Сферы сотрудничества России с Европейским союзом

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

Реферат

Перспективы сотрудничества России со странами ЕС и СНГ

 

 

студента 1 группы

4-го курса очной формы обучения

Ивакин Михаил Викторович

 

Москва 2010



Содержание работы

Введение

Сферы сотрудничества России с Европейским союзом

Интеграция на микроэкономическом уровне и перспективы сотрудничества России со странами ЕС

Сотрудничество России со странами СНГ

Перспективы сотрудничества России и СНГ

Проблемы сотрудничества России с ЕС и СНГ

Список использованных источников и литературы



Введение

 

Сегодня каждый из нас живет в эру глобализации – сложнейшего процесса интеграции государств в единое мировое экономическое, политическое и культурное пространство на земле. Суть этого процесса заключается в резком расширении и усложнении взаимосвязей и взаимозависимости как между отдельными странами, так и между отдельными людьми. Главной формой при этом всегда оставалась и остается экономическая глобализация.

Экономическая глобализация означает не просто сближение или даже интеграцию экономик отдельных стран. Изменяются качественные характеристики этих экономик, когда из так или иначе замкнутых систем они превращаются в звенья единого хозяйства, единой экономической структуры. Поэтому неудивительно, что глобализация приводит к большей открытости национальных экономик[1].

Отчего же это происходит? Прежде всего, от специализации каждой из стран. Государство, как правило, выходит на рынок с тем товаром, производить которой она может лучше всех других стран-конкурентов, а потому и стремиться извлечь из этого как можно большую прибыль. Таким образом, происходит товарообмен и формируется мировой рынок, единый для всех стран, на котором каждое государство может предложить свою продукцию. Но эта продукция должна отвечать определенным требованиям и стандартам и должна быть интересна для стран покупателей. И вот именно здесь и формируются такие проблемы, как цена, качество товаров, объем продаж и т.д. Со временем люди начинают понимать, что легче и выгоднее действовать сообща, т.е. вместе продавать различные или схожие товары, согласованно устанавливать цены, а также легче всем вместе переживать какие-либо трудности, чем поодиночке. И вот и рождается интернационализация обособленных хозяйств в единый экономический субъект.[2]

Встав на путь экономических преобразований в начале 1990-х годов, Россия, действуя в духе времени, также заявила о своем намерении активно интегрироваться в мировую экономику. После распада СССР роль отправной точки в интеграционном движении независимой России досталась СНГ. Но и здесь общую динамику развития событий за прошедшие годы вряд ли можно признать удовлетворительной: вот уже почти десять лет товарооборот стран Содружества неуклонно сокращается, а его члены все больше отдаляются друг от друга, попадая в сферы влияния своих более развитых иностранных партнеров. Подобные тенденции серьезно угрожают политической стабильности на постсоветском пространстве. Поэтому все эти годы наша страна стремилась укреплять хозяйственные связи внутри Содружества.

Что касается сотрудничества России с Европейским союзом, то здесь необходимо сказать, что Россия вместе с другими бывшими советскими республиками оказалась преемницей Соглашения СССР с ЕС «О торговле, экономическом и коммерческом сотрудничестве», подписанного в 1989 г. В этом документе европейское интеграционное объединение впервые получило официальное признание со стороны СССР. Впоследствии Россия и ЕС подтвердили приверженность достигнутым договоренностям, что позволяет продолжать развитие взаимных связей. Однако данный правовой акт не отвечал изменившимся условиям. Он регламентировал взаимодействие государств с различными экономическими системами, ограничивался вопросами торгового режима и носил во многом дискриминационный для России характер. И в целом налаживание партнерских отношений между столь различными субъектами международных отношений - процесс сложный, требующий нестандартных подходов и решений. Успех предполагает наличие двух условий - высокой степени взаимной заинтересованности в сотрудничестве и достаточно эффективного механизма взаимодействия

Каковы же в этих условиях проблемы и перспективы сотрудничества России со странами СНГ и ЕС? На этот вопрос мы и ответим в этой работе.

 



Сферы сотрудничества России с Европейским союзом

 

Как уже было сказано выше, 25 июня 1988 года было подписано соглашение о торговле и сотрудничестве между ЕЭС и СССР, а 24 июня 1994 — двустороннее соглашение о партнёрстве и сотрудничестве между Европейским Союзом и Россией, которое вступило в силу 1 декабря 1997. Соглашением 2005 года предусматривалось осуществлять партнёрство в сфере:

· экономического сотрудничества,

· внутренней безопасности и правосудия,

· внешней безопасности,

· науки и образования.

В практическом плане это должно было вылиться в сближение экономик России и Евросоюза, углубление совместного сотрудничества в борьбе с организованной преступностью, терроризмом, незаконной миграцией, а в перспективе — и в отмену визового режима. Общее пространство внешней безопасности предполагало наращивание сотрудничества сторон в решении международных проблем.

Идею Объединенного европейского экономического пространства была предложена в 2001 г. на саммите ЕС — Россия. Но до настоящего времени эта идея не может быть осуществлена, так как между ЕС и Россией не существует даже зоны свободной торговли.

ЕС – крупнейший торговый партнер России, на долю Евросоюза приходится 52% товарооборота России. Россия в свою очередь устойчиво занимает 3-е место среди торговых партнеров ЕС (после США и Китая). В структуре поставок из ЕС 36% приходится на машины и продукцию машиностроения, 14% – на химические товары, 11% – на готовые изделия, 10% – на транспортное оборудование, 7% – на живых животных и продукты питания – 7%, в то время как доминирующую роль в российском экспорте продолжают занимать топливно-энергетические товары – 65%; на готовые изделия приходится 9%, сырьевые товары – 6%, химические товары – 3%. Россия – крупнейший поставщик в ЕС изделий из стали, один из крупных поставщиков цветных металлов.

Торговля услугами также характеризуется тенденцией роста, главным образом за счет предоставления транспортных и туристических услуг. Более привлекательной становится Россия для инвестиций из ЕС, при этом около 60% из них направлены в энергетический сектор.

Последние годы торговля России с ЕС имела отчетливую тенденцию к росту – так, за 2006-2009 гг. объем товарооборота между нашими странами практически удвоился, составив в 2009 г. около 350 млрд. евро. Как показывает анализ развития торговли Россия – ЕС, топливно-сырьевой экспорт из России остается определяющим фактором динамики товарооборота между нашими государствами (70% российского экспорта нефти и газа идет в Евросоюз). При этом доля России в общем импорте в ЕС товаров топливно-энергетической группы увеличилась до 28%, или до 80 млрд. евро. Основную роль сыграло повышение цен на энергоресурсы на мировом рынке при к тому же достаточно стабильном росте объема поставок. Импорт из ЕС вырос на 19,3 млрд. евро при увеличении положительного сальдо торговли в пользу России.

С учетом структуры товарооборота в ближайшие годы можно рассчитывать на дальнейшее повышение объема торговли. В последний год прогнозного периода определенное значение может иметь ввод в строй газопровода в Германию по дну Балтийского моря, что может увеличить объем российского экспорта и величину активного сальдо торговли России. Усилия ЕС по диверсификации внешних источников энергоресурсов вряд ли могут в рассматриваемый период повлиять на спрос на российский газ, нефть и т.п.

При построении прогноза следует учесть также развертывающуюся в ЕС реформу регулирования энергетического рынка, состоящую в разукрупнении национальных энергетических и газовых монополий и разделении энергопроизводящих, транспортных и распределительных структур. В результате возможны определенное снижение внутренних цен на энергоресурсы и либерализация доступа к конечному потребителю, что может создать условия для дополнительного объема поставок газа и, возможно, электроэнергии, а также роста российских инвестиций в энергохозяйство ЕС. Пока, однако, крупные страны-члены ЕС во главе с Германией и Францией противятся воплощению этих планов в жизнь.

Существенное влияние может оказать присоединение России к ВТО и связанное с этим вступление в силу договоренностей в отношении снижения ряда импортных таможенных пошлин и обязательств, взятых Россией по либерализации доступа на рынок услуг. Конечно, по наиболее чувствительным товарам и секторам услуг согласованы значительные переходные периоды, однако в целом можно ожидать, что в случае завершения процесса присоединения к ВТО может несколько увеличиться импорт товаров и услуг из ЕС, в частности сельскохозяйственных товаров, автомобилей, некоторых машин и оборудования, потребительских товаров, телекоммуникационных и финансовых услуг.

Говоря о сотрудничестве России и ЕС, нельзя обойти стороной и разговор об инвестициях. Достаточно весомым может оказаться увеличение инвестиций в производственную сферу, что потянет за собой импорт компонентов для нового производства и в более отдаленной перспективе – формирование экспортно-ориентированного производства, продукция которого может поставляться в Европейский союз. Многие компании ЕС, причем не только крупного, но и среднего и мелкого формата, приглядываются к российскому рынку, и присоединение к ВТО может подтолкнуть их к практическим шагам.

До кризиса Россия переживает бум иностранных инвестиций, еще недавно считавшийся невозможным. По прогнозу развития российской экономики, обнародованному правительством в конце 2008 г., приток прямых иностранных инвестиций должен был составить 9-10,1 млрд. Реальные цифры оказались существенно выше. Характерно, что осложнение обстановки на мировых финансовых рынках, вызванное кризисом системы ипотечного кредитования в США, вплоть до августа-сентября 2008 г. практически не сказалось на уровне иностранных вложений в российскую экономику. Более того, по данным Merill Lynch, в июне 2008 г. портфельные инвесторы оценивали российский рынок как самый перспективный в мире; 84% респондентов – управляющих глобальными инвестиционными фондами – наращивали вложения в Россию.

Очередной виток мирового финансового кризиса, последовавший за банкротством американского банка Lehman Brothers и падением доверия к крупнейшему американскому страховщику AIG, вкупе с ростом политических рисков, связанных с военным кризисом вокруг Южной Осетии, привел к массовому оттоку иностранных капиталов с отечественного фондового рынка и критическому падению фондовых индексов. Однако макроэкономические показатели экономики России и фундаментальные характеристики российских компаний не дают оснований для паники. С рынка уходят портфельные инвесторы. В то же время стратегические иностранные инвесторы сохраняют интерес к российским активам. Причем, если использовать биржевую терминологию, эта заинтересованность проявляется не только в стратегии «держать», но и в стратегии «покупать»: например, Fortum, к середине сентября 2008 г. консолидировавший чуть более 90% акций ТГК-10, по-прежнему намерен приобрести все 100% акций компании.

ЕС является крупнейшим инвестором в российскую экономику. На его долю стабильно приходится около 80% накопленных ПИИ. В свою очередь и для ЕС инвестиции в России становятся важной составляющей экономической активности – Россия делит с Турцией и Китаем четвертое место по объему поступающих из ЕС ПИИ, пропустив вперед США, Канаду и Швейцарию.

Причины инвестиционного бума очевидны: иностранных инвесторов привлекают политическая стабильность, высокие темпы экономического роста и увеличение покупательной способности населения. Усиление государственного влияния в экономике и высокий уровень коррупции, безусловно, играют сдерживающую роль, но крупный бизнес уже адаптировался к правилам ведения дел в России. Важнейшим фактором, определяющим активность иностранных инвесторов, является то, что инвестиции в российскую экономику – одни из наиболее доходных.

Мировой финансовый кризис уже привел к увеличению стоимости обслуживания долговых обязательств; ежегодные платежи оцениваются в 40-45 млрд. долларов. Еще в конце 2007 г. наиболее дальновидные эксперты предсказывали, что увеличение платежей по долговым обязательствам способно привести к снижению ликвидности в долгосрочной перспективе и возникновению существенных проблем при сокращении притока в страну иностранной валюты. Сегодня уже очевидно, что мировой финансовый кризис развивается согласно пессимистичным прогнозам. Все страны мира предпринимают экстраординарные меры по поддержанию уровня денежной ликвидности и стабилизации национальных финансовых систем. Активные действия в этом направлении предпринимает и российское правительство. При этом надо отметить, что: 1) в России нет такого разрыва между финансовыми и реальными активами, нет тех пузырей, которые сегодня «лопаются» на рынках США и некоторых стран Европы; 2) у России, в отличие от большинства стран Запада, есть весьма солидные золотовалютные резервы, которые можно использовать для краткосрочной поддержки отечественного финансового рынка. Это позволяет прогнозировать, что после относительно непродолжительного периода паники инвесторы осознают фундаментальную привлекательность российских активов и процесс бегства иностранных капиталов сменится их возвращением.

В последние годы выявилась устойчивая тенденция роста российских инвестиций за рубежом. Информация об их количественных параметрах весьма противоречива. По имеющимся в открытом доступе данным европейской статистики, объем накопленных российских ПИИ в странах ЕС в конце 2008 г. составил 9,2 млрд. евро

В 2006 г. «Внешторгбанк» (ныне «ВТБ») потратил около 1,3 млрд. долларов на выкуп контрольных пакетов европейских банков, созданных еще в советский период. Много шуму наделала покупка российским «ВТБ» 5%-го пакета акций Европейской аэрокосмической и оборонной компании (EADC). «Газпром» владеет долями в иностранных транспортных и распределительных компаниях (в Германии, Австрии, Польше, Литве, Великобритании и ряде других стран ЕС), долями в газохранилищах (в Австрии, Германии), 99% акций Каунасской ТЭЦ в Литве и некоторыми другими зарубежными активами. «ЛУКо́йл» активно расширяет сеть автозаправок в Финляндии, Венгрии, Чехии и странах Балтии. Из металлургических компаний в 2005-2006 гг. зарубежные активы приобрели «Русал», «Северсталь», «Евразхолдинг». Известно о некоторых сделках в машиностроении и в телекоммуникациях. Правительство России также пересматривает свою инвестиционную стратегию. Создан Фонд национального благосостояния, активы которого в июне 2008 г. составили 32 млрд. долларов. Эти средства планируется направить на приобретение иностранных активов, но не облигаций, а акций европейских и американских «голубых фишек».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: