Развитие рынка ценных бумаг

 

Белорусский рынок ценных бумаг находится в стадии станов­ления и развития и не может обойтись без эффективного государ­ственного регулирования. В настоящее время существует проблема в том, чтобы определить наиболее оптимальный круг компетентных органов, правомочных оказывать эффективное регулирующее воз­действие на рынок ценных бумаг. Регулированию подлежат процес­сы выпуска и движения, количественные и качественные показатели среды обращения, круг участников рынка ценных бумаг.

Государственными органами Республики Беларусь, осуществ­ляющими регулирование рынка ценных бумаг, являются:

1. Совет Министров Республики Беларусь, который издает законодательные и нормативные акты по ценным бумагам и регла­ментирует работу подведомственных министерств и ведомств в этой области (определение функций, распределение обязанностей и др.).

2. Министерство финансов Республики Беларусь регулирует выпуск, обращение и погашение государственных ценных бумаг (ГКО, ДГО, ГДО).

3. Комитет по ценным бумагам при Министерстве финансов Республики Беларусь осуществляет:

- регулирование выпуска, обращения, погашения корпоратив­ных ценных бумаг;

- устаноатение требований к участникам рынка ценных бумаг, фондовым биржам, депозитариям, регистраторам, их лицензирование;

- установление квот на ввоз и вывоз ценных бумаг иностран­ных эмитентов;

- определение порядка допуска к обращению на территорию республики ценных бумаг иностранных эмитентов.

4. Министерство по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Беларусь регулирует:

- государственные ценные бумаги (чеки «Имущество»);

- разгосударствление и приватизацию госсобственности;

- управление пакетами акций, принадлежащих государству.

5. Национальный банк Республики Беларусь занимается:

- государственными ценными бумагами (ГКО, ДГО, ГДО);

- ценными бумагами Национального банка;

- банковскими векселями;

- депозитными и сберегательными сертификатами;

- выпуском банками корпоративных ценных бумаг (акций, об­лигаций);

- регулированием операций банков с ценными бумагами;

- установлением требований к участникам первичного разме­щения, участникам биржевой торговли государственными и ценны­ми бумагами Национального банка;

- установлением квот на ввоз и вывоз ценных бумаг иностран­ных эмитентов.

Регулирование деятельности рынка ценных бумаг должно осу­ществляться определенными методами. В условиях становления и развития рыночных отношений логично предположить, что основополагающим принципом деятельности государственных органов по регулированию рынка ценных бумаг должно стать преобладание эко­номических методов. Составными элементами такого регулирования, на мой взгляд, должны быть действия, обеспечивающие:

- определение единой государственной политики, направлен­ной на формирование цивилизованного рынка ценных бумаг;

- внесение изменений и дополнений в действующий Закон Рес­публики Беларусь «О ценных бумагах и фондовых биржах», приня­тие пакета подзаконных актов, детально регламентирующих отно­шения на рынке ценных бумаг; [22]

- определение реальной емкости белорусского рынка на предмет определения необходимого количества обращения на нем ценных бумаг;

- упорядочение сети коммерческих банков на рынке ценных бумаг;

- определение оптимального количества фондовых бирж в це­лом и рациональное рассредоточение их по территории республики;

- расширение перечня ценных бумаг как потенциальных и ре­альных объектов рыночного оборота;

- введение институтов хранения и страхования ценных бумаг;

- создание условий для развития здоровой конкуренции между участниками рынка ценных бумаг.

Стимулирование становления и развития рынка ценных бумаг может осуществляться организационными, экономическими и пра­вовыми методами. К организационным относятся информационное, пропагандистское, инновационное и кадровое обеспечение данного рынка, т.е. фактически создание инфраструктуры последнего. Эконо­мическое стимулирование сопряжено с решением вопросов ценооб­разования и налогообложения. Это могут быть и косвенные методы в виде изменения учетной ставки, варьирования нормой обязательного резерва и операции с ценными бумагами на открытом рынке (допол­нительная эмиссия, интервенция бумаг на рынок и т.д.).

В настоящее время в Республике Беларусь назрела необходи­мость в создании собственной модели развития рынка ценных бумаг. При этом надо иметь в виду, что в сложившихся условиях нельзя слепо копировать чужой опыт. Рынок ценных бумаг республики дол­жен развиваться с учетом как положительного опыта зарубежных стран (в том числе имевших одинаковые стартовые условия), так и глубокого анализа возможных негативных последствий.

В последние годы все больше внимания уделяется рынку ценных бумаг России, который, по мнению некоторых экономистов, должен стать образцом для развития рынка ценных бумаг Республики Бела­русь. При этом зачастую не учитывается, что российский финансо­вый рынок имеет свою специфику и отличается во многом от бело­русского большей емкостью, маневром, более сильной защищеннос­тью своей денежной единицы и возможностью поддержания ее на достаточно высоком уровне. К тому же действующее в России законода­тельство в области бюджетно-финансовой и кредитно-денежной по­литики во многом ушло вперед. Экономика этой страны в большей степени насыщена финансовыми институтами. Выше и подготовленность кадров, работающих в сфере кредита и финансов.

 Для создания эффективного рынка ценных бумаг, в том числе государственных, по моему мнению, необходимо:

- активизировать работу органов государственного управления по совершенствованию нормативно-правовой базы, направленной на дальнейшее развитие в республике финансового и фондового рынков. Это позволит полнее задействовать ценные бумаги, исполь­зуя свободные средства юридических и физических лиц в производ­ственной сфере, а в случае государственных ценных бумаг - для финансирования дефицита государственного бюджета;

- для дальнейшего развития первичного и вторичного рынка кратко- и долгосрочных государственных ценных бумаг более четко разграничить права и ответственность в этих вопросах Министерства финансов и Национального банка. Последнему должна принадле­жать ведущая роль при формировании государственной политики в области регулирования деятельности банковских и других структур, работающих на финансовом и фондовом рынках ценных бумаг, с целью реализации одной из главных задач денежно-кредитной по­литики — регулирования денежного рынка Республики Беларусь;

- разработать экономический механизм, позволяющий повысить инвестиционную активность банков и других финансовых институ­тов, работающих на рынке ценных бумаг, через предоставление более широких прав и гарантий по защите их от возможных рисков;

- обеспечить совершенствование инфраструктуры рынка цен­ных бумаг, включая использование электронных систем связи и со­здание двухуровневой депозитарной системы. Это позволит во мно­гом ускорить движение государственных ценных бумаг, оперативно получать информацию от межбанковской валютной биржи и депо­зитариев об инвесторах в разрезе каждого выпуска ценных бумаг, объемах совершаемых с ними операций, а также организовать кон­троль за проводимыми банками операциями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: