Итак, подробнее рассмотрим одну из основных черт и особенностей правового государства такую, как полная гарантированность и незыблемость конституционных прав и свобод граждан в правовом государстве, а также установление и поддержание принципа взаимной ответственности гражданина и государства. Как граждане несут ответственность перед государством, так и государственная власть должна нести ответственность перед гражданами.
Важным гарантом незыблемости прав и свобод гражданина является конституционное положение, в соответствии с которыми властные структуры государства обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающие его права и свободы. В правовом государстве признается право каждого гражданина защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Все это вместе взятое делает государство ответственным перед гражданином. В свою очередь гражданин несет ответственность за свои незаконные действия перед государством в лице его органов. Так, например, Уголовный кодекс РФ предусматривает несение уголовной ответственности личностью перед государством. Так же выделяется административная ответственность личности перед государством. Этот вид ответственности рассматривается в Кодексе об Административных правонарушениях РФ.Можно сказать, что государство, устанавливая в правовых законах меру свободы человека, в то же время ограничивает себя в собственных решениях и действиях. Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушить его предписания и несут ответственность за нарушение или невыполнение этих обязанностей. Обязанность закона для государственной власти (органов) обеспечивается системой мер, которые призваны ограничить ее произвол. К ним относятся: - политическая ответственность правительства перед органами государственной власти;- политическая ответственность депутатов перед своими избирателями; - юридическая ответственность должностных лиц государства любого уровня за невыполнение своих обязанностей.На тех же правовых основах должна строиться ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер. Правовой характер взаимной ответственности государства и личности - это важная составная часть объективно складывающегося в обществе права. Соблюдение правовых требований - юридическая обязанность всех, и, прежде всего - государства, что является характерной чертой правового государства.Права человека – это такие права и свободы, которые имеются у человека от рождения, которыми он наделен в силу своей принадлежности к человеческому роду. Выделяются следующие признаки прав человека: а) они носят естественный характер (то есть принадлежат человеку от рождения, в силу принадлежности к человеческому роду); б) носят неотъемлемый, неотчуждаемый характер (то есть их существование не зависит от того, признает данное государство эти права или нет); в) носят универсальный характер, что означает: эти права принадлежат всем людям, они выступают в качестве критерия оценки деятельности государства, деятельности власти.
Легитимность власти зависит от того, насколько она уважает и обеспечивает права человека, насколько полно эти права зафиксированы в законодательстве. Права человека зафиксированы в международно-правовых документах, прежде всего это - Всеобщая Декларация прав человека, а также ряд конвенций, например, конвенции о правах ребенка, о правах женщин и другие. Кроме этого, права человека закреплены во внутреннем законодательстве каждой страны. Обычно это делается в Конституции, которая декларирует основные права и свободы человека. Положения Конституции находят свое развитие и конкретизацию в текущем законодательстве.
Однако всегда ли это имело место в нашей стане? Гарантировались ли раньше и гарантированы ли в полной мере сейчас права и свободы граждан России? В значительной мере — да. Гарантированы политически, юридически и отчасти экономически. Хотя и не в отношении всех граждан. Гарантии действовали и действуют в основном в отношении власть имущих.
Вместе с тем определенные гарантии сохранялись и сохраняются и ношении прав и свобод остальных, «рядовых» граждан. В прежнем СССР и в современной России отнюдь не всегда формальной декларацией являлись и являются конституционные положения, закрепляющие равенство граждан перед законом, также их социально-политические и личные права и свободы. Это становится особенно очевидным тогда, когда речь идет о гарантиях права на труд, на отдых, на получение образования, медицинское обслуживание, пользование достижениями культуры и др. Данные права в значительной мере гарантировались в СССР. В определенной мере они гарантируются для всех граждан и в современной России.
В то же время очевидным является и то, что в силу экономических социальных причин, роста цен и инфляции, усиления бюрократизма и коррупции в управленческом аппарате гарантии прав и свобод граждан в значительной мере ослабляются. Как раньше, так и теперь рядовой гражданин нередко вынужден выступать в роли ходока по «коридорам власти» и быть просителем даже в тех случаях, когда речь идет об удовлетворении его законных прав и интересов.
Разумеется, при таком положении дела, когда у государства в лице его различных органов и множества чиновников преобладающими являются привилегии и права, а у рядовых граждан — преимущественно обязанности, не может быть и речи о реализации принципа взаимной ответственности государства у, гражданина. На протяжении всей истории развития России вначале подданные, затем граждане несли и несут всяческие повинности и ответственность перед государством. Однако ни государство в целом, ни его отдельные органы или чиновники за многие свои деяния, включая самые катастрофические по своим последствиям, фактически никакой ответственности ни перед обществом, ни перед отдельными гражданами не несут.
На сегодняшний день сложились два подхода к проблеме права человека, которые условно можно назвать позитивистским и естественно-правовым. С точки зрения позитивистского подхода за личностью признаются только те права, которые напрямую закреплены в законодательстве данного государства. Права человека признаются исходящими от государства, производными от него. С точки зрения естественно-правового подхода права человека не зависят от государства, принадлежат всем людям планеты от рождения в равном объеме. Последний подход является более прогрессивным. (Однако нужно отметить, что объем реально обеспеченных прав зависит от государства и отличается в разных государствах. Признание неотъемлемого характера прав человека еще не означает, что каждое государство в состоянии обеспечить осуществление всех этих прав в полном объеме в отношении своих граждан - подданных.) Именно с точки зрения такого подхода права человека являются критерием оценки деятельности государственной власти. Из этого исходит и теория правового государства как государства, гарантирующего права и свободы в максимально полном объеме.
Фиксирование прав человека, степень возможности их реального осуществления зависит от положения самого государства, от возможностей человека и государства. Реальные возможности для обеспечения прав человека в разных странах разные. Это зависит также и от вида прав.
Рассмотрим классификацию прав человека:
1. политические права и свободы (например, право на участие в управлении государством, право на объединение, право избирать и быть избранным);
2. социально-культурные права и свободы (например, право собственности, право на труд, право на использование культурных достижений);
3. юридические права (например, презумпция невиновности, право на судебную защиту и другие).
В литературе права человека традиционно делятся на 3 поколения:
1. первое поколение - гражданские и политические права, провозглашенные буржуазными революциями (английский Билль о правах 1689г., французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г., Билль о правах, внесенный в качестве первых десяти поправок в Конституцию США);
2. второе поколение - социально-экономические права, имеющие в своей основе социалистические учения. Стали появляться в результате борьбы трудящихся за улучшение своего положения в капиталистическом обществе;
3. третье поколение - права коллективные или солидаристские, провозглашенные главным образом странами третьего мира (право на социальное и экономическое развитие, на самоопределение, на здоровую окружающую среду, на мир).
Если права, относимые к первым двум поколениям, - это права и свободы, принадлежащие каждому индивиду как таковому, то права третьего поколения можно назвать правами человека и народов. Так, право на мир, на здоровую окружающую среду, на социальное и экономическое развитие принадлежат человечеству в целом.
Права третьего поколения отличаются еще и тем, что находятся на стадии становления в качестве юридически обязательных норм (кроме права на самоопределение, которое является принципом международного права). Они содержатся только в резолюциях международных организаций (например, Декларация о правах народов на мир, провозглашенная резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН в 1984 г.). Их положения часто весьма неопределенны и только постепенно происходит уточнение их нормативного содержания как прав человека и народов.
Конституция РФ (ст. 2) рассматривает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности. Тем самым она декларирует свое понимание взаимоотношений государства и личности, выдвигая на передний план именно личность. Уважение к личности и ее защита являются неотъемлемым атрибутом конституционного государства, его обязанностью. «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, - указывается в ст. 2, - обязанность государства». Установленные Конституцией принципиальные положения, связанные с отношением государства к человеку, служат предпосылкой решения всех конкретных проблем правового регулирования статуса человека и гражданина в Российской Федерации. Таким образом, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью является фундаментальной нормой конституционного строя Российской Федерации, образующей основу не только конституционно организованного общества, но и правовой защиты этого общества от возрождения попыток подавления личности, ущемления ее прав, игнорирования индивидуальных интересов и потребностей людей.
Для большинства зафиксированных в Конституции РФ прав и свобод человека и гражданина характерна более или менее тесная связь с признанием человека высшей ценностью. В них не просто в той или иной степени отражается это признание, но они вместе с основами конституционного строя России служат защите этих прав и свобод. Принцип признания человека, его прав и свобод высшей ценностью служит достаточно определенным ориентиром и для совершенствования всей системы основных прав и свобод человека и гражданина в условиях развития демократического общества, преодоления на этом пути всякого рода сложностей.
Связь между признанием человека и его прав и свобод высшей ценностью и конкретными правами и свободами человека и гражданина состоит в том, что если ст. 2 Конституции излагает принцип взаимоотношений человека и государства лишь «негативно», то есть с точки зрения возможного нарушения прав человека, и имеет в виду лишь объект защиты, то статьи Конституции, посвященные конкретным основным правам и свободам человека и гражданина, сформулированы уже с позитивных позиций (например, в ст. 22 Конституции закреплено, что каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность). Эта взаимосвязь просматривается и в том, что норма Конституции, указывающая на объект защиты, выглядит как первый шаг к конкретизации положения человека и гражданина в обществе и государстве применительно к определенной сфере жизни или конкретной ситуации. Она позволяет сделать и следующий шаг, который выражается в закреплении в Конституции принципа равноправия граждан.
Все сказанное говорит о том, что нормы Конституции РФ об основных правах и свободах человека и гражданина нельзя рассматривать вне связи с принципом признания человека, его прав и свобод высшей ценностью, нельзя вносить в данные нормы изменения или дополнения, противоречащие этому принципу. Принцип признания человека, его прав и свобод высшей ценностью должен оказывать определяющее влияние не только на содержание основных прав и свобод человека и гражданина, но и на всю деятельность демократического государства, на его компетенцию и потенциальные возможности. Государство в условиях действия этого принципа не вправе в своей деятельности выходить за устанавливаемые им границы взаимоотношений с человеком. Только действуя в этих рамках, в интересах человека, государство приобретает те черты, которые характеризуют его как конституционное. Конституционное государство базируется на народном суверенитете, который составляет одну из его основ. Между тем носитель этого суверенитета - народ - состоит из граждан, от которых, в конечном счете, и исходит вся власть. Вот почему ст. 2 Конституции, закрепляющая отношение государства к человеку и его обязанность признавать, соблюдать и защищать его права и свободы, провозглашает конституционное государство, обосновывая необходимость его существования.
В конституционном государстве народ становится демократически конституированным сообществом, которое сознательно ориентируется на защиту человека как высшей ценности и видит в этом свой долг. Такая ориентация народа позволяет избежать последствий, к которым приводило сознательное преувеличение роли коллектива и государства, - господства тоталитаризма. Народ, который перманентно не способен или не желает признавать ценность каждого отдельного человека и соответственно этому действовать, не может быть организован в подлинно демократическое общество даже с помощью разного рода юридических инструментов.
Таким образом, авторитет любой организации, включая государство, по своей природе вторичен. Нет и не может быть признания ценности государства или любой другой организации, если при этом не признается высшая ценность человека и гражданина.
Если защита человека, его прав и свобод от посягательств со стороны государства - задача демократически конституированного общества, то защита человека, его прав и свобод от общества с его разнообразными, пользующимися политическим влиянием группами, которое тоже способно посягать на права и свободы, является, повторим, обязанностью государства. Государство призвано защищать человека как данность, а не формировать или преобразовывать его в духе надуманных идеалов.
Защита человека, его прав и свобод требует от государства активных действий и предоставления ему соответствующих прав на случай возможных нарушений прав и свобод человека в повседневной жизни.
Человек, его права и свободы должны защищаться государством с помощью разнообразных норм материального и процессуального права. Однако для признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека нужны существенные усилия государства также в материальной и духовной сферах. Речь идет, в частности, об обеспечении гражданам прожиточного минимума, о развитии социального обеспечения, школьного образования и здравоохранения, культуры.
Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью касается каждого конкретного человека со всем его внутренним миром. Однако для реализации этого принципа важное значение имеют социальные функции конкретного человека, его ответственность перед другими людьми, обществом и государством. Только тогда принцип признания человека высшей ценностью может быть распространен в равной мере на всех членов общества. Человек, который не желает признавать достоинство, права и свободы других людей, не может требовать признания своего достоинства, своих прав и свобод. В демократическом обществе становление личности происходит в условиях свободы, заключенной в определенные рамки. К ним относится, в частности, правовая надстройка общества. Через нее у каждого человека формируются определенные нормативные представления о личности, несущие на себе отпечаток правовой культуры того общества, в котором они возникли. Поставить эти представления на службу человеку и обществу - важная предпосылка реализации конституционного принципа признания человека, его прав и свобод высшей ценностью, превращения граждан из объектов воздействия государства и общества в активно действующих субъектов.
В современной российской действительности, когда растет преступность, идет обнищание населения, нарушаются права человека, признание Конституцией РФ человека, его прав и свобод высшей ценностью носит в значительной мере лишь формальный характер. Однако заложенный в Конституции большой демократический потенциал служит хорошей основой для борьбы граждан России за свои права, за свое человеческое достоинство.
Конституция Российской Федерации 1993г. впервые ограничила роль государства в установлении прав человека и гражданина, но значительно повысила роль и ответственность государства в обеспечении соблюдения и защиты этих прав и свобод. Вместе с тем это вовсе не значит, что государство вовсе воздерживается от вмешательства в сферу прав и свобод граждан или во все отношения, складывающиеся в гражданском обществе. Напротив, не вмешиваясь без объективной потребности в эти отношения, оно обязано не допускать злоупотребления правами и свободами, потому как их осуществление не должно нарушать права и свободы других лиц (ст. 17), в том числе их всеобщие законные интересы.
Вместе с тем все более становятся востребованными практически все права и свободы, закрепленные в Конституции РФ. Так, за последние два года, как показали данные ВЦИОМ, на 15% выросла доля россиян, ставящих право на свободу и личную неприкосновенность на первое место в списке важнейших лично для себя. Лидирует же по опросам право на жизнь (58% респондентов в 2005 г. против 45% в 2003 г.). По данным же из «Левада-центра», с 1994 по 2005 г. возросло значение права на бесплатное образование, медицину, обеспечение в старости (с 64 до 76%). Столь же выросло и значение права на гарантированный государством «прожиточный минимум» (с 33 до 45%). Прово на хорошо оплачиваемую работу выросло с 49 до 57% за 1 994-2005 гг., свободы слова с 18 до 28%, а право владеть собственностью — с 29 до 36%34. Как показали исследования, проведенные Институтом социологии РАН, наши соотечественники по-прежнему связывают свои надежды в решении социальных проблем в основном с государством. Можно предположить, объясняется это как тем, что многие еще помнят патерналистскую социальную политику в советские годы, так и результатами «демократических реформ» 90-х гг., когда государство кому-то разрешало за бесценок скупать фабрики и рудники, большинство же лишилось своих накоплений и иллюзий о равных возможностях. А это больше, чем социальная несправедливость, это подрыв базовой демократии, а в конечном счете — и государственности.