Глава 2. Экспериментальное исследование предложно-падежных конструкций у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Организация, методы и методики исследования предложно-падежных конструкций у детей дошкольного возраста

На основе теоретического анализа научной литературы по проблеме нами было организовано и проведено экспериментальное исследование, цель ю которого являлось изучение особенностей предложно-падежных конструкций у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень).В ходе организации и проведения исследования решались следующие задачи:

1. Сформировать для обследования две группы детей дошкольного возраста: контрольную группу детей с нормальным развитием и экспериментальную группу детей с общим недоразвитием речи.

2. Разработать критерии и подобрать методики диагностики обследования предложно-падежных конструкций.

3. Экспериментально выявить уровень сформированности предложно-падежных конструкций у детей с общим недоразвитием речи.

 4. Проанализировать результаты исследования, сопоставить их с возрастной нормой.

Экспериментальное исследование было проведено на базе МДОУ д/с № 39 комбинированного вида г. Ставрополя.

В эксперименте участвовали 2 группы респондентов. Первую (контрольную) группу составляли 10 детей в возрасте от 5 до 6 с нормальным речевым развитием.

Вторая (экспериментальная) группа была сформирована в количестве 10 детей дошкольного возраста с нарушением речи: ОНР III уровня.

Таким образом, всего экспериментатором было охвачено 20 дошкольников в возрасте от 5 до 6 лет.

Эксперимент проводился в несколько этапов. На первом этапе – подготовительном, были выделены параметры исследования особенностей предложно-падежных конструкций, подобраны методики экспериментального исследования, позволившие определить направления исследования.

Целью второго этапа являлось проведение изучение и анализ документации, изучением анамнестических данных частей речевого развития каждого ребёнка, проведение констатирующего эксперимента, анализ и интерпретация полученных результатов по исследованию предложно-падежных конструкций у детей дошкольного возраста с  нарушением речи.

 На заключительном этапе мы провели систематизацию и обобщение результатов экспериментальной работы, формулирование выводов по итогам эмпирического исследования.

В ходе теоретического исследования нами были выделены параметры, по которым можно определить уровень сформированости предложно-падежных конструкций у детей дошкольного возраста:

· оптико-пространственная ориентировка;

· понимаемых предложно-падежных конструкций;

· употребление имени существительного в разных падежах;

· употребление предложно-падежных конструкций.

Методика № 1 «Где право? Где лево?» (Н.П. Рудакова)

Цель:

· выявить умение выделять ведущую - правую - руку, на ее основе -левую.

· выявить уровень развития оптико-пространственной ориентировки

Оборудование: набор картинок, на которых предметы изображены в разных положениях, протокол.

Описание:

а. Читается стихотворение. «Стоял мальчик на развилке дорог, где право, где лево - понять он не мог. Но вдруг мальчик в голове почесал. Той самой рукою, которой писал, и мячик кидал, и страницы листал, и ложку держал, и полы подметал. «Победа!» - раздался ликующий крик. Где право, где лево – узнал мальчик.» (В. Берестов)

Затем задаются ребенку вопросы.

- Чего не знал мальчик?

- Какой рукой ты пишете, кидаешь мячик? В какой руке держишь ложку? Какой рукой подметаешь пол? Покажи.

- Как называется эта рука?

- А теперь покажите другую руку, назови ее.

б. Из набора картинок, на которых предметы изображены в разных положениях, ребенку нужно указать на предмет, находящийся «внизу - вверху», «спереди - сзади», «внутри - снаружи», движущийся «назад - вперед», «вверх - вниз», «вправо -влево», «направо - налево», «поперек - вдоль», «под», «за», «около», «над».

Фиксируемые параметры: количество допущенных ошибок.

Оценка результатов:

3 балла - понимание цели задания, быстрое, самостоятельное и успешное выполнение, отсутствие специфических ошибок;

2 балла - понимание задания, ориентировка в нем, действие методом проб и ошибок, принятие помощи и хорошая обучаемость, немногочисленные ошибки;

1 балл - непонимание или частичное понимание условия, отказ выполнять задание самостоятельно, длительное выполнение с большим количеством проб, многочисленные специфические ошибки.

Выводы об уровне:

6 -5 баллов – высокий

4-3 баллов – средний

2-0 баллов – низкий

Методика № 2 «Прячем игрушку» (О.Е. Громова)

Цель: выявить объем понимаемых ребенком предложно-падежных конструкций (предлоги в, на, за, под, между).

Оборудование: маленькая игрушка – зайчик, коробка, протокол.

Описание: ребенку дается игрушка – зайка. Задание предъявляется в виде небольшого рассказа. «Зайка боится лисы. Он прячется к тебе в карманчик. Где зайка? Зайка спрятался. Лиса пробежала мимо. А зайка вылез из карманчика и залез на стол. Опять появилась лиса. Давай прятать зайку. Спрячь его в коробку. Вылез зайка из коробки. Спрячь за, под коробку, перед коробкой, около коробки. Вылез зайка из-за, из-под коробки.

Фиксируемые параметры: умеет ли ребенок спрятать зайку, используя только то, чем располагает сам: в карманчик, в коробку и т.д.

Оценка результатов:

3 балла – задание выполняется правильно, самостоятельно;

2 балла – ребенок путает некоторые предлоги, задание выполняется после стимулирующей помощи, допускаются ошибки;

1 балл – задание не выполняется даже с помощью, ребенок не может выразить пространственное отношение с помощью предлогов.

Выводы об уровне понимания предложно-падежных конструкций:

3 баллов – высокий

2 баллов – средний

1-0 баллов – низкий

    


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: