различия в уровнях социально-экономического развития и в характерах сложившихся хозяйственных механизмов в странах Содружества представляют труднопреодолимое препятствие для интеграции. Однако, как свидетельствует мировая практика, большие различия (например, между Мексикой и США) не помеха интенсивному росту взаимных экономических связей. Конечно, чем более высокоразвитыми и диверсифицированными являются экономики взаимодействующих стран, чем ближе уровни их развития и однотипнее социально-экономические системы, тем больше возможности для интеграции. Поэтому эти возможности шире в Европе, чем в Азии или, тем более, тропической Африке. Но они есть и в Азии, и в Африке, и, безусловно, в регионе СНГ.

Окончательный результат взаимодействия интеграционных и дезинтеграционных процессов на постсоветском пространстве будет зависеть от многих причин, но более всего - от развития российской рыночной экономики и политики России по отношению к странам СНГ. Все стремятся интегрироваться с богатыми и процветающими, а не с бедными и отсталыми.

Исторический опыт 1990-х годов - несомненно, самых трудных в развитии стран СНГ - показал, что они нужны друг другу. Резкое сокращение взаимного товарооборота по сравнению с межреспубликанскими поставками советского периода, переориентация внешнеэкономических связей на третьи страны были реакцией на несообразности прежнего разделения труда, усугубленной трудностями трансформационного периода и особенностями политического развития стран СНГ. Но сейчас переориентация завершается, и между рядом стран вновь начинают проявляться центростремительные тенденции. Объективные предпосылки для более тесной интеграции, безусловно, усилятся после завершения системных реформ и в результате экономического роста в этих странах.

Ответ на вопрос о потенциале сотрудничества России с СНГ во многом зависит от того, что понимать под экономической интеграцией. Экономическую интеграцию следует понимать шире. Это постоянные многосторонние экономические связи между группой стран, базирующиеся на устойчивом и глубоком международном разделении труда, оказывающие серьёзное влияние на экономику и сопровождающиеся в конечном счёте появлением какой-то институциональной и организационной надстройки, которая может быть как развитой, так и весьма слабой.

Говоря о перспективах интеграции в СНГ, необходимо учитывать специфику периода, наступившего после распада СССР: повсеместное сильнейшее падение производства, политическую неустойчивость многих режимов, сложности с рыночными реформами, неустоявшуюся внешнеполитическую ориентацию. Нередко упускается из виду влияние движения мировых цен на подсчёты доли торговли в рамках СНГ, падение которой выступает как главное доказательство «бесперспективности» Содружества. Сильнейший рост мировых цен на сырьё и топливо, экспорт которого из стран СНГ был переориентирован на рынки третьих стран, способствовал уменьшению доли взаимной торговли, где топливо и сырьё имеют несколько меньший удельный вес. Многие эти процессы постепенно нормализуются, и уже в 2006 и 2007 гг. рост торговли в рамках СНГ опережал расширение торговли с третьими странами. Постепенно базисные факторы начинают играть всё большую роль. Так, страны Центральной Азии ещё долгое время будут заинтересованы в получении казахстанского зерна, а Россия - в массированных закупках бокситов, хрома, каменного угля и железной руды в Казахстане и хлопка в центральноазиатском регионе. Немало государств–членов СНГ заинтересованы в серьёзном расширении взаимных поставок газа, нефти и нефтепродуктов. Что же касается машин, оборудования, готовых изделий, то здесь перспективы стран СНГ действительно скромнее, но они всё же имеются и будут расширяться по мере экономического развития. Более низкий в целом технический уровень этой продукции по сравнению с продукцией развитых стран не является абсолютным препятствием для интенсификации обмена ею - в конце концов на продукцию высоких технологий приходится меньшая часть мировой торговли готовыми изделиями.

Рассмотрим сотрудничество России с некоторыми странами СНГ в рамках ЕврАзЭС (Евроазиатское экономическое сотрудничество). Прежде всего, говоря об этом объединении внутри СНГ, рассмотрим Казахстан. Россия является крупнейшим торговым партнером Казахстана, двусторонний торговый оборот с которой составляет 18% от всего объема внешней торговли Казахстан. 74 из 88 регионов России имеют торгово-экономические отношения с Казахстаном. За 2008 год товарооборот составил 19,9 млрд. долл. США, увеличившись на 22% по сравнению с 2008 годом. Особое значение в развитии казахстанско-российского сотрудничества в сфере экономики занимают экономические связи между приграничными областями двух стран, где действуют более 3100 совместных предприятий, среди которых такие крупные: «Казросхром», «Коксохим», автомобильный комплекс на базе УралАЗ и Костанайского дизельного завода. В 2004-2006 гг. в республике при поддержке ОАО «КАМАЗ» начали строиться заводы по производству грузовых автомобилей и автобусов. Это выгодный и КАМАЗу, и Казахстану проект. Предприятия нескольких городов Казахстана будут проводить сборку автомобилей и автобусов, изготовлять кузова, рамы, двигатели и другое оборудование и узлы. Ведутся переговоры с другими автомобильными компаниями России (например, с «АвтоВазом»), предполагается наладить сотрудничество с американскими и корейскими автомобильными компаниями. Еще один яркий пример сотрудничества с Россией – пятидесятилетняя аренда Россией космодрома Байконур, что позволяет Казахстану отнюдь не с нуля начать освоение космоса, развитие аэрокосмической отрасли и науки, прежде всего за счет средств, получаемых с Байконура[5].

Во многом развитие казахстанско-российского приграничного сотрудничества обязано тому вниманию, которое уделяют ему главы двух государств. Свидетельством этого внимания являются регулярно проводимые форумы приграничных регионов Казахстана и России. Казахстан и Россия являются общепризнанными «локомотивами» интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Данная роль во многом обусловлена уровнем их экономического развития, глубиной и успехом структурных преобразований в экономике.

Казахстан и Россия в двустороннем формате решили вопросы разделения шельфа Каспийского моря. Зафиксировано прохождение модифицированной срединной линии, разграничивающей дно Каспийского моря между двумя странами в целях недропользования, а также организации совместной деятельности по разработке структур «Курмангазы», «Центральная» и месторождения «Хвалынское». Кроме того, на Тегеранском саммите глав прикаспийских государств в октябре 2007 года его участники подписали Декларацию и достигли договоренностей, которые, по оценке главы Казахстана, «являются прорывом в переговорном процессе по определению статуса Каспийского моря».

Также в ходе Тегеранского саммита Президентом Казахстана было выдвинуто предложение о делимитации акватории Каспийского моря, которое, по мнению экспертов, может стать основой для достижения консенсуса, хорошей стартовой площадкой для приведения позиций всех пяти договаривающихся сторон к общему знаменателю.

На данном этапе переговорного процесса казахстанская сторона выступает за продолжение диалога в различных форматах для выработки взаимоприемлемых формулировок по концептуальным положениям правового статуса, определяющим основные направления взаимодействия государств на море, которые должны отвечать декларируемому стремлению сторон к тому, чтобы Каспий стал морем дружбы, добрососедства и сотрудничества. Эти политические договоренности имеют большое значение для дальнейшего развития казахстанско-российского стратегического партнерства.

Казахстан и Россия, невзирая на объективные и субъективные проблемы, уверенно продолжают непростой путь по углублению региональной интеграции. Руководство обоих стран отдает себе отчет в том, что реальная интеграция – сложный и болезненный процесс, который требует времени, осмысления опыта, накопленных ошибок и их разумного преодоления. Успех в этом деле во многом зависит от развития отношений между теми государствами, которые составляют ядро интеграционных процессов на постсоветском пространстве, а именно Казахстаном и Россией.

Именно осознание этого факта лежит в основе попыток Казахстана и России первыми выйти на новый уровень региональной интеграции, с учетом сложившихся политических и экономических реалий. Свидетельством тому является начало формирования Таможенного Союза ЕврАзЭС, решение о создании которого было принято 6 октября 2007 г. на саммите в Душанбе. В этот Союз пока только войдут Россия, Казахстан и Беларусь, как страны, обладающие в настоящее время необходимым для этого экономическим весом. Однако основным аргументом в пользу того, что данная структура окажется жизнеспособной и эффективной является то, что Таможенный Союз будет иметь наднациональный орган, что является принципиальным моментом. Ему будут переданы некоторые функции национальных правительств.

Рассмотрим теперь сотрудничество России и Белоруссии. Россия является ведущим торговым партнером Белоруссии. В 2008 г. товарооборот между Россией и Белоруссией достиг 26 млрд. долл. Российский экспорт в Белоруссию составил 18 млрд. долл., импорт из Белоруссии – 7 млрд. долл. В общем объеме товарооборота Белоруссии на долю России приходится порядка 50%, а в российском на долю Белоруссии – около 6%.

Структура торговых поставок между двумя странами существенно не меняется уже длительное время. В российском экспорте в Белоруссию преобладают энергоресурсы (40,6%), машины, оборудование и транспортные средства (16,2%), черные и цветные металлы и изделия из них (16,4%), продукция химической промышленности (10,7%), продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (7,3%).

Основными статьями белорусского экспорта в Россию являются машины, оборудование и транспортные средства (36,9%), продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (16,1%), продукция химической промышленности (11,1%), черные и цветные металлы и изделия из них (10%)[6].

Россия наряду с США, Нидерландами и Германией является основным инвестором в белорусскую экономику. Объем российских капиталовложений составляет около 3 млрд.долл. Крупнейшие российские проекты в Белоруссии - газопровод «Ямал-Европа», создание сети сотовой связи МТС-Белоруссия, реконструкция Мозырского нефтеперерабатывающего завода. Белорусские инвестиции в России превышают 1 млрд..долл.

На дальнейшее развитие экономических связей нацелены принятые совместные экономические программы в области автомобилестроения, приборостроения, нефтегазопереработки, выпуска и ремонта военной техники, финансирование которых частично ведется из бюджета Союзного государства. С участием российских и белорусских предприятий зарегистрированы и активно действуют шесть крупных финансово-промышленных групп – «БелРусавто», «Межгосметиз», «Формаш», «Электронные технологии», «Оборонительные системы» и «Аэрокосмическое оборудование».

Ведется работа по углублению валютной интеграции, в рамках которой продолжается реализация Плана совместных действий правительств и центробанков двух стран по введению единой денежной единицы Союзного государства, предусматривающего проведение структурных преобразований в области налогово-бюджетной, денежно-кредитной политики, внешнеэкономической деятельности, страхования, валютного регулирования.

В развитии торгово-экономических отношений двух стран весьма значительна роль регионов. Активные торгово-экономические связи с Белоруссией поддерживают более 80 российских областей и республик. Основными формами межрегионального сотрудничества являются торговые связи, производственная кооперация, оказание услуг в области транспорта, строительства, информационных технологий. Его правовая база включает сегодня более 210 договорных документов.

Говоря о перспективах ЕврАзЭс, прежде всего нужно сказать, что ЕврАзЭс – это ядро складывающейся интеграции на постсоветском пространстве. Создание ЕврАзЭс решает такие задачи, как проведение согласованной структурной перестройки экономик, создание общей платежной системы, формирование Таможенного союза и ЕЭП и т.д. Россия здесь пытается усилить свои позиции в Средней Азии с тем, чтобы более успешно конкурировать на соответствующих рынках, прежде всего с производителями из стран, не входящих в ЕврАзЭС. Речь здесь идет, прежде всего, о конкуренции с транснациональными компаниями, которые проявляют достаточно серьезный интерес к региону. Примечательно, что в России в последнее время крупные объединения предпринимателей достаточно активно продвигают идею о необходимости способствовать созданию крупных российских корпораций, которые могли бы на равных конкурировать с ТНК.

Вместе с тем, учитывая реальную ситуацию в регионе, лидерство России в новом объединении нельзя считать безусловным. И хотя сегодня все члены ЕврАзЭС заявляют о том, что объединение преследует, прежде всего, экономические интересы, вопросы безопасности также входят в повестку дня. Формирование ЕврАзЭС является удобным поводом попытаться без излишней политической ангажированности проанализировать природу и закономерности интеграционных процессов, разворачивающихся на территории СНГ. В то же время, если говорить о ЕврАзЭС, очевидны неопределенность статуса и видов решений органов ЕврАзЭС и их места в иерархии правовой системы ЕврАзЭС и национальных правовых системах государств-членов. Это обусловлено развивающейся международной правосубъектностью международной организации Евразийское экономическое сообщество и действующим международным характером решений органов ЕврАзЭС, относящихся к нормам «международного мягкого права» рекомендательного характера.

Эффективность ЕврАзЭС обусловлена, в первую очередь, созданием четкой институциональной и правовой системы[7]. Именно на решении этих принципиальных вопросов необходимо сконцентрировать усилия на современном этапе развития правовой системы Сообщества. Первостепенное значение имеет определение статуса, видов и иерархии правовых актов ЕврАзЭС, построение четкой правовой системы Сообщества.

Для этого также необходимо однозначно определить статус органов ЕврАзЭС, их полномочия и взаимоотношения между собой и с органами государств - членов ЕврАзЭС, установить способы и механизмы реализации международных договоров, заключенных в рамках ЕврАзЭС, и решений органов ЕврАзЭС в законодательстве государств-членов, формы контроля за их исполнением и ответственность за неисполнение. Кроме того, следует четко регламентировать соотношение правовых актов Сообщества с нормативными правовыми актами национальных законодательств государств - членов ЕврАзЭС.

Решение этих вопросов позволит создать эффективный механизм координации деятельности органов ЕврАзЭС и органов государственной власти каждого государства - члена ЕврАзЭС в процессе приведения актов национального законодательства в соответствие с правовыми актами Сообщества и гармонизации национальных законодательств государств - членов ЕврАзЭС.

В конечном итоге, оценивая перспективы сотрудничества России со странами СНГ и перспективы ЕврАзЭС, можно сказать, что большинство членов СНГ, скорее всего, станут на путь усиления взаимного сотрудничества при условии соответствующей политики России. И связанно это прежде всего с тем, что страны-участницы СНГ и ЕврАзЭС в первую очередь сами заинтересованы в развитии интеграционных процессов и сотрудничества на основе сложившихся хозяйственных взаимосвязей, доставшихся от СССР.

сотрудничество интеграция макроэкономический европейский




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: