Определение политической системы и её сущность

Политическая система общества — это целостная, упорядоченная совокупность государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих определенные политические функции. Наряду с государством как основным звеном политической системы, в нее входят партии, профсоюзы и другие организации В образовании политической системы как совокупности социально-политических групп и институтов присутствуют такие элементарные единицы, как индивиды, группы, организации — правительственные и неправительственные, группы давления, политические партии и др.

Политическая система включает организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институционализацию власти, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер политического участия.

Политическая система — одна из подсистем общества (наряду с экономической, социальной. духовно-идеологической и др.) Характер политической системы определяется соответствующей социально-классовой структурой общества, возможностями решения насущных социальных проблем, особенностями развития страны, ее традиций и соотношением политических сил, а так же уровнем развития экономических отношений, внешнеполитической ситуацией, другими объективными факторами. Влияние на формирование политической ситуации так же оказывают субъективные факторы: существующая власть, которая‚ зачастую создает нужную ей политическую систему, степень‚ политического сознания и политической культуры, идейные позиции политических партий и другие.

Но политическая система — это особая система, существенно отличающаяся от других подсистем.

Во-первых, верховенством, т. е обязательностью ее решений для других систем, общества, всех граждан страны. В этом отношении можно говорить о ее универсальности по охвату влиянием, всестороннему воздействию и распространенности на сферы жизни общества и каждого человека.

Во-вторых, обусловленностью общественной средой, экономическим базисом (она является надстройкой соответствующего базиса).

В-третьих, относительной самостоятельностью, автономностью (особая структура, специфические функции и т. п.) и более активным влиянием на все сферы жизни, в том числе и на экономический базис.

В-четвертых, концентрированным выражением многообразных интересов различных классов и социальных групп населения, которые непосредственно или через свои организаций оказывают определенное воздействие и давление на политическую власть.

Политическая система современного общества отличается сложностью, многообразием структурных элементов, функциональных характеристик и взаимосвязей. В зависимости от характера связей элементы политической системы могут быть целостными (связи носят взаимопроникающий, взаимообусловленный характер) или суммативными (простое соединение качеств, простая сумма частей).

Политическая система общества предельно универсальна и включает все существующие типы политического взаимодействия. Она охватывает ту сторону социального взаимодействия, которая связана с выполняемой индивидом политической ролью — гражданина, субъекта политического управления, властвующего или подвластного. Отличительным признаком политической системы является то, что посредством ее властным путем утверждаются ценностные нормы. Понятие ценности при этом сближается с понятием правил, норм поведения, регулирующих действия социальной группы.

У системы есть «входы» — все внешние по отношению к ней явления, тем или иным образом воздействующие на нее. На «входы» извне поступают импульсы в форме требования и поддержки. Требования разделяются на внешние, идущие от среды, и внутренние, идущие из самой системы. По характеру и направленности они могут быть как конструктивными, так и деструктивными, а по содержанию — регулировочными, распределительными и коммуникативными. Политики, государственные деятели, политические партии, профсоюзные руководители призваны регулировать требования, чтобы они не создавали слишком большие и чреватые для всей системы непредсказуемыми последствиями перегрузки. Эту же задачу выполняют существующие в обществе система ценностей, культурные нормы, установки и т. д., которые сдерживают требования в определенных рамках.

Второй вид «входов» - поддержка — не менее важен для системы, чем первый. Поддержка — это главная сумма переменных, связывающих систему с окружающей средой. Поддержка выражается в материальной (налоги, пожертвования и т. д.) и нематериальной (соблюдение законов, участие в голосовании, уважение к власти и т. д.) формах. Выделяется три объекта поддержки: политическое сообщество, режим (основными компонентами которого он считает ценности, нормы и структуру власти) и правление (сюда относятся конкретные люди, участвующие в непосредственных делах политической системы и признанные большинством граждан ответственными за свою деятельность). При этом следует различать поддержку сообщества в целом, поддержку режима и поддержку конкретного правительства. Например, можно быть патриотом своей родины, но презирать при этом существующий режим; поддерживать режим, одновременно не приемля действующее правительство; поддерживать правительство в целом, но негативно оценивать отдельных министров.

Решения и политические действия, осуществляемые системой в ответ на требования и поддержку, называют «выходами». Они обусловлены самой сущностью и природой политической власти, что является главным предназначением политической системы. Если решения и действия соответствуют ожиданиям и требованиям многочисленных слоев общества, то поддержка, оказываемая политической системе, усиливается. Если же власть индифферентна к требованиям членов общества и уделяет внимание только своим собственным требованиям и идеям, то решения и действия не всегда находят понимание и поддержку Такие политические решения могут иметь негативные последствия, что может привести к частичному или полному кризису политической системы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: