Возможности для покупателей услуг производственных ресурсов влиять на цены, которые они платят за приобретаемые человеко-часы, машино-часы и другие виды факторов производства, которые они потребляют, зависят от степени конкуренции на рынке. На высококонкурентном рынке ресурсов безличные силы спроса и предложения определяют цены на ресурсы, и их покупатели просто реагируют на эти цены. Данная глава анализирует решения покупателей услуг ресурсов на конкурентных рынках ресурсов и показывает, как цены на ресурсы, продающиеся на этих рынках, зависят от спроса и предложения.
Совершенно конкурентным рынком ресурсов является рынок, на котором выполняются следующие условия:
1. Много соперничающих между собой покупателей услуг ресурсов (нанимателей) конкурируют в покупке услуг ресурсов заданного качества, которые поставляются в продажу соперничающими между собой продавцами.
2. Каждый наниматель потребляет только небольшую часть от имеющегося объема предложения. Это означает, что никто из нанимателей не может потребить достаточно большую часть имеющегося предложения ресурсов и посредством этого изменить рыночный спрос.
3. Каждый продавец услуг ресурсов продает только малую часть общего объема предложения и не может ощутимо влиять на рыночное предложение. Это означает, что ни один продавец ресурсов не может сделать ресурс более или менее дефицитным так, чтобы влиять на его цену.
4. Продавцы услуг ресурсов могут свободно войти на любой рынок, выйти с любого рынка; владельцы ресурсов в ответ на изменение цен на ресурсы имеют возможность перемещать свои ресурсы с одного направления использования на другое, из одной местности в другую.
Эти характеристики предполагают, что ни отдельные покупатели, ни отдельные продавцы не могут влиять на цены ресурсов на совершенно конкурентных рынках. Как для нанимателя, так и для тех, кто предлагает человеко-часы, машино-часы и услуги других ресурсов на продажу, цены являются чем-то заданным.
Предложение - количество (объем) благ, предлагаемых для продажи на рынке в определенный момент или период времени. В стоимостном выражении предложение представляет сумму рыночных цен этих благ.
Основными факторами предложения являются цена блага и неценовые факторы. Цена предложения - это минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного блага.
Связь между ценой блага и объемом его предложения находит отражение в законе предложения. Закон предложения выражает прямую зависимость между ценой и величиной предложения блага в течение определенного периода времени. Закон предложения гласит: с повышением цен соответственно возрастает и величина предложения; со снижением цен сокращается также и предложение. На величину предложения оказывают влияние как ценовые, так и неценовые факторы.
Зависимость между ценами и количеством благ, которое производители готовы выпустить и продать, называется графиком или кривой предложения. Чем выше цена, тем при прочих равных условиях больше предложения благ, ибо производитель стремится увеличить свой доход. Однако при очень высокой цене достаточно большой доход можно получить и без увеличения производства. В этом случае предложение может сократиться.
Закон предложения имеет две формы выражения: а) шкала предложения; б) кривая предложения. Шкала предложения - это табличное выражение связи между рыночной ценой блага и тем количеством, которое по этой цене будут предлагать продавцы. Кривая предложения - это графическое выражение связи между рыночной ценой блага и тем количеством, которое по этой цене будут предлагать продавцы. Кривая предложения отражает взаимосвязь между количеством предложенного блага и его ценой. Она иллюстрирует, какую цену надо заплатить за единицу предложенного блага для каждого количества блага, чтобы это количество блага было выпущено, т. е. предложено на рынок. Для большинства благ кривая предложения имеет «восходящее» и «вогнутое» очертание. Восходящая кривая предложения выражает сущность закона предложения, который заключается в том, что для значительного объема благ, чем выше цена на них, тем больший объем этих благ предлагается производителями на рынке. «Вогнутость» кривой предложения объясняется следующим образом: с повышением цены блага в его выпуске участвует все большее количество фирм, вызывая тем самым значительный прирост объема предложенного блага. По мере роста цены блага на определенном этапе рынок окажется перенасыщен им, и расширение выпуска блага прекратится, в результате объем выпуска благ стабилизируется независимо от уровня цен. Если же цена будет продолжать расти, кривая предложения станет вертикальной.
Что лежит в основе кривой предложения? Основными компонентами, лежащими в основе кривой предложения, являются:
- издержки производства, или производственные затраты, которые прежде всего определяются ценами на ресурсы и техническим прогрессом;
- технология производства. Использование более совершенной технологии понижает издержки производства, выпускается больше благ, что увеличивает объем предложения продукции; цены на ресурсы. Например, снижение заработной платы рабочих фирмы сокращает издержки производства и увеличивает предложение благ;
- цены сопутствующих благ, особенно тех благ, которые могут быстро заменить друг друга как продукты одного производственного процесса. Если цена одного сопутствующего блага повысится, то увеличится цена и второго;
- количество товаропроизводителей. Чем больше их, тем больше предлагаемого блага; количество покупателей данного блага. Чем больше их, тем больше могут купить этого блага;
- налоги и субсидии. Увеличение налогов уменьшает объем выпуска. Субсидии, наоборот, вызывают расширение производства;
- государственная политика. Например, отказ от квот и таможенных тарифов на импорт благ ведет к увеличению их предложения;
- особые факторы. Например, погода оказывает сильное влияние на сельское хозяйство.
Фирмы постоянно меняют набор предлагаемых ими благ. Что побуждает вносить эти изменения? Предложение меняется, когда изменяется любой из факторов, влияющих на него, кроме цены блага. По отношению к кривой предложения, при каждой рыночной цене предложение увеличивается (или уменьшается), когда увеличивается (или уменьшается) объем предложения.
Движение вдоль кривой предложения - реакция продавцов на изменение цены блага при прочих равных условиях; отражает изменение объема блага, которое производители желают и могут продать. Изменение объема предложения изображается движением вдоль кривой предложения. Происходит перемещение от одной точки (А) кривой предложения к другой точке этой кривой (В). Движение вдоль кривой предложения означает, что происходит изменение величины (объема) предложения благ, когда ни один из факторов, влияющих на предложение, не меняется, а цена данного блага изменяется.
Сдвиг кривой предложения - реакция продавцов на изменение неценовых факторов; отражает изменение предложения (характера предложения). Изменение предложения - это изменение того объема благ, которое производители желают и могут продать; изображается сдвигом всей кривой предложения. Сдвиг кривой предложения вправо означает расширение предложения блага, смещение кривой предложения влево означает сокращение предложения блага. Итак, когда изменяются цены на неценовые факторы, - это сдвиг кривой предложения, т.е. изменение предложения. Когда происходит изменение объема предложения в ответ на изменение цены данного блага - это движение вдоль кривой предложения.
Для каждого типа и качества ресурсов существуют отдельные рынки. Есть рынки для услуг профессоров экономики, хирургов, столяров, землекопов и любого другого вида труда. Существуют рынки для услуг компьютеров, грузовиков, бульдозеров, строений и земли. В рамках каждого конкурентного рынка ресурсов продавцы предлагают услуги стандартизированных ресурсов. Наниматели полностью информированы о рыночных ценах. Продавец, требующий более высокую рыночную цену, не сможет найти покупателя. Покупателями услуг ресурсов являются фирмы и другие организации, включая правительство, некоммерческие организации.
Фирма, действующая на конкурентном рынке ресурсов, может получить любое количество ресурса по рыночной цене. Отрасль с постоянными издержками производства может получить все потребные ресурсы по данной цене. Кривые предложения ресурсов для такой отрасли, всегда совершенно эластичны при рыночной их цене. Такие отрасли покупают только малую долю общего рыночного предложения ресурсов. Увеличение с их стороны спроса на ресурсы, при прочих равных условиях, оказывает ничтожно малое влияние на цены ресурсов. Отрасли с растущими при увеличении масштабов производства издержками покупают значительные объемы определенных ресурсов. С расширением этих отраслей растут цены на ресурсы. Кривые предложения ресурсов таким отраслям имеют восходящий наклон.
Кривая рыночного предложения ресурсов в краткосрочном плане обычно имеет восходящий наклон. Когда все отрасли, использующие какой-либо определенный ресурс, запросят его больше, цена ресурса возрастет. Готовность владельца ресурса продать свои услуги фирме зависит от альтернативной стоимости производства и предложения этого ресурса для продажи. Большая часть материальных ресурсов, используемых в производстве, представляет собой промежуточные продукты (материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия). Это - товары и услуги, производимые одними фирмами и покупаемые другими с целью производства иных товаров и услуг. Большая часть стали становится ресурсом для производства других товаров, как, например, автомобилей. Аналогично, топливо используется как ресурс при производстве большинства потребительских товаров. Кривые предложения промежуточных продуктов будут иметь восходящий наклон - по крайней мере в краткосрочном плане, если они производятся в конкурентных отраслях.
Трудовые услуги предлагаются людьми, которые решили продать свой труд фирмам. Труд является важным ресурсом, на который в среднем приходится почти 3/4 производственных издержек. Несмотря на обезличенную продажу трудовых услуг на рынке, труд остается человеческим ресурсом. Труд, в отличие от материалов, машин и земли, никогда не может стать собственностью работодателя. Альтернативной стоимостью услуг труда, предлагаемых на рынке, является стоимость свободного времени, отданного работе (по найму).
Многие работники заняты стандартную сорокачасовую неделю. Однако для работника существуют способы варьировать количество рабочих часов в день или неделю в данном году (или на протяжении жизни). Работник может продать больше своих трудовых услуг, беря работу в сверхурочное время, занимая второе рабочее место или откладывая уход на пенсию. Работники могут работать на одном или нескольких рабочих местах неполную смену. Они могут зарабатывать меньше из-за долгого отпуска, прогулов, раннего ухода на пенсию и долгих перерывов между устройством на различные работы. Чтобы полностью понять характер индивидуального предложения труда необходимо рассмотреть эффекты изменения дохода и замещения (изменения взаимозаменяемости дохода с досугом) при изменениях заработной платы.
Выбор между трудом и отдыхом и предложение труда отдельным работником

На рисунке показано равновесие в распределении времени между работой и досугом для типичного работника. Предполагается, что работник не имеет никаких трудовых доходов. МА - бюджетная линия (линия бюджетного ограничения) «доход – досуг» («доход-свободное время»). Эта линия показывает все комбинации досуга и дохода, которые доступны работнику, когда почасовая заработная плата составляет w рублей. Приведем уравнение этой линии:
MRSHI = w,
где I - дневной доход, Н - часы досуга в день, MRSHI - предельная норма замещения досуга доходом. Разность (24 - Н) представляет часы работы в день. Под досугом понимается времяпрепровождение, не связанное с работой за плату.
Наклон бюджетной линии «доход-досуг» равен (- w). Человек принимает рыночную цену на свой труд на конкурентном рынке труда как данное извне. Когда рыночная заработная плата равна 10 рублей в час, рабочий получает 10 рублей дохода за каждый час досуга, от которого он отказался ради работы. Количество часов работы зависит от размера заработной платы и предпочтений в отношении дохода и досуга.
Человек, чьи кривые безразличия показаны на рисунке, находится в равновесии в точке Е, где бюджетная линия «доход – досуг» касательная к кривой безразличия. В этой точке
MRSHI=w
Линия МА показывает возможность обмена досуга на доход при рыночной заработной плате. Кривые безразличия указывают на предпочтения человека в отношении дохода и досуга. Для достижения равновесия человек корректирует распределение времени между работой и досугом до тех пор, пока не будет выполнено условие:
w= MRSHI
Равновесие достигается в точке Е, где потребляются Н* часов досуга. Человек, таким образом, работает (24 - Н*) часов и зарабатывает I* рублей дохода.
Находясь в равновесии, человек, чьи кривые безразличия показаны на графике, имеет Н* часов в день досуга и, таким образом, (24 - Н*) часов работы. Его доход, таким образом, будет составлять:
I*= w(24- Н*)






