Рудовозы, нефтебалкеры, ОБО

Рудовозы специализированные большегрузные суда, которые отличаются своеобразным устройством трюмов. Руда имеет высокий удельный вес. При погрузке в обычное судно она, рассыпаясь по пайолу, занимает в трюме минимальное пространство. В результате центр тяжести судна оказывается сильно смещенным вниз, и судно приобретает так называемую стремительную качку — при боковой волне оно резко качается из стороны в сторону. Это расшатывает корпус судна и все его внутреннее оборудование. Для повышения центра тяжести пайол рудовоза приподнимают. Кроме того, корпус рудовоза обычно имеет две продольные вертикальные переборки, отделяющие собственно трюм от бортов. Пространство между переборками и бортом отводится под балластные танки, которые при заполнении уменьшают стремительность качки.

Рудовозы не имеют собственного грузового вооружения. Из-за узкой специализации рудовозы имеют, как и танкеры, большие балластные пробеги. И поскольку ГЭУ у них в корме, им для увеличения дифферента на нос и повышения мореходности необходимо брать увеличенный балласт, который закачивается в донные, а также в дополнительные бортовые танки.

Подобное устройство рудовозов породило идею использовать его увеличенные танки для перевозки нефти при отсутствии руды или в балластных для руды направлениях. Эта идея реализована в судах типа нефтебалкер, нефтерудовоз и нефтерудобалкер. Последние называются судами типа ОБО (Oil-Bulk-Ore). Суда типа ОБО - крупнотоннажные гиганты, могут возить и наливные грузы, и грузы навалочно-насыпные в зависимости от их наличия и уровня цен на их перевозку.

Лесовозы и коустеры

1.1.1.9.1. Лесовозы (timber carrier) являются особым типом судов для перевозки лесных грузов. Обычно это суда небольшого тоннажа (грузоподъемностью от 500 до 10000 тонн)

Большой укладочный объем пиломатериалов, балансов и прочих видов леса обуславливает недоиспользование грузоподъемности судна, если загружены только трюмы. Для лучшего использования грузоподъемности принято перевозить лес также и на палубе. Палуба обычно не превышает трети от общего количества груза. Наличие палубного груза требует от лесовозов повышенной остойчивости, способности противостоять излишнему крену. Поэтому лесовозы строятся относительно более широкопалубными. Лесовоз обычно хорошо оборудован грузовыми средствами, которые нередко используются при погрузке и выгрузке в необорудованных лесных портах. Перевозка груза на палубе диктует и другие условия: палуба должна быть «чистой», т.е. не загроможденной судовым оборудованием. Грузовые средства лесовоза более приподняты над палубой. Специфика перевозки леса позволяет судам иметь специальную лесную грузовую марку, позволяющую плавание с более низким надводным бортом.

Повальная пакетизация перевозок леса, особенно пиломатериалов, потребовала адекватного прогресса со стороны флота. В результате, лесовозы, во все большей мере, превращаются в 1.1.1.9.2. суда-пакетовозы, специально приспособленные для перевозок леса в пакетах.

1.1.1.9.3. Коустеры (coaster) - многочисленная группа малотоннажных судов прибрежного плавания, которая примыкает непосредственно к лесовозам, обслуживающих внутриевропейские морские перевозки. Коустер, своего рода микро-балкер, однопалубное судно грузоподъемностью в 500-1500 тонн с сокращенной командой, способное перевозить самые разнообразные грузы, обращающиеся во внутриевропейской торговле: лес, фанеру, целлюлозу, древесностружечные плиты, уголь, кокс, калийную соль, металлолом, кварцевый песок, мрамор и мраморную крошку, сельдь в бочках и многое другое. Как правило, они относятся к категории так называемых «параграфных судов», с валовой регистровой вместимостью 499, 999 тонн и т.д. Суда такого типа платят в европейских портах пониженные сборы, и это поддерживает их популярность на основе относительно низких издержек.

К коустерам можно причислить и суда типа река-море. Хотя грузоподъемность судов река-море больше, их с коустерами объединяет совпадающая сфера деятельности — судам типа река-море в условиях морского плавания не разрешено удаляться от берегов, поскольку при низком надводном борте и недостаточной прочности конструкции корпуса морской шторм представляет реальную опасность для такого судна.

1.1.2. наливные суда: танкеры-нефтевозы, танкеры-продуктовозы, газовозы, химовозы, прочие

По назначению танкеры разделяются на универсальные (перевозка нефти, нефтепродуктов и т.д.), нефтетанкеры (перевозка сырой нефти - наиболее крупные танкеры), продуктовозы (перевозят несколько сортов нефтепродуктов). Скорость танкеров 14-18 узлов.

Танкеры предназначены для перевозки жидких грузов в цистернах, которые обычно образованы делением корпуса судна поперечными переборками (до 14) и двумя-тремя продольными переборками. Л6 - на проекции "Верхняя палуба" видны две продольные переборки, которые образуют тройки грузовых танков по ширине судна (танки левого борта, правого борта и центральные).

К танкерам можно отнести и химовозы (перевозка агрессивных жидкостей) и виновозы (перевозка винопродуктов). Для размещения груза на этих судах имеются вкладные емкости из химически стойких материалов или имеющие специальные покрытия. Трубопроводы, насосы и арматура также имеют специальные покрытия или изготовлены из химически стойких материалов.

Универсальный танкер типа «Панамакс» имеет габариты, позволяющие проходить Панамский канал. Танкеры типа «Афрамакс» не могли по размерам вписаться в габариты Суэцкого канала до его реконструкции и вынуждены были следовать из портов Арабского залива вокруг Африки. Танкеры типа «Суэцмакс» вписываются по своим размерам в габариты Суэцкого канала после его реконструкции. Далее идут очень крупные и сверхкрупные танкеры для перевозки сырой нефти, которые ходят только открытыми океанскими маршрутами.

1.1.2.2. Танкеры-продуктовозы имеют меньшие размеры, поскольку партионность нефтепродуктов значительно уступает сырой нефти.

1.1.2.3. Газовозы (gas carrier) - специфическая группа судов. Их нередко относят к группе танкеров, поскольку газы перевозятся в сжиженном виде. Но устройство газовозов не имеет ничего общего с танкером. Грузовое помещение газовоза — огромные газгольдеры сферической формы, выступающие над верхней палубой, способные удерживать высокое давление.

Основной груз газовозов — природный газ (LNG), попутный нефтяной газ (LPG), а также аммиак. Газовозы относятся к наливным судам и предназначены для перевозки сжиженных газов - метана, пропана, бутана, аммиака. Эти газы сжижаются при сравнительно большом давлении или охлаждении до -161,5° (природный газ). Современные газовозы предназначены обычно для перевозки газа, сжиженного охлаждением. Дополнительное охлаждение сжиженного газа обычно во время транспортировки не предусматривается, а температура поддерживается за счет хорошей изоляции цистерн и испарения газа. Выделившийся газ сжигается в котельной установке судна в качестве топлива. Поэтому на газовозах целесообразно использование паротурбинной установки. Грузовые танки на газовозах вкладные, хорошо изолированные, имеют сферическую или цилиндрическую форму. Вместимость грузовых цистерн на газовозах до 150000 м3, скорость - до 20 узлов (для уменьшения потерь груза).

Транспортировка сжиженных газов связана с повышенной пожароопасностью, поэтому МО расположено в корме, имеется переходной мостик по верху цистерн, усиленная вентиляция помещений, сигнализация о взрывоопасной концентрации газов, системы пожаротушения.

1.1.3. Пассажирские -суда, перевозящие более 12 пассажиров или не членов экипажа. К ним относятся:

1.1.3.1. пассажирские паромы – предназначены для перевозки людей и автомашин (или железнодорожных вагонов) на короткие расстояния, и к этим судам предъявляются требования как к пассажирским судам. Если паром не предназначен для перевозки пассажиров, то его следует отнести к сухогрузным судам с горизонтальным методом грузовых операций (ролкерам). С точки зрения требований международных конвенций (прежде всего конвенции SOLAS) и классификационных обществ, они разделены натри группы по количеству пассажиров:

1.1.3.1.1. перевозящие более 12-ти,

1.1.3.1.2. 36-т и

1.1.1.3.3. 200 пассажиров.

1.1.3.2. круизные суда – предназначены для выполнения туристических рейсов (для отдыха и путешествий). Относительно небольшие круизные суда получили широкое распространение в последнее время. Они рассчитаны на200-500 пассажиров и имеют несколько меньшую скорость. Иногда на них предусматривается возможность размещения до 50-100 автомашин Рост спроса на круизные услуги за рубежом привел к постройке пассажирских судов, специально спроектированных для выполнения круизов, например, в Карибском море. Их пассажировместимость достигает до 2,5-3 тысяч пассажиров. Контрактная стоимость постройки двух таких судов финским концерном "Kvaerner Masa Yards" достигла миллиарда американских долларов.

1.1.3.3. суда местных линий – обычно представляют собой небольшие суда (катера) на 100-200 пассажиров, размещающиеся в салонах и каютах, как правило, на сидячих местах.

1.1.3.4. линейные – предназначенные для обслуживания определенных регулярных линий между постоянными портами

Линейные пассажирские суда могут иметь дедвейт до 50-70 тысяч тонн (при этом их пассажировместимость составляет 1500-2000 человек), скорость до 22-28 узлов и совершать трансоканские рейсы. Однако к этой же подгруппе можно отнести и речные пассажирские суда на200-300 пассажиров, совершающие постоянные рейсы или круизы.

В настоящее время линейных пассажирских судов практически нет, так как длительность перевозки на большие расстояния и стоимость перевозки во много раз больше, чем на авиатранспорте. Суда, построенные как линейные, после переоборудования используются как круизные.

1.1.3.5. прочие, к которым можно отнести суда для местных сообщений и прибрежных прогулок.

Особое положение занимают паромы для перевозки накатного транспорта и пассажиров, а также грузопассажирские суда, занимающие промежуточное положение между грузовыми и пассажирскими судами, хотя с точки зрения требований международных конвенций и классификационных обществ они относятся к пассажирским судам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: