Тема 5 – Государственное регулирование в области защиты информации

ГЛАВА 5 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ГЛАВА 4 ЭЛЕКТРОННАЯ ЦИФРОВАЯ ПОДПИСЬ. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОТКРЫТЫМИ КЛЮЧАМИ

ГЛАВА 3 ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТ

ГЛАВА 2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ДОКУМЕНТОВ И ЭЛЕКТРОННОЙ ЦИФРОВОЙ ПОДПИСИ

ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Закон Республики Беларусь № 113-З «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» от 28 декабря 2009 г.

Глава 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава 5. КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Глава 4. СИЛЫ И СРЕДСТВА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Глава 3. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Глава 2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Закон Республики Беларусь № 102-З «Об органах государственной безопасности Республики Беларусь» от 3 декабря 1997 г.

ГЛАВА 12 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ГЛАВА 11 НАДЗОР, КОНТРОЛЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЕКРЕТОВ. ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗАЩИТЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЕКРЕТОВ

ГЛАВА 10 ЗАЩИТА ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, ИНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ГРАЖДАН В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЕКРЕТОВ

ГЛАВА 9 ДОПУСК К ГОСУДАРСТВЕННЫМ СЕКРЕТАМ. ДОСТУП К ГОСУДАРСТВЕННЫМ СЕКРЕТАМ

ГЛАВА 8 ЗАЩИТА ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЕКРЕТОВ

ГЛАВА 7 ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЕКРЕТЫ. ВЛАДЕНИЕ, ПОЛЬЗОВАНИЕ И РАСПОРЯЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ СЕКРЕТАМИ

ГЛАВА 6 ОТНЕСЕНИЕ СВЕДЕНИЙ К ГОСУДАРСТВЕННЫМ СЕКРЕТАМ. ЗАСЕКРЕЧИВАНИЕ. РАССЕКРЕЧИВАНИЕ

ГЛАВА 5 КАТЕГОРИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЕКРЕТОВ. СТЕПЕНИ СЕКРЕТНОСТИ. ГРИФЫ СЕКРЕТНОСТИ

ГЛАВА 4 СВЕДЕНИЯ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ОТНЕСЕНЫ ЛИБО НЕ МОГУТ БЫТЬ ОТНЕСЕНЫ К ГОСУДАРСТВЕННЫМ СЕКРЕТАМ

ГЛАВА 3 ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЕКРЕТОВ

ГЛАВА 2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЕКРЕТОВ

ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Закон Республики Беларусь № 170-З «О государственных секретах» от 19 июля 2010 г.

ГЛАВА 9 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ГЛАВА 8 ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУБЪЕКТОВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ИНФОРМАЦИИ, ИНФОРМАТИЗАЦИИ И ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ

ГЛАВА 7 ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ

ГЛАВА 6 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ СЕТИ

ГЛАВА 5 ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

ГЛАВА 4 РАСПРОСТРАНЕНИЕ И (ИЛИ) ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ

ГЛАВА 3 ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИНФОРМАЦИИ

ГЛАВА 2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИИ, ИНФОРМАТИЗАЦИИ И ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ

ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Закон Республики Беларусь № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации» от 10 ноября 2008 г.

РАЗДЕЛ V ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ГЛАВА 9 СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ГЛАВА 8 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ ВНУТРЕННИХ ИСТОЧНИКОВ УГРОЗ И ЗАЩИТЫ ОТ ВНЕШНИХ УГРОЗ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ГЛАВА 7 ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

РАЗДЕЛ IV ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ГЛАВА 6 ВНЕШНИЕ ИСТОЧНИКИ УГРОЗ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ГЛАВА 5 ВНУТРЕННИЕ ИСТОЧНИКИ УГРОЗ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ГЛАВА 4 ОСНОВНЫЕ УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ГЛАВА 3 СОСТОЯНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

РАЗДЕЛ III СОСТОЯНИЕ И УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ГЛАВА 2 НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ

ГЛАВА 1 ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО МИРА

РАЗДЕЛ II СОВРЕМЕННЫЙ МИР И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

РАЗДЕЛ I ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Концепция Национальной безопасности Республики Беларусь

Информация как объект права собственности

Тема 4 – Правовое обеспечение защиты информации в Республике Беларусь

Комплекс проблем, связанных с информационной безопасностью, включает в себя не только технические, программные и технологические аспекты защиты информации, но и вопросы защиты прав на нее. Таким образом, информация может рассматриваться как объект права собственности. С этой точки зрения можно выделить следующие особенности информационной собственности:

- информация не является материальным объектом;

- информация копируется с помощью материального носителя, т.е. является перемещаемой;

- информация является отчуждаемой от собственника.

Право собственности на информацию включает правомочия собственника, составляющие содержание (элементы) права собственности, к которым относятся:

- право распоряжения;

- право владения;

- право пользования.

Законы должны регулировать отношения субъектов и объектов права собственности на информацию в целях защиты информационной собственности от разглашения, утечки и несанкционированной обработки.

Правовое обеспечение защиты информации включает:

- правовые нормы, методы и средства защиты охраняемой информации в Республике Беларусь;

- правовые основы выявления и предупреждения утечки охраняемой информации;

- правовое регулирование организации и проведения административного расследования по фактам нарушения порядка защиты информации.

Документы, регламентирующие информацию в качестве объекта права:

- Гражданский кодекс Республики Беларусь;

- Закон Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации» от 10 ноября 2008 г. № 455-З;

- Закон Республики Беларусь «О государственных секретах» от 19 июля 2010 г. № 170-З.

Указ Президента Республики Беларусь от 09 ноября 2010 г. №575 "Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Беларусь".

Настоящая Концепция закрепляет совокупность официальных взглядов на сущность и содержание деятельности Республики Беларусь по обеспечению баланса интересов личности, общества, государства и их защите от внутренних и внешних угроз.

Являясь базисом для консолидации усилий личности, общества и государства в целях реализации национальных интересов, настоящая Концепция призвана обеспечить единство подходов к формированию и реализации государственной политики обеспечения национальной безопасности, а также методологическую основу совершенствования актов законодательства в различных сферах национальной безопасности, разработки документов стратегического планирования.

Сохраняя преемственность по отношению к ранее принятым основополагающим документам в сфере национальной безопасности, настоящая Концепция исходит из основных тенденций развития Республики Беларусь, ее места и роли в современном мире.

В настоящей Концепции используются следующие основные понятия:

национальная безопасность – состояние защищенности национальных интересов Республики Беларусь от внутренних и внешних угроз;

национальные интересы – совокупность потребностей государства по реализации сбалансированных интересов личности, общества и государства, позволяющих обеспечивать конституционные права, свободы, высокое качество жизни граждан, независимость, территориальную целостность, суверенитет и устойчивое развитие Республики Беларусь;

источник угрозы национальной безопасности – фактор или совокупность факторов, способных при определенных условиях привести к возникновению угрозы национальной безопасности;

угроза национальной безопасности – потенциальная или реально существующая возможность нанесения ущерба национальным интересам Республики Беларусь;

информационная безопасность – состояние защищенности сбалансированных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз в информационной сфере;

Информационная сфера превращается в системообразующий фактор жизни людей, обществ и государств. Усиливается роль и влияние средств массовой информации и глобальных коммуникационных механизмов на экономическую, политическую и социальную ситуацию. Информационные технологии нашли широкое применение в управлении важнейшими объектами жизнеобеспечения, которые становятся более уязвимыми перед случайными и преднамеренными воздействиями. Происходит эволюция информационного противоборства как новой самостоятельной стратегической формы глобальной конкуренции. Распространяется практика целенаправленного информационного давления, наносящего существенный ущерб национальным интересам.

Основными национальными интересами в информационной сфере являются:

- реализация конституционных прав граждан на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации;

- формирование и поступательное развитие информационного общества;

- равноправное участие Республики Беларусь в мировых информационных отношениях;

- преобразование информационной индустрии в экспортно-ориентированный сектор экономики;

- эффективное информационное обеспечение государственной политики;

- обеспечение надежности и устойчивости функционирования критически важных объектов информатизации.

Последовательно реализуются демократические принципы свободы слова, права граждан на получение информации и ее использование. Государство создает необходимые условия для развития средств массовой информации и национального сегмента глобальной сети Интернет. Во все сферы жизнедеятельности общества активно внедряются современные информационно-коммуникационные технологии.

Сохраняется отставание от ведущих стран мира по уровню информатизации. В условиях открытости информационного пространства страны и конкуренции со стороны иностранного информационного продукта недостаточными остаются качество и популярность белорусского национального контента.

Угрозы национальной безопасности Республики Беларусь носят комплексный и взаимосвязанный характер. Отдельные источники способны порождать спектр угроз, проявляющихся в различных сферах жизнедеятельности. Некоторые угрозы могут одновременно воздействовать на состояние национальной безопасности по нескольким направлениям. Формами угроз в стадии их зарождения и насыщения являются риски и вызовы национальной безопасности.

Основными потенциальными либо реально существующими угрозами национальной безопасности в информационной сфере являются:

- деструктивное информационное воздействие на личность, общество и государственные институты, наносящее ущерб национальным интересам;

- нарушение функционирования критически важных объектов информатизации.

В информационной сфере внутренними источниками угроз национальной безопасности являются:

- распространение недостоверной или умышленно искаженной информации, способной причинить ущерб национальным интересам Республики Беларусь;

- зависимость Республики Беларусь от импорта информационных технологий, средств информатизации и защиты информации, неконтролируемое их использование в системах, отказ или разрушение которых может причинить ущерб национальной безопасности;

- несоответствие качества национального контента мировому уровню;

- недостаточное развитие государственной системы регулирования процесса внедрения и использования информационных технологий;

- рост преступности с использованием информационно-коммуникационных технологий;

- недостаточная эффективность информационного обеспечения государственной политики;

- несовершенство системы обеспечения безопасности критически важных объектов информатизации.

В информационной сфере внешними источниками угроз национальной безопасности являются:

- открытость и уязвимость информационного пространства Республики Беларусь от внешнего воздействия;

- доминирование ведущих зарубежных государств в мировом информационном пространстве, монополизация ключевых сегментов информационных рынков зарубежными информационными структурами;

- информационная деятельность зарубежных государств, международных и иных организаций, отдельных лиц, наносящая ущерб национальным интересам Республики Беларусь, целенаправленное формирование информационных поводов для ее дискредитации;

- нарастание информационного противоборства между ведущими мировыми центрами силы, подготовка и ведение зарубежными государствами борьбы в информационном пространстве;

- развитие технологий манипулирования информацией;

- препятствование распространению национального контента Республики Беларусь за рубежом;

- широкое распространение в мировом информационном пространстве образцов массовой культуры, противоречащих общечеловеческим и национальным духовно-нравственным ценностям;

- попытки несанкционированного доступа извне к информационным ресурсам Республики Беларусь, приводящие к причинению ущерба ее национальным интересам.

Обеспечение национальной безопасности представляет собой деятельность субъектов обеспечения национальной безопасности по защите личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, реализации национальных интересов, созданию необходимых условий для устойчивого развития Республики Беларусь.

Субъектами обеспечения национальной безопасности являются: государство, осуществляющее свои полномочия в данной сфере через органы законодательной, исполнительной и судебной власти; общественные и иные организации; граждане.

Объектами национальной безопасности являются:

- личность – ее конституционные права, свободы и законные интересы;

- общество – его материальные и духовные ценности, система общественных отношений, охраняемых нормами права;

- государство – его независимость, территориальная целостность, суверенитет, конституционный строй.

Целью обеспечения национальной безопасности является достижение и поддержание такого уровня защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, который гарантирует устойчивое развитие Республики Беларусь и реализацию ее национальных интересов.

Основными задачами обеспечения национальной безопасности выступают:

- разработка и реализация государственной политики обеспечения национальной безопасности;

- определение и поддержание необходимого баланса интересов личности, общества и государства;

- нейтрализация источников внутренних угроз и защита от внешних угроз национальной безопасности;

- обеспечение реализации национальных интересов и устойчивого развития Республики Беларусь;

- создание системы обеспечения национальной безопасности и организация ее эффективного функционирования.

Принципами обеспечения национальной безопасности являются:

- законность, соблюдение конституционных прав и свобод человека;

- гуманизм и социальная справедливость;

- гласность;

- соблюдение баланса интересов личности, общества и государства, их взаимная ответственность;

- комплексный подход к решению задач обеспечения национальной безопасности;

- единство и взаимосвязь видов и направлений обеспечения национальной безопасности;

- участие в системах международной и региональной коллективной безопасности;

- разграничение сфер ответственности и полномочий государственных органов в решении задач обеспечения национальной безопасности;

- приоритетность правовых, политических, экономических и информационных мер обеспечения национальной безопасности;

- оперативность, своевременность, превентивность и соразмерность мер по нейтрализации источников внутренних угроз и защите от внешних угроз.

В информационной сфере с целью нейтрализации внутренних источников угроз национальной безопасности совершенствуются механизмы реализации прав граждан на получение, хранение, пользование и распоряжение информацией, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий. Государство гарантирует обеспечение установленного законодательством порядка доступа к государственным информационным ресурсам, в том числе удаленного, и возможностям получения информационных услуг. Значимым этапом станет разработка и реализация стратегии всеобъемлющей информатизации, ориентированной на развитие электронной системы осуществления административных процедур, оказываемых гражданам и бизнесу государственными органами и иными организациями, и переход государственного аппарата на работу по принципу информационного взаимодействия. Ускоренными темпами будет развиваться индустрия информационных и телекоммуникационных технологий. Особое внимание будет уделяться последовательному повышению качества, объема и конкурентоспособности национального контента, который призван занимать доминирующее положение внутри страны, и его продвижению во внешнее информационное пространство.

Приоритетным направлением является совершенствование нормативной правовой базы обеспечения информационной безопасности и завершение формирования комплексной государственной системы обеспечения информационной безопасности, в том числе путем оптимизации механизмов государственного регулирования деятельности в этой сфере. При этом важное значение отводится наращиванию деятельности правоохранительных органов по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений против информационной безопасности, а также надежному обеспечению безопасности информации, охраняемой в соответствии с законодательством. Активно продолжится разработка и внедрение современных методов и средств защиты информации в информационных системах, используемых в инфраструктуре, являющейся жизненно важной для страны, отказ или разрушение которой может оказать существенное отрицательное воздействие на национальную безопасность.

Нейтрализации ряда внутренних источников угроз национальной безопасности способствует информационное обеспечение государственной политики, которое заключается в доведении до граждан Республики Беларусь и внешней аудитории объективной информации о государственном курсе во всех сферах жизнедеятельности общества, официальной позиции по общественно значимым событиям внутри страны и за рубежом, о деятельности государственных органов. Важной задачей при этом является расширение каналов и повышение качества информирования зарубежной общественности. Составной частью информационного обеспечения государственной политики выступает информационное противоборство, представляющее собой комплексное использование информационных, технических и иных методов, способов и средств для воздействия на информационную сферу с целью достижения политических, экономических и иных задач либо защиты собственного информационного пространства.

Защита от внешних угроз национальной безопасности в информационной сфере осуществляется путем участия Республики Беларусь в международных договорах, регулирующих на равноправной основе мировой информационный обмен, в создании и использовании межгосударственных, международных глобальных информационных сетей и систем. Для недопущения технологической зависимости государство сохранит роль регулятора при внедрении иностранных информационных технологий.

Система обеспечения национальной безопасности – совокупность взаимодействующих субъектов обеспечения национальной безопасности и средств, используемых ими для осуществления деятельности по защите и реализации национальных интересов Республики Беларусь и обеспечению безопасности личности, общества и государства.

Правовую основу системы обеспечения национальной безопасности составляют Конституция Республики Беларусь, законы Республики Беларусь, нормативные правовые акты Президента Республики Беларусь, иные акты законодательства, регулирующие общественные отношения в сфере обеспечения национальной безопасности, в том числе международные договоры Республики Беларусь.

Граждане участвуют в обеспечении национальной безопасности посредством реализации своих прав и обязанностей (в том числе исполнения священного долга по защите Республики Беларусь), предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь. Свое видение национальных интересов, способов и средств их защиты они реализуют путем участия в выборах, референдумах и других формах непосредственной демократии, а также через государственные органы и органы местного самоуправления.

Участие граждан, общественных и иных организаций в обеспечении национальной безопасности также может осуществляться путем:

- информирования государственных органов о наличии (возникновении) источников и факторов, создающих угрозы национальной безопасности;

- непосредственной защиты законными способами и средствами прав и свобод граждан, интересов общества;

- разработки и внесения в государственные органы предложений по совершенствованию нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в различных сферах обеспечения национальной безопасности;

- участия в формировании общественного мнения по вопросам обеспечения национальной безопасности;

- повышения политической культуры и ответственности граждан, гражданского самосознания, воспитания патриотизма;

- содействия законными способами и средствами государственным органам в обеспечении национальной безопасности, достижении общественного согласия и стабильности.

Основными индикаторами (показателями) состояния национальной безопасности выступают:

- доля в ВВП инвестиций в основной капитал;

- уровень инновационной активности промышленных предприятий;

- внутренние затраты на научные исследования и разработки;

- платежи по обслуживанию государственного долга к доходам республиканского бюджета;

- индекс развития человеческого потенциала;

- децильный коэффициент;

- суммарный коэффициент рождаемости;

- коэффициент депопуляции;

- уровень обеспеченности ресурсами здравоохранения, образования;

- уровень развития информационных технологий и телекоммуникаций;

- обеспеченность военными кадрами;

- оснащенность Вооруженных Сил современным вооружением, военной и специальной техникой;

- коэффициент эластичности выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образования отходов и прироста ВВП.

Реализация настоящей Концепции осуществляется под руководством Президента Республики Беларусь на основе консолидации усилий и ресурсов государства, институтов гражданского общества и граждан по защите и реализации национальных интересов Республики Беларусь.

Контроль за ходом реализации настоящей Концепции осуществляется Государственным секретариатом Совета Безопасности Республики Беларусь, в том числе в рамках подготовки ежегодного доклада Государственного секретаря Совета Безопасности Республики Беларусь Президенту Республики Беларусь о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению.

Статья 1. Основные термины, применяемые в настоящем Законе, и их определения

В настоящем Законе применяются следующие основные термины и их определения:

база данных – совокупность структурированной и взаимосвязанной информации, организованной по определенным правилам на материальных носителях;

банк данных – организационно-техническая система, включающая одну или несколько баз данных и систему управления ими;

владелец программно-технических средств, информационных ресурсов, информационных систем и информационных сетей – субъект информационных отношений, реализующий права владения, пользования и распоряжения программно-техническими средствами, информационными ресурсами, информационными системами и информационными сетями в пределах и порядке, определенных их собственником в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

государственная информационная система – информационная система, создаваемая и (или) приобретаемая за счет средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, а также средств государственных юридических лиц;

государственный информационный ресурс – информационный ресурс, формируемый или приобретаемый за счет средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, а также средств государственных юридических лиц;

документированная информация – информация, зафиксированная на материальном носителе с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать;

доступ к информации – возможность получения информации и пользования ею;

доступ к информационной системе и (или) информационной сети – возможность использования информационной системы и (или) информационной сети;

защита информации – комплекс правовых, организационных и технических мер, направленных на обеспечение целостности (неизменности), конфиденциальности, доступности и сохранности информации;

информатизация – организационный, социально-экономический и научно-технический процесс, обеспечивающий условия для формирования и использования информационных ресурсов и реализации информационных отношений;

информация – сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления;

информационная сеть – совокупность информационных систем либо комплексов программно-технических средств информационной системы, взаимодействующих посредством сетей электросвязи;

информационная система – совокупность банков данных, информационных технологий и комплекса (комплексов) программно-технических средств;

информационная технология – совокупность процессов, методов осуществления поиска, получения, передачи, сбора, обработки, накопления, хранения, распространения и (или) предоставления информации, а также пользования информацией и защиты информации;

информационная услуга – деятельность по осуществлению поиска, получения, передачи, сбора, обработки, накопления, хранения, распространения и (или) предоставления информации, а также защиты информации;

информационные отношения – отношения, возникающие при поиске, получении, передаче, сборе, обработке, накоплении, хранении, распространении и (или) предоставлении информации, пользовании информацией, защите информации, а также при применении информационных технологий;

информационный посредник – субъект информационных отношений, предоставляющий информационные услуги обладателям и (или) пользователям информации;

информационный ресурс – организованная совокупность документированной информации, включающая базы данных, другие совокупности взаимосвязанной информации в информационных системах;

комплекс программно-технических средств – совокупность программных и технических средств, обеспечивающих осуществление информационных отношений с помощью информационных технологий;

конфиденциальность информации – требование не допускать распространения и (или) предоставления информации без согласия ее обладателя или иного основания, предусмотренного законодательными актами Республики Беларусь;

обладатель информации – субъект информационных отношений, получивший права обладателя информации по основаниям, установленным актами законодательства Республики Беларусь, или по договору;

оператор информационной системы – субъект информационных отношений, осуществляющий эксплуатацию информационной системы и (или) оказывающий посредством ее информационные услуги;

пользователь информации – субъект информационных отношений, получающий, распространяющий и (или) предоставляющий информацию, реализующий право на пользование ею;

пользователь информационной системы и (или) информационной сети – субъект информационных отношений, получивший доступ к информационной системе и (или) информационной сети и пользующийся ими;

предоставление информации – действия, направленные на ознакомление с информацией определенного круга лиц;

распространение информации – действия, направленные на ознакомление с информацией неопределенного круга лиц;

собственник программно-технических средств, информационных ресурсов, информационных систем и информационных сетей – субъект информационных отношений, реализующий права владения, пользования и распоряжения программно-техническими средствами, информационными ресурсами, информационными системами и информационными сетями.

Статья 2. Сфера действия настоящего Закона

Настоящим Законом регулируются общественные отношения, возникающие при:

- поиске, получении, передаче, сборе, обработке, накоплении, хранении, распространении и (или) предоставлении информации, а также пользовании информацией;

- создании и использовании информационных технологий, информационных систем и информационных сетей, формировании информационных ресурсов;

- организации и обеспечении защиты информации.

Действие настоящего Закона не распространяется на общественные отношения, связанные с деятельностью средств массовой информации и охраной информации, являющейся объектом интеллектуальной собственности.

Статья 4. Принципы правового регулирования информационных отношений

Правовое регулирование информационных отношений осуществляется на основе следующих принципов:

- свободы поиска, получения, передачи, сбора, обработки, накопления, хранения, распространения и (или) предоставления информации, а также пользования информацией;

- установления ограничений распространения и (или) предоставления информации только законодательными актами Республики Беларусь;

- своевременности предоставления, объективности, полноты и достоверности информации;

- защиты информации о частной жизни физического лица и персональных данных;

- обеспечения безопасности личности, общества и государства при пользовании информацией и применении информационных технологий;

- обязательности применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации информационных систем и информационных сетей в случаях, установленных законодательством Республики Беларусь.

Статья 5. Субъекты информационных отношений

Субъектами информационных отношений могут являться:

- Республика Беларусь, административно-территориальные единицы Республики Беларусь;

- государственные органы, другие государственные организации (далее – государственные органы);

- иные юридические лица, организации, не являющиеся юридическими лицами (далее – юридические лица);

- физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели (далее – физические лица);

- иностранные государства, международные организации.

Субъекты информационных отношений в соответствии с настоящим Законом могут выступать в качестве:

- обладателей информации;

- пользователей информации, информационных систем и (или) информационных сетей;

- собственников и владельцев программно-технических средств, информационных ресурсов, информационных систем и информационных сетей;

- информационных посредников;

- операторов информационных систем.

Статья 6. Право на информацию

Государственные органы, физические и юридические лица вправе осуществлять поиск, получение, передачу, сбор, обработку, накопление, хранение, распространение и (или) предоставление информации, пользование информацией в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь.

Государственные органы, общественные объединения, должностные лица обязаны предоставлять гражданам Республики Беларусь возможность ознакомления с информацией, затрагивающей их права и законные интересы, в порядке, установленном настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь.

Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды в порядке, установленном настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь.

Право на информацию не может быть использовано для пропаганды войны или экстремистской деятельности, а также для совершения иных противоправных деяний.

Статья 7. Государственное регулирование в области информации, информатизации и защиты информации

Государственное регулирование в области информации, информатизации и защиты информации включает:

- обеспечение условий для реализации и защиты прав государственных органов, физических и юридических лиц;

- создание системы информационной поддержки решения задач социально-экономического и научно-технического развития Республики Беларусь;

- создание условий для развития и использования информационных технологий, информационных систем и информационных сетей на основе единых принципов технического нормирования и стандартизации, оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации;

- формирование и осуществление единой научной, научно-технической, промышленной и инновационной политики в области информации, информатизации и защиты информации с учетом имеющегося научно-производственного потенциала и современного мирового уровня развития информационных технологий;

- создание и совершенствование системы привлечения инвестиций и механизма стимулирования разработки и реализации проектов в области информации, информатизации и защиты информации;

- содействие развитию рынка информационных технологий и информационных услуг, обеспечение условий для формирования и развития всех видов информационных ресурсов, информационных систем и информационных сетей;

- обеспечение условий для участия Республики Беларусь, административно-территориальных единиц Республики Беларусь, государственных органов, физических и юридических лиц в международном сотрудничестве, включая взаимодействие с международными организациями, обеспечение выполнения обязательств по международным договорам Республики Беларусь;

- разработку и обеспечение реализации целевых программ создания информационных систем, применения информационных технологий;

- совершенствование законодательства Республики Беларусь об информации, информатизации и защите информации;

- иное государственное регулирование.

Статья 15. Виды информации

В зависимости от категории доступа информация делится на:

- общедоступную информацию;

- информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено.

Статья 16. Общедоступная информация

К общедоступной информации относится информация, доступ к которой, распространение и (или) предоставление которой не ограничены.

Не могут быть ограничены доступ к информации, распространение и (или) предоставление информации:

- о правах, свободах и законных интересах физических лиц, правах и законных интересах юридических лиц и о порядке реализации прав, свобод и законных интересов;

- о деятельности государственных органов, общественных объединений;

- о правовом статусе государственных органов, за исключением информации, доступ к которой ограничен законодательными актами Республики Беларусь;

- о чрезвычайных ситуациях, экологической, санитарно-эпидемиологической обстановке, гидрометеорологической и иной информации, отражающей состояние общественной безопасности;

- о состоянии здравоохранения, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства;

- о состоянии преступности, а также о фактах нарушения законности;

- о льготах и компенсациях, предоставляемых государством физическим и юридическим лицам;

- о размерах золотого запаса;

- об обобщенных показателях по внешней задолженности;

- о состоянии здоровья должностных лиц, занимающих должности, включенные в перечень высших государственных должностей Республики Беларусь;

- накапливаемой в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах государственных органов, физических и юридических лиц, созданных (предназначенных) для информационного обслуживания физических лиц.

Статья 17. Информация, распространение и (или) предоставление которой ограничено

К информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, относится:

- информация о частной жизни физического лица и персональные данные;

- сведения, составляющие государственные секреты;

- информация, составляющая коммерческую и профессиональную тайну;

- информация, содержащаяся в делах об административных правонарушениях, материалах и уголовных делах органов уголовного преследования и суда до завершения производства по делу;

- иная информация, доступ к которой ограничен законодательными актами Республики Беларусь.

Правовой режим информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, определяется настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Статья 18. Информация о частной жизни физического лица и персональные данные

Никто не вправе требовать от физического лица предоставления информации о его частной жизни и персональных данных, включая сведения, составляющие личную и семейную тайну, тайну телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений, касающиеся состояния его здоровья, либо получать такую информацию иным образом помимо воли данного физического лица, кроме случаев, установленных законодательными актами Республики Беларусь.

Сбор, обработка, хранение информации о частной жизни физического лица и персональных данных, а также пользование ими осуществляются с согласия данного физического лица, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь.

Порядок получения, передачи, сбора, обработки, накопления, хранения и предоставления информации о частной жизни физического лица и персональных данных, а также пользования ими устанавливается законодательными актами Республики Беларусь.

Статья 20. Распространение и (или) предоставление информации

Распространяемая и (или) предоставляемая информация должна содержать достоверные сведения о ее обладателе, а также о лице, распространяющем и (или) предоставляющем информацию, в форме и объеме, достаточных для идентификации таких лиц.

При использовании для предоставления информации технических средств, позволяющих ознакомить с информацией определенный круг лиц, обладатель информации и информационный посредник обязаны обеспечить пользователям информации возможность свободного отказа от получения предоставляемой таким способом информации.

Если обладателем информации либо информационным посредником или владельцем информационной сети получено уведомление о нежелании конкретного пользователя информации получать распространяемую и (или) предоставляемую информацию, они обязаны принять меры по предотвращению получения такой информации пользователем информации.

При распространении и (или) предоставлении информации по почте, сетям электросвязи лица, распространяющие и (или) предоставляющие информацию, обязаны соблюдать требования законодательства Республики Беларусь о почтовой связи, об электросвязи и о рекламе.

Случаи и требования обязательного распространения и (или) предоставления информации, в том числе предоставления обязательных экземпляров документов, устанавливаются законодательными актами Республики Беларусь и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.

Статья 23. Виды информационных ресурсов. Правовой режим информационных ресурсов

Информационные ресурсы делятся на государственные и негосударственные.

Статья 25. Создание и использование информационных технологий, информационных систем и информационных сетей

Создание информационных технологий, информационных систем и информационных сетей осуществляется государственными органами, физическими и юридическими лицами.

Информационные системы делятся на государственные и негосударственные.

Статья 27. Цели защиты информации

Целями защиты информации являются:

- обеспечение национальной безопасности, суверенитета Республики Беларусь;

- сохранение информации о частной жизни физических лиц и неразглашение персональных данных, содержащихся в информационных системах;

- обеспечение прав субъектов информационных отношений при создании, использовании и эксплуатации информационных систем и информационных сетей, использовании информационных технологий, а также формировании и использовании информационных ресурсов;

- недопущение неправомерного доступа, уничтожения, модификации (изменения), копирования, распространения и (или) предоставления информации, блокирования правомерного доступа к информации, а также иных неправомерных действий.

Статья 28. Основные требования по защите информации

Защите подлежит информация, неправомерные действия в отношении которой могут причинить вред ее обладателю, пользователю или иному лицу.

Требования по защите общедоступной информации могут устанавливаться только в целях недопущения ее уничтожения, модификации (изменения), блокирования правомерного доступа к ней.

Требования по защите информации в государственных информационных системах, а также информационных системах, содержащих информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено, определяются законодательством Республики Беларусь.

Информация, распространение и (или) предоставление которой ограничено, а также информация, содержащаяся в государственных информационных системах, должны обрабатываться в информационных системах с применением системы защиты информации, аттестованной в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

Не допускается эксплуатация государственных информационных систем без реализации мер по защите информации.

Обеспечение целостности и сохранности информации, содержащейся в государственных информационных системах, осуществляется путем установления и соблюдения единых требований по защите информации от неправомерного доступа, уничтожения, модификации (изменения) и блокирования правомерного доступа к ней, в том числе при осуществлении доступа к информационным сетям.

Для создания системы защиты информации используются средства защиты информации, имеющие сертификат соответствия, выданный в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь, или положительное экспертное заключение по результатам государственной экспертизы, порядок проведения которой определяется Советом Министров Республики Беларусь.

Физические и юридические лица, занимающиеся созданием средств защиты информации и реализацией мер по защите информации, осуществляют свою деятельность в этой области на основании специальных разрешений (лицензий), выдаваемых государственными органами, уполномоченными Президентом Республики Беларусь, в соответствии с законодательством Республики Беларусь о лицензировании.

Статья 29. Меры по защите информации

К правовым мерам по защите информации относятся заключаемые обладателем информации с пользователем информации договоры, в которых устанавливаются условия пользования информацией, а также ответственность сторон по договору за нарушение указанных условий.

К организационным мерам по защите информации относятся обеспечение особого режима допуска на территории (в помещения), где может быть осуществлен доступ к информации (материальным носителям информации), а также разграничение доступа к информации по кругу лиц и характеру информации.

К техническим (программно-техническим) мерам по защите информации относятся меры по использованию средств защиты информации, в том числе криптографических, а также систем контроля доступа и регистрации фактов доступа к информации.

Государственные органы и юридические лица, осуществляющие обработку информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, определяют соответствующие структурные подразделения или должностных лиц, ответственных за обеспечение защиты информации.

Статья 30. Организация защиты информации

Защита информации организуется:

- в отношении общедоступной информации – лицом, осуществляющим распространение и (или) предоставление такой информации;

- в отношении информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, – собственником или оператором информационной системы, содержащей такую информацию, либо обладателем информации, если такая информация не содержится в информационных системах;

- иными лицами в случаях, определенных настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Статья 31. Права и обязанности субъектов информационных отношений по защите информации

Обладатель информации, собственник программно-технических средств, информационных ресурсов, информационных систем и информационных сетей или уполномоченные ими лица вправе:

- запрещать или приостанавливать обработку информации и (или) пользование ею в случае невыполнения требований по защите информации;

- обращаться в государственные органы, определенные Президентом Республики Беларусь и (или) Советом Министров Республики Беларусь, для оценки правильности выполнения требований по защите их информации в информационных системах, проведения экспертизы достаточности мер по защите их программно-технических средств, информационных ресурсов, информационных систем и информационных сетей, а также для получения консультаций.

Владелец информационных систем и информационных сетей обязан уведомить их собственника, а также обладателя информации о всех фактах нарушения требований по защите информации.

Обладатель информации, оператор информационной системы в случаях, установленных законодательством Республики Беларусь, обязаны:

- обеспечить защиту информации, а также постоянный контроль за соблюдением требований по защите информации;

- установить порядок предоставления информации пользователю информации и определить необходимые меры по обеспечению условий доступа к информации пользователя информации;

- не допускать воздействия на технические средства обработки информации, в результате которого нарушается их функционирование;

- обеспечивать возможность незамедлительного восстановления информации, модифицированной (измененной) или уничтоженной вследствие неправомерного (несанкционированного) доступа к ней.

Статья 32. Защита персональных данных

Меры по защите персональных данных от разглашения должны быть приняты с момента, когда персональные данные были предоставлены физическим лицом, к которому они относятся, другому лицу либо когда предоставление персональных данных осуществляется в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Последующая передача персональных данных разрешается только с согласия физического лица, к которому они относятся, либо в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Меры, указанные в части первой настоящей статьи, должны приниматься до уничтожения персональных данных, либо до их обезличивания, либо до получения согласия физического лица, к которому эти данные относятся, на их разглашение.

Субъекты информационных отношений, получившие персональные данные в нарушение требований настоящего Закона и иных законодательных актов Республики Беларусь, не вправе пользоваться ими.

Статья 33. Права и обязанности обладателя информации

Обладатель информации в отношении информации, которой он обладает, имеет право:

- распространять и (или) предоставлять информацию, пользоваться ею;

- разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь;

- требовать указания себя в качестве источника информации, ставшей общедоступной по его решению, при ее распространении и (или) предоставлении другими лицами;

- определять условия обработки информации и пользования ею в информационных системах и информационных сетях;

- передавать права на пользование информацией в соответствии с законодательством Республики Беларусь или по договору;

- защищать в установленном законодательством Республики Беларусь порядке свои права в случае незаконного получения информации или незаконного пользования ею иными лицами;

- осуществлять меры по защите информации;

- осуществлять иные действия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь.

Права обладателя информации, содержащейся в информационном ресурсе, подлежат охране независимо от авторских и иных прав на информационный ресурс.

Права обладателя информации не распространяются на программно-технические средства, информационные системы и информационные сети, принадлежащие собственнику, с помощью которых осуществляются поиск, получение, передача, сбор, обработка, накопление, хранение, распространение и (или) предоставление информации, пользование информацией.

Обладатель информации обязан:

- соблюдать права и законные интересы иных лиц при распространении и (или) предоставлении информации, которой он обладает, а также при пользовании ею;

- принимать меры по защите информации, если такая обязанность установлена законодательными актами Республики Беларусь;

- распространять и (или) предоставлять информацию, в отношении которой законодательными актами Республики Беларусь установлена обязательность ее распространения и (или) предоставления;

- предоставлять достоверную, полную информацию в установленный срок;

- ограничивать и (или) запрещать доступ к информации, если такая обязанность установлена законодательными актами Республики Беларусь;

- обеспечивать сохранность информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено;

- исполнять другие обязанности в соответствии с настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Статья 34. Права и обязанности пользователя информации

Пользователь информации имеет право:

- получать, распространять и (или) предоставлять информацию;

- использовать информационные технологии, информационные системы и информационные сети;

- знакомиться со своими персональными данными;

- осуществлять иные действия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь.

Пользователь информации обязан:

- соблюдать права и законные интересы других лиц при использовании информационных технологий, информационных систем и информационных сетей;

- принимать меры по защите информации, если такая обязанность установлена законодательными актами Республики Беларусь;

- обеспечивать сохранность информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, и не передавать ее полностью или частично третьим лицам без согласия обладателя информации;

- исполнять другие обязанности в соответствии с настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Статья 35. Права и обязанности пользователя информационной системы и (или) информационной сети

Пользователь информационной системы и (или) информационной сети имеет право:

- использовать информационную систему и (или) информационную сеть для доступа к информационным ресурсам;

- получать, распространять и (или) предоставлять информацию, содержащуюся в информационной системе и (или) информационной сети;

- осуществлять иные действия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь.

Пользователь информационной системы и (или) информационной сети обязан:

- соблюдать права других лиц при использовании информационной системы и (или) информационной сети;

- исполнять другие обязанности в соответствии с настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Статья 36. Права и обязанности собственника информационных ресурсов

Собственник информационных ресурсов, если иное не предусмотрено настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь, имеет право:

- предоставлять права владения и пользования информационными ресурсами иному лицу;

- определять правила обработки информации, использования информационных ресурсов;

- определять условия распоряжения документированной информацией в случае ее распространения и (или) предоставления по договору;

- осуществлять иные действия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь.

Собственник информационных ресурсов обязан:

- определять условия владения и пользования информационными ресурсами в случае, предусмотренном абзацем вторым части первой настоящей статьи;

- осуществлять меры по защите информационных ресурсов, если такая обязанность установлена законодательными актами Республики Беларусь;

- исполнять другие обязанности в соответствии с настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Статья 37. Права и обязанности собственника программно-технических средств, информационных систем и информационных сетей

Собственником программно-технических средств, используемых для создания информационной системы, и собственником информационной системы, образующих информационную сеть, могут являться как одно, так и несколько лиц.

Собственник программно-технических средств, информационных систем и информационных сетей вправе передать иному лицу права владения и пользования программно-техническими средствами, информационными системами и информационными сетями.

Права на информацию, включенную в состав информационных систем, определяются соглашением между обладателями информации и собственниками информационных систем.

Правомочия собственника государственной информационной системы осуществляет заказчик по государственному контракту на выполнение подрядных работ для государственных нужд по созданию такой информационной системы, если иное не указано в решении о ее создании.

Собственник информационной системы вправе, если иное не установлено обладателем информации, запретить или ограничить передачу, распространение и (или) предоставление информации.

Собственник программно-технических средств, информационных систем и информационных сетей обладает другими правами в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь, исполняет обязанности в соответствии с настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Статья 38. Права и обязанности владельца программно-технических средств, информационных ресурсов, информационных систем и информационных сетей

Владелец программно-технических средств, информационных ресурсов, информационных систем и информационных сетей имеет право:

- определять условия их использования с соблюдением исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности;

- осуществлять иные действия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь.

Владелец программно-технических средств, информационных ресурсов, информационных систем и информационных сетей обязан:

- осуществлять меры по защите информации;

- исполнять другие обязанности в соответствии с настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Статья 39. Права и обязанности информационного посредника

Информационный посредник обладает правами в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь.

Информационный посредник обязан обеспечить предоставление информационных услуг обладателю и (или) пользователю информации по их запросам или в соответствии с условиями договора между информационным посредником и обладателем или пользователем информации либо уполномоченными ими лицами.

Информационному посреднику запрещается распространять и (или) предоставлять третьим лицам информацию, полученную при предоставлении информационных услуг, кроме случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

Информационный посредник исполняет другие обязанности в соответствии с настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Статья 40. Права и обязанности оператора информационной системы

Оператор информационной системы имеет право:

- осуществлять эксплуатацию информационной системы в порядке и на условиях, определенных договором, заключенным с ее владельцем;

- определять порядок эксплуатации информационной системы в случае, если он является ее владельцем;

- осуществлять иные действия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь.

Оператор информационной системы обязан:

- обеспечить целостность и сохранность информации, содержащейся в информационной системе;

- принимать меры по предотвращению разглашения, утраты, искажения, уничтожения, модификации (изменения) информации и блокирования правомерного доступа к ней, а при необходимости – меры по восстановлению утраченной информации;

- исполнять другие обязанности в соответствии с настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Статья 41. Ответственность за нарушение законодательства об информации, информатизации и защите информации

Нарушение законодательства об информации, информатизации и защите информации влечет ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Настоящий Закон определяет правовые и организационные основы отнесения сведений к государственным секретам, защиты государственных секретов, осуществления иной деятельности в сфере государственных секретов в целях обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь.

Статья 1. Основные термины, используемые в настоящем Законе, и их определения

В настоящем Законе используются следующие основные термины и их определения:

государственные секреты (сведения, составляющие государственные секреты) – сведения, отнесенные в установленном порядке к государственным секретам, защищаемые государством в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства Республики Беларусь;

гриф секретности – реквизит, проставляемый на носителе государственных секретов и (или) сопроводительной документации к нему, свидетельствующий о степени секретности содержащихся на этом носителе государственных секретов;

допуск к государственным секретам – право гражданина Республики Беларусь, иностранного гражданина, лица без гражданства (далее, если не указано иное, – гражданин) или государственного органа, иной организации на осуществление деятельности с использованием государственных секретов;

доступ к государственным секретам – ознакомление гражданина с государственными секретами или осуществление им иной деятельности с использованием государственных секретов;

носитель государственных секретов – материальный объект, на котором государственные секреты содержатся в виде символов, образов, сигналов и (или) технических решений и процессов, позволяющих их распознать и идентифицировать;

средства защиты государственных секретов – технические, программные, криптографические и другие средства, используемые для защиты государственных секретов, а также средства контроля эффективности защиты государственных секретов;

степень секретности – показатель важности государственных секретов, определяющий меры и средства защиты государственных секретов.

Статья 3. Государственное регулирование и управление в сфере государственных секретов

Государственное регулирование и управление в сфере государственных секретов осуществляются Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, а также Межведомственной комиссией по защите государственных секретов при Совете Безопасности Республики Беларусь, уполномоченным государственным органом по защите государственных секретов, органами государственной безопасности, Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь.

Статья 10. Осуществление деятельности с использованием государственных секретов

Деятельность с использованием государственных секретов осуществляют государственные органы и иные организации, наделенные полномочием по отнесению сведений к государственным секретам, другие государственные органы, иные организации и граждане.

Условием осуществления деятельности с использованием государственных секретов является наличие у государственных органов, иных организаций и граждан допуска к государственным секретам, предоставленного в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства Республики Беларусь.

Статья 13. Права и обязанности граждан

Граждане в сфере государственных секретов имеют право:

- на осуществление деятельности с использованием государственных секретов с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Законом и другими актами законодательства Республики Беларусь о государственных секретах;

- на получение надбавок к тарифным ставкам (окладам) на период их доступа к государственным секретам в зависимости от степени секретности, а также компенсационных выплат на период действия временного ограничения их права на выезд из Республики Беларусь, если они осведомлены о государственной тайне, и надбавок к тарифным ставкам (окладам) за стаж работы в подразделениях по защите государственных секретов;

- ознакомиться с законодательством Республики Беларусь о государственных секретах в необходимом объеме;

- осуществлять иные права, предусмотренные настоящим Законом и другими актами законодательства Республики Беларусь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow