II. Личностные проблемы родителей, решаемые за счет ребенка

В этом случае в основе неправильного воспитания ле­жит какая-то личностная проблема, чаще всего носящая ха­рактер неосознаваемой проблемы, потребности. Родитель пытается разрешить ее (удовлетворить потребность) за счет воспитания ребенка.

Как и в предыдущем разделе, одновременно с описанием личностных проблем указываются шкалы АСВ, предназна­ченные для их диагностики.

Расширение сферы родительских чувств (шкала РРЧ). Обусловливаемое нарушение воспитания — повышенная проекция (потворствующая или доминирующая).

Данный источник нарушения воспитания возникает чаще всего тогда, когда супружеские отношения между родителя­ми в силу каких-либо причин оказываются нарушенными: супруга нет — смерть, развод, — либо, отношения с ним не удовлетворяют родителя, играющего основную роль в вос­питании (несоответствие характеров, эмоциональная холод­ность и др.). Нередко при этом мать, реже отец, сами того четко не осознавая, хотят, чтобы ребенок, а позже подросток стал для них чем-то большим, нежели просто ребенком. Родители хотят, чтобы ребенок удовлетворил хотя бы часть потребностей, которые в обычной семье должны быть удов­летворены в психологических отношениях супругов — по­требность во взаимной исключительной привязанности, ча­стично эротические потребности. Мать нередко отказыва­ется от вполне реальных возможностей повторного заму­жества. Появляется стремление отдать ребенку — чаще противоположного пола — "все чувства", "всю любовь". В детстве стимулируется эротическое отношение к родителям — ревность, детская влюбленность. Когда ребенок до­стигает подросткового возраста, у родителя возникает страх перед самостоятельностью подростка. Появляется стремле­ние удерживать его с помощью потворствующей или доми­нирующей гиперпротекции.

Предпочтение в подростке детских качеств (шкала ПДК). Обусловливаемое нарушение воспитания — потвор­ствующая гиперпротекция. В этом случае у родителей на­блюдается стремление игнорировать повзросление детей, стимулировать сохранение у них таких детских качеств как непосредственность, наивность, игривость. Для таких роди­телей ребенок все еще "маленький". Нередко они открыто признают, что маленькие дети им вообще нравятся больше, что с большими уже не так интересно. Страх или нежела­ние повзросления детей могут быть связаны с особенностя­ми биографии самого родителя (он имел младшего брата или сестру и на них в свое время переместилась любовь родителей, в связи с чем, свой старший возраст восприни­мался как несчастье).

Рассматривая ребенка как "еще маленького", родители снижают уровень требований к нему, создавая потворству­ющую гиперпротекцию, тем самым стимулируя развитие психического инфантилизма.

Воспитательная неуверенность родителя (шкала ВН). Обусловливаемое нарушение воспитания — потворствую­щая гиперпротекция либо просто пониженный уровень тре­бований. Воспитательную неуверенность родителя можно было бы назвать "слабым местом" личности родителя, В этом случае происходит перераспределение власти в семье между родителями и ребенком в пользу последнего. Роди­тель "идет на поводу" у ребенка, уступает даже в тех вопро­сах, в которых уступать, по его мнению, никак нельзя. Это происходит потому, что ребенок сумел найти к своему ро­дителю подход, нащупал его "слабое место" и добивается для себя ситуации "минимум требований — максимум прав". Типичная комбинация в такой семье — бойкий, уве­ренный в себе ребенок, смело ставящий требования, и нерешительный, винящий себя во всех неудачах с ребенком, родитель.

В одних случаях "слабое место" обусловлено психасте­ническими чертами характера родителя. В других — опре­деленную роль в формировании этой особенности могли сыграть отношения родителя с его собственными родителя­ми. В определенных условиях дети, воспитанные требова­тельными, эгоцентричными родителями, став взрослыми, видят в своих детях ту же требовательность и эгоцентричность, испытывают по отношению к ним то же чувство "нео­платного должника", что испытывали ранее по отношению к собственным родителям. Характерная черта высказыва­ний таких родителей — признание ими массы ошибок, со­вершенных в воспитании. Они боятся упрямства, сопро­тивления своих детей и находят довольно много поводов уступить им.

Фобия утраты ребенка (шкала ФУ). Обусловливаемое нарушение воспитания — потворствующая или доминиру­ющая гиперпротекция. "Слабое место" — повышенная не­уверенность, боязнь ошибиться, преувеличенные представления о "хрупкости" ребенка, его болезненности и т.д.

Один источник таких переживаний родителей коренится в истории появления ребенка на свет — его долго ждали, обращения к врачам-гинекологам ничего не давали, родил­ся хрупким и болезненным, с большим трудом удалось его выходить и т.д.

Другой источник — перенесенные ребенком тяжелые заболевания, особенно если они были длительными. Отношение родителей к ребенку формировалось под воздействием накопленного ими страха утраты его. Этот страх застав­ляет одних родителей тревожно прислушиваться к любому пожеланию ребенка и спешить удовлетворить их (потвор­ствующая гиперпротекция), в других — мелочно опекать его (доминирующая гиперпротекция).

В типичных высказываниях родителей отражена их ипо­хондрическая боязнь за ребенка: они находят у него мно­жество болезненных проявлений, свежи воспоминания о прошлых, даже отдаленных по времени переживаниях по поводу здоровья ребенка.

Неразвитость родительских чувств (шкала НРЧ). Обусловливаемые нарушения воспитания: гипопротекция, эмоциональное отвержение, жестокое обращение.

Адекватное воспитание детей и подростков возможно лишь тогда, когда родителями движут какие-либо достаточ­но сильные мотивы: чувство долга, симпатия, любовь к ре­бенку, потребность "реализовать себя" в детях, "продолжить себя".

Слабость, неразвитость родительских чувств нередко встре­чается у родителей подростков с отклонениями характера. Однако, это явление очень редко ими осознается, а еще реже признается как таковое. Внешне оно проявляется в неже­лании иметь дело с подростком, в плохой переносимости его общества, поверхностности интереса к его делам.

Причиной неразвитости родительских чувств может быть отвержение самого родителя в детстве его родителями, то, что он сам в свое время не испытал родительского тепла.

Другой причиной НРЧ могут быть особенности характе­ра родителя, например, выраженная шизоидность.

Замечено, что родительские чувства нередко значительно слабее развиты у очень молодых родителей, имея тенденцию усиливаться с возрастом. Пример любящих бабушек и дедушек.

При относительно благоприятных условиях жизни семьи НРЧ обусловливает тип воспитания гипопротекция и особенно — эмоциональное отвержение. При трудных, напряженных, конфликтных отношениях в семье на ребенка часто перекладывается значительная часть родительских обязанностей - тип воспитания "повышенная моральная ответственность", либо к ребенку возникает раздражительно-враждебное отношение.

Проекция на ребенка собственных нежелаемых качеств (шкала ПНК). Обусловливаемые нарушения воспитания: эмоциональное отвержение, жестокое обращение. Причи­ной такого воспитания ребенка нередко бывает то, что в подростке родитель как бы видит черты характера, которые чувствует, но не признает в самом себе. Это могут быть агрессивность, склонность к лени, влечение к алкоголю, те или иные склонности, негативизм, протестные реакции, несдержанность и др. Ведя борьбу с такими же, истинными или мнимыми качествами у ребенка родитель (чаще всего отец) извлекает из этого эмоциональную выгоду для себя. Борьба с нежелаемым качеством в ком-то другом помогает ему верить, что у него самого данного качества нет. Родите­ли много и охотно говорят о своей непримиримой и посто­янной борьбе с отрицательными чертами и слабостями ре­бенка, о мерах и наказаниях, которые они в связи с этим применяют. В высказываниях родителя сквозит неверие в подростка, нередки инквизиторские интонации с характер­ным стремлением в любом поступке выявить "истинную", т.е. плохую причину. В качестве таковой чаще всего выступают качества, с которыми родитель неосознаваемо борется.

Вынесение конфликта между супругами в сферу вос­питания (шкала ВК). Обусловливаемые нарушения воспи­тания: противоречивый тип воспитания — соединение потворствующей гиперпротекции одного родителя с отверже­нием либо доминирующей гиперпротекцией другого.

Конфликтность во взаимоотношениях между супругами — нередкое явление даже в относительно стабильных семьях. Нередко воспитание превращается в "поле битвы" конфликтующих родителей, Здесь они получают возмож­ность наиболее открыто выражать недовольство друг дру­гом, руководствуясь "заботой о благе ребенка". При этом разница во мнениях родителей чаще всего бывает диамет­ральной: один настаивает на весьма строгом воспитании с повышенными требованиями, запретами и санкциями, дру­гой же родитель склонен "жалеть" ребенка, идти у него на поводу.

Характерное проявление ВК — выражение недовольства воспитательными методами другого супруга. При этом лег­ко обнаруживается, что каждого интересует не столько то, как воспитывать ребенка, сколько то, кто прав в воспита­тельных спорах. Шкала В К отражает типичные высказы­вания "строгой" стороны. Это связано с тем, что именно "строгая" сторона, как правило, является инициатором об­ращения к врачу или медицинскому психологу.

Сдвиг в установках родителя по отношению к подрос­тку в зависимости от его (подростка) пола. Шкала предпочтения мужских качеств — ПМК и шкала предпочтения      женских качеств — ПЖК.

Обусловливаемые нарушения в воспитании: потворству­ющая гиперпротекция, эмоциональное отвержение.

Нередко отношение родителя к ребенку обусловливает­ся не действительными особенностями ребенка, а теми чер­тами, которые родитель приписывает его полу, т.е. "вообще мужчинам" или "вообще женщинам". Так, при наличии предпочтения женских качеств наблюдается несознаваемое неприятие подростка мужского пола. В таком случае при­ходится сталкиваться со стереотипными отрицательными суждениями о мужчинах вообще: "Мужчины в основном грубы, неопрятны. Они легко поддаются животным побуж­дениям, агрессивны и чрезмерно сексуальны, склонны к алкоголизму. Любой же человек, будь то мужчина или жен­щина, должны стремиться к противоположным качествам — быть нежными, деликатными, опрятными, сдержанными в чувствах". Именно такие качества родитель с ПЖК и ви­дит в женщинах. Примером проявления установки ПЖК может служить отец, видящий массу недостатков у сына и считающий, что таковы же и все его сверстники. В то же время этот отец "без ума" от младшей сестры ребенка, т. к. находит у нее одни достоинства. Под влиянием ПЖК в отношении подростка мужского пола в данном случае фор­мируется тип воспитания "эмоциональное отвержение".


Заключение

 

Сейчас в современном обществе в воспитании родители придерживаются гуманистического отношения  к детям по сравнению с их историческими предшественниками. Можно отметить тенденцию озабоченности родителей улучшением норм, устоев, изменением традиций воспитания, отхождение от деспотичности к своеобразной «демократичности». Но, несмотря на это, в каждой семье найдется сторона в воспитании, которая будет отрицательно сказываться на формировании здоровой личности. В сознании многих остаются неверные, принятые от их родителей, модели. Также всегда будет иметь место внешний социальный фактор, с которым родителям придется сталкиваться впервые, и они будут совершать ошибки по незнанию и неготовности. Необходимо понимать, что самую серьезную опасность таят в себе ошибки, которые исходят из личностных, нерешенных семейных проблем. 

Родители обязаны обладать объективностью при наблюдении за своим процессом воспитания. В период младенчества ребенка стоит расширять свои знания,  свое мировоззрение посредством соответствующей литературы. Позже, выпустив ребенка в социальную среду, необходимо интересоваться сторонними мнениями о ребенке, обращаясь к воспитателям в садах, в школу к учителям, слушая руководителей в секциях, где находится ребенок один и проявляет себя как личность. Конечно, необходимо учитывать субъективность взглядов сторонних людей. В сложных ситуациях, когда родители не видят самостоятельного решения проблем, связанных с поведением ребенка, сложившейся нездоровой ситуацией в семье, необходимо прибегнуть к помощи специалистов: психологов, психотерапевтов. Обратив вовремя внимание на проблему, родители могли бы избежать множества ошибок. Взгляд со стороны, оказанная вовремя поддержка, указание на неправильность способа воспитания и выяснение причин сложившейся проблемной ситуации – все это сможет уберечь родителей от неверных поступков в воспитании своих детей.


Список литературы

 

1) Желдак И.М. Практикум по групповой психотерапии детей и подростков с коррекцией семейного воспитания. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. – 240с.

2) Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. – СПб.: СОЮЗ, 1998. – 336с.

3) Карабанова О.А. Психология семейных отношений: Учебное пособие. – Самара: Издательство СИОКПП, 2001. – 122с.

4) Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания: Учебное пособие - М.: АПКиППРО, 2006. - 300с

5) Сайт «Библиотека Гумер - гуманитарные науки» - Ллойд Демоз. Психоистория. - http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Lloid/index.php   - Данные соответствуют 21.02.09.

6) Сайт «Наш мир» Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи 4-е издание – СПб.: Питер, 1999. - 672 стр. http://nash-mir.3dn.ru/load/1-1-0-247 - Данные соответствуют 17.01.09.

 

.

 


[1] Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания: Учебное пособие - М.: АПКиППРО, 2006. - 190с.

[2] Соловьев Н.Я. Брак и семья сегодня. - Вильнюс, 1977. - 254с.

 

[3] Сайт «Библиотека Гумер - гуманитарные науки» - Ллойд Демоз. Психоистория. - http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Lloid/index.php   - Данные соответствуют 21.02.09.

[4] Сайт «Наш мир» Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи 4-е издание – СПб.: Питер, 1999. - 672 стр. http://nash-mir.3dn.ru/load/1-1-0-247 - Данные соответствуют 17.01.09.

[5] Карабанова О.А. Психология семейных отношений: Учебное пособие. – Самара: Издательство СИОКПП, 2001. –с.70

[6] Карабанова О.А. Психология семейных отношений: Учебное пособие. – Самара: Издательство СИОКПП, 2001. –с.89

[7] Карабанова О.А. Психология семейных отношений: Учебное пособие. – Самара: Издательство СИОКПП, 2001. –с.91

[8] Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. – СПб.: СОЮЗ, 1998. – с. 39

[9] Желдак И.М. Практикум по групповой психотерапии детей и подростков с коррекцией семейного воспитания. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. – c.207





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: