Цель: выявить умение ребенка употреблять имена существительные в разных падежах.
Материал для обследования: картинки, вопросы и слово в исходной форме, протокол.
Описание: ребенку предлагаются картинки, изображающие определенные ситуации: девочка сыплет зерно петуху, девочка глядится в зеркало, стол накрыт скатертью. Инструкция: «Рассмотри картинки и ответь на вопросы: чем накрыт стол? Кто сыплет зерно? Кому девочка сыплет зерно? куда смотрится девочка?
Ребенку предлагается слова в именительном падеже: сумка, блюдце, ложка, вишня, яблоня, ноги, ведро. Инструкция: «Ответь на вопрос: много чего? В саду много чего?»
Фиксируемые параметры: ошибки в постановке данного слова в определенный падеж, образовании форм родительного падежа множественного числа.
Оценка результатов:
3 балла - понимание цели задания, быстрое, самостоятельное и успешное выполнение, отсутствие специфических ошибок;
2 балла - понимание задания, ориентировка в нем, правильная постановка падежа в нужную форму методом проб и ошибок, принятие помощи и хорошая обучаемость, немногочисленные ошибки;
|
|
1 балл - непонимание или частичное понимание условия, отказ выполнять задание самостоятельно, длительное выполнение с большим количеством проб, многочисленные специфические ошибки.
Выводы об уровне:
6-5 баллов – высокий
4-3 баллов – средний
2-0 баллов – низкий
Методика № 4 «Добавь слова»(Т.П. Бессоновой, О.Е. Грибовой.)
Цель: выявить умение правильного употребления предложно-падежных конструкций.
Материал для обследования:
Описание: задание: карточки с записью предложений, в которых пропущены предлоги, сюжетные картинки, протокол.
а. ребенку предлагается вставить в предложение подходящий по смыслу предлог: «Книга лежит … столе»; «Чайки летят … водой»; «Гол забили … ворота», «Лампа висит … столом», «Мама садится … автобус».
б. ребенку предлагается соотнести пространственный предлог с подходящим словом в нужной падежной форме: «Птица выпорхнула из …»; «Самолет пролетел над …»; «Тетрадь положили на …», «Собака спит в …», «Дорожка идет от … до …».
в. ребенку предлагается найти связь между группами слов («ведро - лейка», «конверт - письмо», «дерево - сад», «ковер - стена») и составить фразы с использованием предлогов. Исходные модели фраз: «Ведро стоит около лейки»; «Письмо лежит в конверте»; «Дерево растет в саду»; «Ковер висит на стене».
Фиксируемые параметры: частота употребления ребенком рассматриваемой формы, ошибки, выражающие в замене окончаний любого падежа нулевой формы, количество допущенных ошибок.
Оценка результатов:
3 балла - быстрое, самостоятельное и успешное выполнение заданий, предлагаемых ребенку, правильное употребление всех падежей в нужной форме, понимание и применение предлогов, отсутствие специфических ошибок;
|
|
2 балла - понимание задания, ориентировка в нем, немногочисленные ошибки, замена окончания падежных форм, замена одного падежа другим, принятие помощи и хорошая обучаемость;
1 балл - непонимание или частичное понимание условия, отказ выполнять задание самостоятельно, длительное выполнение с большим количеством проб, многочисленные специфические ошибки.
Выводы об уровне употребления предложно-падежных конструкций:
9-7 баллов – высокий
6-4 баллов – средний
3-0 баллов – низкий
Обобщая результаты по всем методикам можно выделить следующие уровни сформированности предложно-падежных конструкций:
24-20 баллов – высокий, оптико-пространственные функции на вербальном уровне хорошо развиты, четкое понимание предлогов, правильное употребление пространственных предлогов, выражение отношений с помощь предлогов, соответствие падежных окончаний с используемыми предлогами, задания не вызывают трудностей, выполняются самостоятельно.
19-16 баллов – средний, оптико-пространственные функции на вербальном уровне хорошо развиты находятся на среднем уровне развития, отсутствие и не понимания некоторых предлогов, используемых только для выражения наглядных отношений, при неумении правильно передать падежные окончания в словосочетании с предлогом, введение предлогов в синтаксические конструкции, не требующие использования их, замены и смешение предлогов, выражающих разновидности отношений при недостаточной их дифференциации. Задания выполняются после стимульной помощи, требуется повтор слов, допускаются ошибки. Задания выполняются не полностью. Хорошая обучаемость, немногочисленные ошибки.
15-0 баллов – низкий, несформированность оптико-пространственных функций, пропуск и отсутствие понимание простых предлогов, смешение окончаний различных падежей, опущение флексий, неумение правильно передавать падежные окончания слов с предлогом, несформированность предложного управления. Задания не выполняются даже с помощью, ребенок не может выразить пространственное отношение с помощью предлогов.
Анализ экспериментальных данных
Для изучения особенностей формирования предложно-падежных конструкций у детей дошкольного возраста с ОНР нами проведено экспериментальное исследование. Оно проводилось на базе МДОУ д/с № 39 комбинированного вида г. Ставрополя. В нем приняло участие 20 детей в возрасте 5-6 лет.
Результаты экспериментального исследования мы выразили в таблицах, которые позволили сделать нам сравнительный анализ детей с нормальным речевым развитием и детей имеющих общее недоразвитие речи.