Краткая история стандарта

 

2003 г. – началась работа над стандартом для малого бизнеса, проведен опрос мнений органов, устанавливающих правила бухгалтерского учета различных стран.

2004 г. – опубликованы предварительные итоги проведенного опроса.

2005 г. – по результатам опроса проведен ряд круглых столов.

2007 г., февраль – подготовлен и опубликован для обсуждения проект стандарта «МСФО для МСП», при этом были представлены три документа:
– проект стандарта «МСФО для МСП» объемом 254 страницы. Все определения вынесены в отдельный раздел «Глоссарий» в конце стандарта. Стандарт логически структурирован по темам, всего 38 разделов, а не в соответствии с номерами МСФО (IAS/IFRS), что делает его удобным для пользователей;

– руководство по применению, состоящее из примерной финансовой отчетности и перечня требований по раскрытию в ней информации;

– основания для выводов. Содержат пояснения причин, по которым правлением Комитета по МСФО было принято то или иное решение по сравнению с полной версией международных стандартов.

В настоящее время рабочая группа проекта «МСФО для МСП» обрабатывает полученные комментарии и результаты «полевого» тестирования. Планировалось, что в окончательной редакции стандарт будет утвержден правлением Комитета по МСФО в IV квартале 2008 года, но до настоящего момента стандарт все еще не принят.

 


Будущие пользователи

Правление Комитета по МСФО решило не разрабатывать количественных критериев для отнесения предприятий к малым или средним. Основным условием для включения в данную группу является отсутствие общественной значимости (public accountability).

Предприятие является общественно значимым, следовательно, должно использовать полную версию МСФО, если выполняется одно из следующих условий:

– оно выпустило долговые или долевые ценные бумаги на открытом рынке (или находится в процессе подготовки такого выпуска);

– оно является держателем активов в качестве доверенного лица для широкой группы сторонних лиц. Например, не смогут воспользоваться стандартом банк, страховая компания, брокерская/дилерская контора по операциям с ценными бумагами, пенсионный или инвестиционный фонд.

Если же общественно значимая организация станет использовать данный стандарт для подготовки финансовой отчетности, такая отчетность не будет считаться соответствующей МСФО (даже если национальным законодательством подобным компаниям будет разрешено использовать стандарт для МСП).

Некоторые вопросы, не вошедшие в МСФО для МСП

1. Отчетность, скорректированная в соответствии с общим уровнем цен в условиях гиперинфляции.

2. Платежи, основанные на акциях (детали вычислений даны в МСФО 2 «Выплаты, основанные на акциях»).

3. Определение справедливой стоимости сельскохозяйственных активов.

4. Добывающие отрасли (МСФО 6 «Разработка и оценка минеральных ресурсов»).

5. Промежуточная финансовая отчетность.

6. Бухгалтерский учет финансовой аренды у лизингодателей. Последние, скорее всего, будут финансовыми учреждениями и поэтому вообще не смогут использовать МСФО для МСП.

 7. Возмещаемая величина гудвила. МСП должны проверять гудвил на обесценение намного реже, чем это предусмотрено МСФО 38 «Нематериальные активы». Если же такая проверка необходима, МСП должны использовать методы расчета, содержащиеся в МСФО 38.

 

Детали стандарта

 

Чтобы сделать стандарт менее перегруженным и объемным, в него не включили вопросы, которые редко встречаются в практике малых и средних предприятий. Однако компании, для которых эти вопросы актуальны, могут обратиться к соответствующим стандартам полной версии МСФО, ссылки на которые содержатся в проекте.

Модели учета

В тех случаях, когда полная версия МСФО предлагает возможность выбора варианта учетной политики, в стандарт для МСП включается более простой вариант. Разрешается использовать и альтернативу, для чего в стандарт включены ссылки на соответствующие способы (модели) учета.

Так, среди более простых вариантов можно отметить учет основных средств, НМА, инвестиционной собственности по первоначальной стоимости (себестоимости); признание затрат по займам в качестве расходов; единый метод учета для всех субсидий. Предусмотрено также составление отчета о движении денежных средств косвенным методом.

Принимая МСФО для МСП, каждая юрисдикция может запретить использование варианта из полной версии МСФО, на который дана перекрестная ссылка в стандарте для малого бизнеса. Например, юрисдикция, в которой надежная оценка справедливой стоимости основных средств затруднена, может разрешить учет только по себестоимости, запретив применение модели переоцененной стоимости. При этом отчетность компании будет соответствовать МСФО для МСП.

Следует отметить, что далеко не всегда отмена одного из двух вариантов учета приведет к упрощению правил, скорее это повлечет уменьшение объема правил. Для некоторых компаний применение альтернативного порядка может оказаться проще. Подробные правила применения модели учета по переоцененной стоимости основных средств, инвестиционной собственности для таких случаев было бы целесообразно включить в текст стандарта.

Правила признания и оценки

Упрощения признания и оценки затронули целый ряд статей отчетности. Остановимся на них подробнее.




double arrow
Сейчас читают про: