Количество и качество требований к ребенку в семье

I. Нарушения процесса воспитания в семье

1. Уровень протекции в процессе воспитания

Речь идет о том, сколько сил, внимания, времени уделяют родители при воспитании ребенка. Наблюдаются два уров­ня протекции: чрезмерная (гиперпротекция) и недостаточ­ная (гипопротекция).

Гиперпротекция (шкала Г+). При гиперпротекции роди­тели уделяют ребенку крайне много времени, сил и внима­ния, и воспитание стало центральным делом их жизни. (Ти­пичные высказывания таких родителей - в утверждениях шкалы Г+ опросника АСВ).

Гипопротекция (шкала Г-) — ситуация, при которой ре­бенок оказывается на периферии внимания родителей, до него "не доходят руки", родителю ''не до него". Ребенок часто выпадает у них из виду. За него берутся лишь время от времени, когда случается что-то серьезное.

Степень удовлетворения потребностей ребенка

Речь идет о том, в какой мере деятельность родителей нацелена на удовлетворение потребностей ребенка как ма­териально-бытовых (в питании, одежде, развлечениях), так и духовных — прежде всего в общении с родителями, в их любви и внимании. Данная черта семейного воспитания принципиально отличается от уровня протекции поскольку характеризует не меру занятости родителей воспитанием ребенка, а степень удовлетворения его потребностей. Так называемое "спартанское воспитание" является примером высокого уровня протекции, поскольку родитель много за­нимается воспитанием, и низкого уровня удовлетворения потребностей ребенка.

В степени удовлетворения потребностей возможны два отклонения.

Потворствование (шкала У+). О потворствовании гово­рят в тех случаях, когда родители стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка. Они "балуют" его. Любое его желания для них — закон. Объясняя необходимость такого воспитания, родители приводят аргументы, являющиеся типичной ра­ционализацией — "слабость ребенка", его исключительность, желание дать ему то, чего сам был лишен в свое время родитель, что ребенок растет без отца и т.д. Типичные высказывания приведены в шкале У+.

Игнорирование потребностей ребенка (шкала У-). Дан­ный стиль воспитания противоположен потворствованию и характеризуется недостаточным стремлением родителя к удовлетворению потребностей ребенка. Чаще страдают при этом духовные потребности, особенно потребность в эмо­циональном контакте, общении с родителем.

Количество и качество требований к ребенку в семье

Требования к ребенку — неотъемлемая часть воспитательного процесса. Они выступают, во-первых, в виде обязанностей ребенка, т.е. в тех заданиях, которые он выполняет — учеба, уход за собой, участие в организации быта, помощь другим членам семьи.

Во-вторых, это требования-запреты, устанавливающие чего ребенок не должен делать.

Наконец, невыполнение требований ребенком может по­влечь применение санкций со стороны родителей от мягко­го осуждения до суровых наказаний.

Формы нарушений системы требований к ребенку различ­ны, поэтому высказывания родителей, отражающие их, пред­ставлены в целом ряде шкал: Т+; Т-; 3+; 3-; С+; С-.

Чрезмерность требований-обязанностей (шкала Т+). Именно это качество лежит в основе типа неправильного воспитания "повышенная моральная ответственность". Тре­бования к ребенку в этом случае очень велики, непомерны, не соответствуют его возможностям и не только не содей­ствуют полноценному развитию его личности, но, напротив, представляют риск психотравматизации.

Недостаточность требований-обязанностей ребенка (шкала Т-). В этом случае ребенок имеет минимальное ко­личество обязанностей в семье. Данная особенность вос­питания проявляется в высказываниях родителей о том, как трудно привлечь ребенка к какому-либо делу по дому.

Требования-запреты, т.е. указания на то, что ребенку нельзя делать, определяют, прежде всего, степень самостоя­тельности ребенка, возможность самому выбирать способ поведения. И здесь возможны две степени отклонения: чрез­мерность и недостаточность требований-запретов.

Чрезмерность требований-запретов (шкала 3+). Такой подход может лежать в основе типа неправильного воспи­тания "доминирующая гиперпротекция". В этой ситуации ребенку "все нельзя". Ему предъявляется огромное количество требований, ограничивающих его свободу и самостоятельность. У стеничных подростков такое воспитание форсирует реакцию эмансипации, у менее стеничных предопределяет развитие черт сенситивной и тревожно-мнительной (психастенической) акцентуаций. Типичные высказывания родителей отражают их страх перед любыми проявлениями самостоятельности ребенка. Этот страх проявляется в рез­ком преувеличении последствий, которые может иметь хотя бы незначительное нарушение запретов, а так же в стремлении подавить самостоятельность мысли ребенка.

Недостаточность требований-запретов к ребенку (шка­ла 3-). В этом случае ребенку "все можно". Даже если и существуют какие-то запреты, подросток их легко нарушает, зная, что с него никто не спросит. Он сам определяет время возвращения домой вечером, круг друзей, вопрос о курении и употреблении спиртных напитков. Он ни за что не отчи­тывается перед родителями. Родители при этом не хотят или не могут установить какие-либо рамки в его поведении. Данное воспитание стимулирует развитие гипертимного типа характера у подростка и, особенно, неустойчивого типа.

Строгость санкций (наказаний) за нарушение требований ребенком (шкалы С+ и С).  

Чрезмерность санкций (тип воспитания "жестокое обращение с ребенком"). Для этих родителей характерна приверженность к применению строгих наказаний, чрезмерное реагирование даже на незначительные нарушения поведения. Типичные высказывания родителей отражают их убеж­дение в полезности для детей и подростков максимальной Строгости (шкала С).                        

Минимальность санкций (шкала С-). Эти родители предпочитают либо вовсе обходиться без наказаний, либо применяют их крайне редко. Они уповают на поощрения, сомневаются в результативности любых наказаний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: