Существую 3 вида модели:
1) Иерархическая
2) Сетевая
3) Реляционная
Иерархическая база данных имеет древовидную структуру и состоит из упорядоченного набора поддеревьев. Тип дерева состоит из одного корневого типа записи и более типов поддеревьев.
Сетевая модель. Если в отношении между данными имеется более одного соединения, то это отношение описывается в виде сетевой структуры. Сетевая база данных состоит из набора и множества связи между ними.
Реляционная модель в отличие от иерархической и сетевой моделей не имеет недостатков. Для того, чтобы база данных более эффективно функционировала предложим реляционный подход. Создание реляционной модели связано с именем Эдварда Кодда. Первые работы в этой области появились в 70-х годах и очень долгое время этот подход являлся удобным формальным аппаратом анализа базы данных.
Своё начало реляционный подход берёт из теории множества математики. В реляционной модели объекты и их взаимосвязи представлены с помощью таблиц. Взаимосвязи также рассмотрим как объекты. Каждая таблица представляет собой объект. В терминологии реляционные модели таблиц называются отношением, каждый столбец в таблице называется атрибутом значения в столбце выделенный из домена. Домен- это множество значений, который может принимать каждый атрибут. Строки таблицы называются кортежами.
№ страницы | Фамилия | Имя | Год рождения | Место рождения |
8009 | Мамедов | Рза | 1990 г. | Баку |
Домен
↓
→ атрибут
кортёж→
Таким образом построенная база данных имеет первую нормальную форму, т.е. для каждого атрибута выбран тип и длина записи. К достоинствам реляционной модели следует отнести простоту общения пользователя с моделью. Недостаток модели обычной реляционной системы- работает медленнее, чем сетевые и иерархические. В реляционной модели также используется первичный ключ. Это столбец, значения которого во всех строках различный. Первичные ключи могут объединять несколько столбцов. В некоторых СУБД первичный ключ может задаваться системой (Access).
Связь реализуется при помощи внешнего ключа. Внешний ключ- это столбец таблицы значений, которые совпадают со значениями первичного ключа другой таблицы. Важным моментом также является значение null (0) в таблице. При этом значении это поле обрабатывается особым образом.
Для построения реляционной модели используют табличный способ представления данных типа отношения. Наименование единица в реляционной модели- это отдельная атомарная для данных моделей. Множество атомарных значений формируют домен. Отношением на доменах D1,D2…….Dn составленных из заголовка n тела отношений. Заголовок состоит из множества атрибутов,A1…….An, в которых существует однозначное соответствие между этими атрибутами Ai и определяют их доменами Di. Тело отношения состоит из меняющейся во времени множества кортежей, где каждый кортеж в свою очередь состоит из множества пар атрибут -значений (Ai:Vi). Для любой заданной пары атрибут –значением Vi является значением из единственного домена Di, который связан с атрибутом Ai. Степень отношения – это число его атрибутов. Отношения – это число его кортежей. Ключом отношений является его уникальность. Т.е. никакие два различных кортежа не имеют одного и того же значения для входящих в ключ атрибутов. Ни один из атрибутов, входящий в ключ, не может быть исключён без нарушения уникальности. Каждое отношение обладает хотя бы одним ключом. Один из возможных ключей принимают за первичный, остальные называются альтернативными ключами. Основная цель проектирования базы данных- сокращение избыточности базы данных и экономии объёма используемой памяти. Нормализация – это разделение таблицы на две и более обладающие лучшими свойствами при включении изменений и удаление данных.
страхование база данный
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Рассмотрим данные для создания базы данных на тему «Страхование населения». Создаем базу в реляционной модели базы данных.
Описание данной задачи: «Руководство страховой компании заказало разработку информационной системы для отдела работы с клиентами. Система предназначена для обработки данных, о видах страховок, их стоимость, о совершенных сделках, о клиентах, сроках действия страховки. Система должна выдавать отчеты по запросу менеджера: прайс лист по видам страховки, бланк страхования, информацию о клиентах».
Для начала требуется создать таблицу, включающую все вышеуказанные данные в себя. Таблица создается с помощью “создание таблицы в режиме конструктора”:
После создания таблицы создаём форму для данной таблицы при помощи “мастера создания форм”. Добавляем всё содержимое таблицы, создаём внешний вид формы, требуемый стиль, задаём имя формы и она готова:
Затем создаём требуемые в данной задаче запросы в режиме SQL:
SELECT Общая. номер, Общая.[ИФО клиента], Общая.[Год рождения], Общая. Адресс FROM Общая;
SELECT Общая.[вид страховки], Общая.[стоимость страховки] FROM Общая;
После следует создать отчёты на составленные запросы. Отчёты должны составляться по прайс листу по видам страховки, по бланку страхования и отчёт информации о клиентах. Отчёт создаётся следующим образом:
Создание отчёта с помощью мастера→ выбираем поля для отчёта→ добавляем уровни группировок и расставляем в нужной последовательности данные→ задаём требуемый порядок сортировки→ выбираем вид макета для отчёта→ выбираем требуемый стиль→ задаём имя и отчёт готов:
Страница № 1.1
Страница № 1.2
Страница № 1.3
Так же и второй отчёт на запрос прайс листа по видам страховок:
Страница № 2.1
Страница № 2.2
Таким образом наше задание выполнено и завершено.