Введение
Россия вступила в новый век и новое тысячелетие с твердым намерением окончательно построить государство с рыночной экономикой. Понятно, что развитие рынка связано с дальнейшим развитием производства, социальной инфраструктуры, ростом ВВП в целом, в том числе за счет малого и среднего бизнеса. Дальнейшее развитие товарооборота и товарно-денежных отношений - также непременное условие развития рынка, а все это может быть успешно осуществлено только при условии хорошо развитой финансовой системы государства.
В последнее десятилетие отмечено непрерывным реформирование финансовой системы России, что сделало возможным ее приближение к мировым стандартам. Поэтому тема курсовой работы является актуальной.
Основной целью является исследование современного состояния финансовой системы в России. В рамках указанной цели поставлены следующие задачи:
|
|
1. рассмотрение социально – экономической сущности и функций финансовой системы;
2. определение проблем функционирования финансовой системы России;
3. выявление перспектив развития финансовой системы.
Основа финансовой системы - общегосударственный фонд денежных средств - бюджет. Эта система может нормально функционировать и развиваться только при условии хорошего правового обеспечения всей финансовой деятельности государства, прежде всего нормами финансового права.
Для развития рыночной экономики очень важно, во - первых, чтобы государство поддерживало области деятельности, непосредственно влияющие на рынок, т.е. направляло деньги на развитие и поддержание промышленности, сельского хозяйства и, конечно, малого и среднего бизнеса. С другой стороны, очень важно, чтобы налоги, собираемые государством для пополнения доходной части всей бюджетной системы, не ложились бы тяжелым бременем на юридических и физических лиц, которые при непосильной налоговой нагрузке сворачивают производство, а стимулировало бы их платить налоги полностью и в то же время давало бы уверенность, что уплата налогов их не разорит.
Исходя из того, что общество – саморегулирующаяся и самонастраивающаяся система, можно сказать, что и государство выступает как система, обеспечивающая саморегуляцию и самонастройку общества, а финансовая, в том числе бюджетная система, обеспечивают нормальное функционирование государства. Именно финансы, основой которых является бюджет, - лучший информационный источник во всей государственной деятельности, они являются основой системы прямых и обратных связей в государстве, дают возможность осуществлять постоянный мониторинг – слежение рублем за всеми процессами в государстве и обществе. Таким образом, данная работа посвящена анализу и освещению понятия «финансовая система» и раскрытию его особенностей.
|
|
Глава 1
Социально – экономическая сущность и функции финансовой
системы
Термин «финансы» происходит от лат. «finare» («finire»), что означает окончание, урегулирование спора (обычно денежного). Отсюда затем «financia» - обязательная уплата денег или денежный платеж вообще. С XVII века термин «финансы» получает международное признание и применяется для обозначения всех отношений, связанных с доходами и расходами государства. Современная наука рассматривает финансы в нескольких аспектах.
Как экономическая категория финансы представляют собой совокупность экономических отношений, образующихся в процессе формирования, распределения и использования денежных фондов.
По своему материальному содержанию финансы государства и органов местного самоуправления представляют собой фонды денежных средств.
Финансы непосредственно связаны с функционированием общественных экономических отношений в процессе аккумуляции, перераспределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Человечество в процессе эволюционного развития прошло путь от непосредственного товарообмена к товарно – денежным отношениям, где деньги стали всеобщим эквивалентом, а государство в процессе своей деятельности по управлению экономическими и социальными процессами начало вести учет доходов и расходов в денежной форме, образуя различные денежные фонды. Финансы – это не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования, перераспределения и использования фондов денежных средств. Финансы служат экономическим инструментом распределения валового общественного продукта и национального дохода. Они являются средством контроля за производством и распределением материальных благ, а также средством стимулирования развития государства и общества в нужном в каждый данный период развития направлении. Финансы и финансовые отношения – это обязательно денежные отношения, однако отнюдь не все отношения по поводу денег являются финансовыми. Так, денежные отношения, возникающие в процессе купли – продажи, поставки, административных штрафов, финансами не являются. Следовательно, содержание денежных отношений больше по объему, чем содержание финансовых отношений.
В средине XIX в. известный ученый финансист И. Шиль подчеркивал особенность финансовой науки: теорией финансов занимается ученых больше, чем другими экономическими науками. И сегодня теорией финансов занимается большое количество людей, однако единых основных терминов, понятий, дающих точное, единое описание отношений, процессов, в финансовой науке нет до сих пор. Содержание понятий «финансы», «система финансов», «финансовая система» у разных авторов различается. Наиболее часто встречающимся определением финансов в экономической литературе: законах, учебниках, монографиях, научных статьях – является следующее: финансы – это система денежных отношений в обществе по поводу образования и использования денежных фондов. В данном определении авторы считают, что финансы представляют систему, подчеркивая взаимосвязь, взаимодействие элементов, характеризующихся, прежде всего, целостностью и в то же время различающихся функциональными и ролевыми признаками (подсистем, звеньев, сфер). Тогда можно утверждать, что термин «системы финансов», означающий система системы… представляет не что иное, как тавтологию (экономика экономики). То же можно отнести и к термину «финансовая система» - системная система. Для решения такой терминологической проблемы необходимо применить некоторые положения науки «тектологии», созданной в начале XX века разносторонним российским ученым А.А.Богдановым, - всеобщей организационной науки, определяющей законы построения, организации элементов различных систем. При это А.А.Богданов подчеркивал особенности организации социальных и экономических систем, элементы которых могут быть разнородными, т.е. элемент – объект, элемент – субъект, при этом между элементами должны сохраняться единство, сочетание. Социальные и экономические системы, наиболее организованные и совершенные, характеризуются взаимодействием самоорганизации и организации.
|
|
Под самоорганизацией понимается вид организации, обусловленный внутренними причинами. Она предполагает упорядочение системы при случайных воздействиях, которое происходит самопроизвольно.
Организация – это упорядоченность системы, вызванная внешними по отношению к ней факторами. При это регулирующие действия осуществляются властными государственными структурами. По А.А.Богданову, обязательным элементом системы является организационная структура, осуществляющая свое влияние на систему в целях ее гармонизации, сбалансированности, пропорциональности. Таким образом, поскольку финансы непосредственно не включают в себя организационную систему, они не являются системой, а представляют собой совокупность императивных денежных отношений, в процессе которых образуются и используются централизованные денежные фонды.
Необходимо поэтому обратить внимание на употребление терминов «система финансов» и «финансовая система». Некоторые авторы понимают под «системой финансов» - совокупность специфических денежных отношений, другие «финансовой системой» называют совокупность финансовых институтов.
Такая ситуация свидетельствует о нетождественности понятий «система финансов» и «финансовая система». На наш взгляд, это неправильно, поскольку исходя из этимологии они тождественны, т.е. должны применяться в одном значении. При этом «финансовая система» - термин в употреблении предпочтителен, благозвучен. Таким образом, финансовая система – это совокупность 4 взаимосвязанных сфер: финансов – совокупности денежных отношений; финансовых учреждений; финансовой политики; финансовых фондов. Финансовые системы в различных государствах, общественно – экономических формациях складывались в процессе эволюции общества на протяжении длительного времени. В принципе, финансовые системы одинаковы для всех государств, однако на более низких ступенях развития отдельные элементы могут не обладать свойствам, требуемыми системой в целом.
|
|
Функции и роль финансов реализуются через финансовую систему, с помощью которой осуществляется распределение и перераспределение денежных средств в экономике страны. Финансовая система представляет собой встроенный элемент экономической системы, обслуживающий субъекты экономики, обладающие избытком или недостатком денежных средств.
Необходимо отметить, что содержание и структура финансовой системы по – разному трактуются в отечественной и зарубежной литературе. В западной литературе понятие «финансовая система» определяется как совокупность финансовых рынков и финансовых инструментов, используемых для заключения финансовых сделок, обмена активами и рисками. Однако следует обратить внимание на ограниченность этого определения, так как оно связывает финансовую систему только с ее институциональными элементами. Такой односторонний подход не отражает функциональной основы и, соответственно, функциональной структуры финансовой системы как системы, обеспечивающей аккумуляцию и распределение денежных средств различными субъектами экономики (государством, организациями, домохозяйствами), цели функционирования которых, а следовательно, и методы аккумуляции, распределения и использования ограниченных денежных средств принципиально различны.
Напротив, в отечественной литературе превалирует функциональный подход к содержанию финансовой системы. Она определяется как совокупность взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, обладающих особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств. Таким образом, в основу трактовки финансовой системы положен принцип наличия различных функциональных сфер и звеньев специфических финансовых отношений. Необходимость выделения ее отдельных сфер (звеньев) обусловливается различным участием субъектов экономических отношений в образовании, распределении и перераспределении ВВП, формировании и использовании денежных фондов и доходов.
Каждому звену финансовой системы присущи специфические цели функционирования, а следовательно, формы и методы образования и использования денежных фондов и доходов. Например, финансы организаций в основном обслуживают материальное производство и услуги, создание ВВП, его распределение внутри организаций и перераспределение части ВВП в бюджет и внебюджетные фонды. Через государственный бюджет мобилизуются ресурсы в централизованный бюджетный фонд государства с дальнейшим перераспределением между экономическими регионами, отраслями, министерствами, службами, агентствами, социальными группами населения.
Следует иметь в виду, что первичные денежные доходы сферы финансов частных и государственных предприятий, а также доходы граждан создают основу финансовой системы любого государства.
В соответствии с рассматриваемой точкой зрения отечественных экономистов финансовая система России в целом состоит из двух укрупненных подсистем: государственных и муниципальных финансов, финансов хозяйствующих субъектов. В зависимости от конкретных форм и методов формирования доходов и денежных фондов они в свою очередь делятся на звенья.
Государственные и муниципальные финансы:
· бюджетная система;
· внебюджетные фонды;
· государственный кредит.
Финансы хозяйствующих субъектов:
· коммерческих предприятий и организаций;
· финансовых посредников (кредитных организаций, частных пенсионных фондов, страховых организаций и других финансовых институтов);
· некоммерческих организаций.
В настоящее время государственная бюджетная система России представлена следующими звеньями:
· Федеральный бюджет;
· Территориальные бюджеты субъектов РФ (бюджеты республик в составе РФ, краевые, областные автономных областей; автономных округов и городские Москвы и Санкт - Петербурга);
· Бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты).
Современная бюджетная система России трех уровней определенным образом приблизилась к структуре бюджетных систем западных стран, имеющих федеративное устройство.
Внебюджетные фонды создаются на определенный срок или действуют постоянно. Их формирование связано с необходимостью иметь независимые от принятия или непринятия государственного бюджета целевые источники средств. В первую очередь это касается удовлетворения таких важнейших общественных благ, как социальное обеспечение и здравоохранение. Для аккумуляции и использования средств этих фондов государство применяет специфические формы и методы. В связи с этим правомерно их выделение в самостоятельное звено государственных финансов. По признаку целевой направленности использования средств внебюджетные фонды можно объединить в две группы: внебюджетные фонды социального назначения и внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого характера. Кроме того, образуются внебюджетные фонды территориального назначения.
В Российской действительности концентрация значительных средств (почти равных федеральному бюджету) во внебюджетных фондах при ослаблении государственного финансового контроля в ряде случаев приводила к их неэффективному использованию. Для усиления контроля за распределением государственных финансовых ресурсов была произведена консолидация ряда государственных внебюджетных фондов в федеральном бюджете. Это касалось внебюджетных фондов, доходы которых формировались за счет обязательных платежей предприятий и организаций. Целевая направленность консолидированных фондов сохраняется. Консолидация не распространилась на государственные целевые внебюджетные фонды социального назначения: Пенсионный фонд (ПФР), Фонд социального страхования (ФСС) и Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС).
Государственный кредит выделяется в самостоятельное звено государственных финансов, так как ему присущи специфические формы финансово – кредитных отношений по привлечению средств в централизованные фонды государства. Государственный кредит представляет собой особую форму денежных отношений между государством и юридическими и физическими лицами. В данном случае государство выступает в качестве заемщика средств, а так же кредитора и гаранта.
Наиболее широко деятельность государства проявляется как заемщика средств. Его операции в качестве кредитора, предоставляющего ссуды или гарантии юридическим и физическим лицам, значительно уже. Тем не менее, в последнее время финансирование из бюджета на условиях возвратности и платности получило существенное развитие. Необходимость государственного кредита связана с опережающим темпом роста государственных расходов над возможностями расширения собственной доходной базы, что позволяет обеспечить покрытие запланированных расходов бюджета в условиях его дефицита. Государственные заимствования необходимы и для преодоления временного разрыва в формировании доходов и расходов бюджетов всех уровней.
Финансы хозяйствующих субъектов, или финансы организаций и предприятий различных форм собственности, - относительно самостоятельное звено финансов. Именно здесь формируется основная часть доходов, которая в результате перераспределения по установленным государством правилам образует доходы бюджетов всех уровней, а также внебюджетных фондов. В то же время определенная часть бюджетных (финансовых) средств в форме прямого бюджетного финансирования, бюджетных ссуд, гарантий государства направляется на финансирование как текущей, так и инвестиционной деятельности предприятий, в соответствии с действующим законодательством.
В сфере финансов хозяйствующих субъектов выделяются следующие звенья: финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций. Финансовые отношения каждого из этих звеньев имеют специфику, связанную с формам организации предпринимательской деятельности, формированием доходов и расходов, владением имуществом, выполнением обязательств.
Таким образом, в отечественной трактовке финансовой системы, как уже отмечалось, преобладает функциональный подход. При этом в рамках финансовой системы, как правило, не рассматриваются институты, инструменты и информационные системы, обеспечивающие распределение перераспределение денежных ресурсов в экономике. Необходимо отметить, что такое одностороннее определение является рецидивом действовавшей в нашей стране командно – административной системы, при которой все распределительные функции выполняло государство и фактически не существовало финансовых рынков.
Обобщая рассмотренные подходы к трактовке финансовой системы, следует исходить из того, что она в странах с рыночной экономикой представляет собой сложно структурированную систему, которой имманентно присущи как функциональная, так и институциональная основы. Согласно этому можно дать следующее определение финансовой системы.
Финансовая система представляет собой совокупность финансовых организаций (учреждений) и финансовых рынков, обеспечивающих с помощью различных финансовых инструментов формирование и использование денежных средств государства, организаций и населения.
Функции финансовой системы:
· распределительная функция - обеспечение субъектов хозяйствования необходимыми финансовыми ресурсами, которые используются в форме денежных фондов хозяйственного назначения;
· стимулирующая функция проявляется в маневрировании налоговыми ставками, льготами, штрафами, изменяя условия налогообложения, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем;
· фискальная функция - связана с тем, что с помощью налогов достигается изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов.
Таким образом, финансовая система состоит из трех взаимосвязанных подсистем, каждая из которых в свою очередь включает несколько подсистем более низкого уровня.
Так, в подсистеме финансов секторов экономики выделяют три крупные взаимосвязанные сферы: финансы государства, финансы хозяйствующих субъектов, финансы граждан (домохозяйств). Реализация соответствующих отношений осуществляется через финансовые институты двумя способами: путем прямых финансовых отношений между отдельными субъектами названных сфер (а так же внутри них) и опосредованных финансовых отношений между субъектами, т.е. через финансовые рынки.
Институциональная подсистема представляет собой инфраструктуру финансовой системы. Институциональна подсистема как совокупность финансовых рынков, организаций (учреждений) – посредников, финансовых инструментов и информационных технологий обеспечивает перераспределение (переток) ограниченных финансовых ресурсов от экономических субъектов с избытком этих ресурсов в определенный период времени к экономическим субъектам, имеющим недостаток этих ресурсов. Перераспределение средств с помощью различных финансовых инструментов и институтов принято называть движением финансовых потоков.
Финансовые организации и учреждения как коммерческие, так и некоммерческие являются активными посредниками в реализации финансовых отношений, движении финансовых потоков, а следовательно, и в обеспечении эффективности финансовой политики всех субъектов системы. Их основная деятельность заключается в предоставлении финансовых услуг и продуктов. К таким финансовым институтам относятся организации, учреждения, осуществляющие и регулирующие финансовую деятельность: Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство, Центральный банк РФ, Федеральная налоговая служба, фондовые и валютные биржи, коммерческие банки, страховые и инвестиционные компании, использующие для оказания услуг различные финансовые инструменты.
Финансовая система относится к динамичным системам, что обусловливает ее подвижное равновесие, ведущее к развитию и изменению структурных компонентов системы, финансовых институтов, инструментов и технологий, обслуживающих эти компоненты. Финансовая система, постоянно развиваясь, предлагает новые финансовые инструменты и услуги, обеспечивающие бесперебойное движение финансовых потоков в пространстве и времени. Административная реформа, начавшаяся в нашей стране в 2004 году, внесла существенные изменения в государственную инфраструктуру финансовой системы. Однако эффективность этих преобразований можно будет оценить немного позднее.
Современная финансовая система принимает глобальный характер, поскольку финансовые рынки и финансовые посредники взаимосвязаны через всеобъемлющую международную телекоммуникационную сеть и систему контрактов, обеспечивающую бесперебойное движение капитала и финансовых потоков. В развитии финансовых систем важную роль играет финансовая политика, реализация которой в значительной степени обусловливается функционированием и самой финансовой системы.
Глава 2