Мировосприятие первобытного человека

 Развитие мировоззрения в первобытном обществе происходило в конкретной образно-символической форме, поскольку мышление человека, почти неотличимое от эмоциональной, аффективной сферы, не было способно к широким обобщениям или выработке абстрактных понятий. Промысловая территория, ее животные, растительные и минеральные богатства, действующие на ней стихийные силы и живущая здесь человеческая группа – все это составляло единое целое, в котором люди были тождественны природе. Человек не выделял себя из природной и социальной среды. Весь опыт общения с внешним миром он воплотил в мифологии – первоначальной форме духовной культуры. Мифы (от греч. mythos – предание, сказание) являются древнейшим идеологическим образованием синкретического характера. В них причудливо переплелись зачатки религиозных, философских, научных, эстетических представлений первобытных людей. Мифология связана с одушевлением природных объектов, которым приписывались человеческие качества и способности. Солнце, звезды, скалы, реки, животные, растения мыслились одухотворенными существами, наделялись сознанием и волей. Так, облака, закрывающие луну, могли восприниматься в виде злых небесных собак, терзающих ее плоть. Особое место в духовном творчестве занимали священные мифы, объясняющие происхождение явлений природы и человеческих установлений. Космогонические мифы описывали происхождение мира, теогонические - богов, антропогонические - людей, этиологические - предметов и явлений, этнологические - рода, племени, социальных институтов. Мифы, таким образом, служили человеку способом понимания мира. Многие мифы, например, о появлении первых людей из разверзшейся земли или яйца, похожи на фантастические сказки. Однако в отличие от сказок достоверность мифов не подвергалась сомнению. Как правило, в них содержатся указания на ход вещей в далекие времена, на поступки предков или культурных героев. Действие разворачивается не в реальном, а в так называемом мифологическом времени, связь с которым получила отражение в обычаях и священных обрядах.

 

3. Виды поселений и погребений К концу первобытной эпохи появился новый видархитектурных сооружений – крепости. Чаще всего это сооружения изогромных грубо отесанных камней, которые сохранились во многих местах Европы иКавказа. А в средней, лесной. Полосе Европы со второй половины 1 тыс. до н.э.распространились поселения и погребения. Поселения делят на укрепленные (стоянки, селища) и укрепленные (городища). Селищами и городищами обычно называют памятники бронзового и железного веков. Под стоянками разумеются поселения каменного и бронзового веков. Термин «стоянка» очень условен. Сейчас он вытесняется понятием «поселение». Особое место занимают мезолитические поселения, называемые къекенмеддингами, что означает «кухонные кучи» (выглядят они как длинные кучи отбросов устричных раковин). Название это датское, так как в Дании были впервые обнаружены эти виды памятников. На территории нашей страны они встречаются на Дальнем Востоке. Раскопки поселений дают сведения о жизни древних людей.      Особый вид поселений – римские террамары – укрепленные поселения на сваях. Строительный материал этих поселений –   мергель, вид ракушечника. В отличие от свайных поселений каменного века римляне строили террамары не на болоте или озере, а на сухом месте, а потом все пространство вокруг строений заполняли водой для защиты от врагов. Погребения делятся на два основных вида: надмогильными сооружениями (курганы, мегалиты, гробницы) и грунтовые, то есть без каких-либо надмогильных сооружений. В основании многих курганов ямной культуры выделялся кромлех - пояс из каменных блоков или плит, поставленных на ребро. Размер ямных курганов очень внушительный. Диаметр их кромлехов достигает 20 метров, а высота иных сильно оплывших насыпей даже сейчас превышает 7 метров. Иногда на курганах возвышались каменные надгробья, надмогильные статуи, каменные бабы – каменные изваяния человека (воинов, женщин). Каменная баба составляла скурганом неразрывное целое и создавалась с расчетом на высокий землянойпьедестал, на обзор со всех сторон самых отдаленных точек.Период, когда люди приспосабливались к природе, а все искусство сводилось, по сути «к образу зверя», закончился. Начался период господства человека надприродой и господства его образа в искусстве.Наиболее сложные сооружения – мегалитические погребения, то есть погребения в гробницах, сооруженных из больших камней, - дольмены, менгиры. В Западной Европе и на юге России распространены дольмены. Некогда на северо-западе Кавказа дольмены исчислялись сотнями.Самые ранние из них возведены более четырех тысяч лет назад племенами, ужеосвоившими земледелие, скотоводство и плавку меди. Но строители дольменов еще не знали железа, еще не приручили лошадь и не отвыкли от орудий из камня. Строительной техникой эти люди были оснащены очень слабо. Тем не менее они создали такие каменные сооружения, каких не оставили после себя не только кавказские аборигены предшествующей эпохи, но и жившие позднее по берегам Черного моря племена. Нужно было перепробовать немало вариантов сооружений, прежде чем прийти к классической конструкции – четыре поставленные на ребро плиты, несущие на себе пятую – плоское перекрытие. Памятником первобытной эпохи являются и мегалитические гробницы с гравировкой. Менгиры – отдельные каменные столбы. Есть менгиры длиной до 21 метра и весом около 300 т. В Карнаке (Франция) 2683 менгира поставлены рядами в виде длинных каменных аллей. Иногда камни располагали в виде круга – это уже кромлех.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: