Глава I. Теоретические аспекты личностной самореализации школьников

Содержание

Введение. 3

Глава I. Теоретические аспекты личностной самореализации школьников. 7

1.1 Личностная самореализация: сущность, структура, функции. 7

1.2 Особенности личностной самореализации школьников старшего возраста 11

1.3 Возможности детского самоуправления в процессе самореализации школьников 17

Глава II. Практические особенности детского самоуправления как условие самореализации личности школьников. 24

2.1 Модель школьного самоуправления «Мы» школы № 28. 24

2.2 Возможности ученического самоуправления для самореализации школьников 34

Заключение. 39

Список используемой литературы.. 41


Введение

"Мудрость состоит не в том, чтобы управлять другими, а в том, чтобы управлять собой. Величие состоит не в том, чтобы иметь власть и должность, а в развитии своих способностей - и тогда ты в себе найдешь весь мир. Счастье состоит не в том, чтобы иметь богатство и занимать высокое положение, а в гармонии, " - китайский философ Лао-цзы.

В настоящее время внимание государства акцентировано на проблеме развития личности. Общество предъявляет более высокие требования к таким качествам человека, как самостоятельность, инициативность, способность к саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации.

От школы требуется создание таких условий, которые позволят учащемуся раскрыть и реализовать свой внутренний потенциал, другими словами самореализоваться.

Самореализация ребенка зависит от комплекса средств, которые обеспечивали бы выбор им сферы применения своих задатков и способностей. Поиск таких средств осуществляется как в педагогической теории, так и в педагогической практике.

На процесс самореализации школьника оказывают влияние множество факторов, среди которых важнейшими являются семья, школа, дополнительное образование, детские сообщества и др. Являясь институтами социализации, они составляют разнообразное поле для выбора школьником содержания деятельности, а значит, и для его собственной самореализации. Большое значение для самореализации ребенка имеет осознание своей включенности в организацию школьной жизни. В связи с этим одним из факторов, который позволяет активизировать процессы самореализации в школьном возрасте, является детское самоуправление.

Сегодня мы живем в эпоху демократии, свободы личности. Современный ученик должен научиться быть свободным гражданином, то есть ответственным, самостоятельным активным членом общества. Но как же научиться предъявлять, отстаивать свое мнение, мнение маленького гражданина. И не только отстаивать, что, в общем, умеют многие, но, самое главное, нести ответственность за него! Школьное самоуправление как нельзя лучше предоставляет возможность самореализации ребенка в различных сферах деятельности. Школьники в самоуправлении не просто помогают учителям в воспитательной работе. Школьное самоуправление - это возможность самим учащимся планировать, организовывать свою деятельность и подводить итоги, участвовать в решении вопросов школьной жизни, проводить мероприятия, которые им интересны. Это возможность продемонстрировать уникальность своей личности, накопить опыт общения, преодоления трудностей, испытать ответственность за свои поступки, освоить общественный опыт. Этот опыт будет, особенно, значим для общества, если он соответствует принципу “Декларации о правах ребенка”: “Растить будущих граждан в полном сознании, что их энергия и способности должны посвящаться служению на пользу другим людям”.

Категория самоуправления в педагогике вызывает интерес, начиная с XVI века, и исследуется в настоящем времени. Самоуправление рассматривается через взаимосвязь системы ученического самоуправления с коллективом учащихся в исследованиях М А. Александровой, Е.И.Барановой, Е.В. Володиной, В.М. Коротова, Г.М. Логутенко, Л.И. Новиковой, Т.В.Орловой, Е.Н.Степанова, Г.К. Твердохлебова, A.M. Филь, П.Т. Фролова; как способ управления школой - в работах В.И.Бочкарева, Н.Ш. Сапустина, А.Е. Капто, А.Д. Карнышева, Ю.А. Конаржевского, Т.А.Криворотовой, М.М. Лоташника, Д.В.Рогаткина; теоретико-методические основы самоуправления учащихся разработаны М.И. Рожковым. Проводится параллель между стилем руководства школой и функционированием ученического самоуправления в трудах М.Д. Виноградовой, В.М. Опалихина, Н.И.Приходько, отводится большая роль в развитии детского самоуправления классному руководителю в работах Н.С. Дежниковой, В.Т. Кабуш, Л.И. Новиковой.

Несмотря на то, что в педагогической практике детское самоуправление давно рассматривается в качестве фактора самореализации детей, условия, при которых этот фактор становится особо значимым, пока еще четко не выявлены. Следует отметить, что динамика современной школьной жизни выдвигает новые требования к организации самоуправления. Однако эти требования не реализуются, прежде всего, из-за неготовности педагогов к сопровождению детских инициатив и развитию самостоятельности детей.

На основании всего вышесказанного нами сформулирована следующая проблема исследования: при каких условиях детское самоуправление становится фактором самореализации школьников?

Цель исследования: выявление комплекса условий, при которых детское самоуправление выступает фактором самореализации школьников.

Объект исследования: самореализация школьников в процессе их развития.

Предмет исследования: детского самоуправления как фактор самореализации учащихся в школьном сообществе»

В соответствии с целью, объектом, предметом исследования сформулированы следующие задачи исследования:

· изучить основные виды и особенности школьного самоуправления;

· определить возможности самореализации школьников в процессе развития детского самоуправления;

· выявить эффективную модель школьного самоуправления;

· провести анализ влияния конкретной модели самоуправления на самореализацию школьника.

Гипотеза исследования: модель детского самоуправления способствует самореализации школьников, если:

· обеспечивает интеграцию интересов и мотивов школьников, участвующих в управлении детским сообществом;

· стимулирует активный поиск детьми способов реализации своих возможностей на основе выбора школьниками значимой для них сферы деятельности;

· предоставляет возможность реализации своих способностей в процессе организации школьной жизни.

Для проверки исходных положений нами были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ философской, психологической, социологической, педагогической литературы, анализ документации.




Глава I. Теоретические аспекты личностной самореализации школьников


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: