«Минский моторный завод»
УП «Минский моторный завод» (УП «ММЗ») - крупнейшее предприятие Республики Беларусь по выпуску дизельных двигателей. Почти 40-летний опыт конструирования и производства дизельных двигателей – гарантия их качества и высокой надежности. Техника, оснащенная дизельными двигателями УП «ММЗ», хорошо известна во многих странах мира. Двигатели УП «ММЗ» являются лучшими из своего класса в СНГ и обладают достаточной конкурентоспособностью на международном рынке.
Неприхотливые в эксплуатации, двигатели УП «ММЗ» обладают высокой экономичностью и ремонтопригодностью. Они имеют максимально упрощенный доступ к агрегатам и узлам, а также небольшие габариты и вес, что неоценимо при диагностике и проведении операций технического обслуживания.
Конструкция дизельных двигателей отвечает требованиям потребителей, успешно конкурирует с дизельными двигателями, изготавливаемыми дизелестроительными фирмами мира. Дизельные двигатели в целом и их отдельные узлы выполнены с использованием изобретений.
В настоящее время на УП «ММЗ» выпускает:
4–цилиндровые двигатели семейства Д-243,
4–цилиндровые турбонаддувные двигатели семейства Д-245;
6–цилиндровые двигатели семейства Д-260. Размерность двигателей (произведение диаметра цилиндра на ход поршня) – 110х125 мм.
Двигатели с рабочим объемом 4,75 л для 4-цилиндровых и 7,12 л для 6- цилиндровых, перекрывают мощностной ряд 37…198,5 кВт (50…270 л. с.) в диапазоне номинальных частот вращения 1500…2400 об/мин.
По надежности (ресурс 9…10 тыс. м/ч для тракторных модификаций и 350…400 тыс. км пробега для автомобильных модификаций), расходу масла на угар (0,4-0,5% к расходу топлива), удельному расходу топлива (158…162 г/лсч), удельной массе (3,0…8,1 кг/л. с.) и литровой мощности (10,5…32,3 л. с./л).
Помимо основной продукции (дизельные двигатели) на УП «ММЗ» освоено производство товаров народного потребления, которые можно разделить на две группы по функциональному назначению:
- запасные части для а/м «Жигули»;
- изделия для домашнего и хозяйственного обихода;
Назначение и характеристики изделий ТНП приведены в приложении 1. Сертифицированы и имеют сертификаты соответствия барабан тормозной задний (обязательная сертификация), петли ввертные 14.83.006.00.000 и ПВ83-45-1 (добровольная сертификация).
Получены удостоверения о государственной гигиенической регистрации головки вентильной ВеУ2в и алюминиевой литой сковороды-сотейника ШСТ-010-А2. По остальным изделиям ТНП обязательная сертификация и гигиеническая регистрация не требуется.
Для выпуска новой фурнитуры для строительной промышленности разработана конструкторская документация и освоено серийное производство на петли ввертные с упорной резьбой, декоративными головками. Аналогами таких петель явились образцы немецких фирм. Во исполнение Республиканской Программы освоения производства и поставок на внутренний рынок товаров народного потребления, пользующихся повышенным спросом у населения и не производимых в Республике Беларусь в 2005 году освоено производство алюминиевых литых сковород-сотейников, а в 2006 году производство утятниц и гусятниц. С целью расширения номенклатуры товаров народного потребления, улучшения качества и потребительских свойств, проводятся опытно-конструкторские работы, анализ конструкций зарубежных аналогов.
В соответствии с имеющимися заявками в текущем году будут выпускаться следующие товары народного потребления: щипцы–захват ШЗС-01, головка вентильная – ВеУ2в, колесо КТ-307Б300.
Стратегия развития Минского моторного завода на 2007 год определена основными целевыми показателями социально-экономического развития (приложение 2.) и направлена на выпуск конкурентоспособных дизельных двигателей, соответствующих современным требованиям международных стандартов, как по техническим, так и экологическим показателям, финансово-экономическое развитие предприятия: обеспечение роста объема производства на 110 %, увеличение производства товаров народного потребления на 109 %, увеличение объемов экспортных на 110% импортных поставок на 107 %.
На основании анализа приложения 2. можно сделать вывод, что наблюдается не только увеличение объемов производства, но также рост других показателей: увеличение рентабельности и оборачиваемости, снижение материалоемкости, вырастет экспорт продукции, улучшится качество и повысится доля сертифицированной продукции, увеличится доля новой продукции.
В приложении 3 даны показатели внешнеэкономической деятельности Минского моторного завода за 2005-2007гг. Основным потребителем экспортной продукции является Российская Федерация. Доля ее потребления в общем объеме экспорта в 2005 году составила 82,89%, в 2006 году ее доля составила 83,04% в 2007 г. – 82,97%.
В общем объеме импорта удельный вес поставляемых сырья, материалов и комплектующих из России в 2005 году составил 91,6%, в 2006 году –89,3% и в 2007 г. – 89,2%.
УП «ММЗ» уже на протяжении 40 лет является единственным предприятием Республики по изготовлению дизельных двигателей. Различная техника, оснащенная двигателями УП «ММЗ» хорошо известна во многих странах мира. Неприхотливые в эксплуатации, экономичные и ремонтопригодные, имеющие упрощенный доступ к агрегатам и узлам, двигатели УП «ММЗ» обладают достаточной конкурентоспособностью на международном рынке и являются лучшими дизелями своего класса в СНГ. Среди руководящих сотрудников все имеют высшее образование. Все производственные рабочие имеют специальное профессиональное образование и квалификацию, соответствующую выполняемой работе
С целью повышения производительности труда, эффективности производства, внедрения достижений науки и техники предприятие постоянно совершенствует систему подготовки и повышения квалификации кадров.
Широко используются такие формы обучения, как производственно-технические курсы, курсы целевого назначения, краткосрочные семинары.
Осуществляется детальное ознакомление обучающихся работников, а так же вновь поступающих с требованиями, предъявляемыми к качеству выпускаемой продукции.
В соответствии с потребностями направляются специалисты и руководители на курсы, семинары по изучению новой техники, технологии, менеджмента и т.д.
Стратегия развития УП "ММЗ" на период 2006-2008 годы нацелена на выпуск конкурентоспособных дизельных двигателей, соответствующих современным требованиям международных стандартов Правил ЕЭК ООН №96, Правил ЕРА(США), ЕВРО-2 и ГОСТ Р 41.96 (первая ступень экологических стандартов), как по техническим, так и экологическим показателям.
Эта стратегия в рамках реально существующих на заводе производственных мощностей, реализуется основными внутризаводскими программами "Трактор", "Автомобиль", "Комбайн", "Автобус" и "Промышленные дизели".
Анализ конкурентоспособности серийных двигателей УП “ММЗ” по цене 1 лошадиной силы проведен в таблицах 2.–4
Таблица 2.






