Проблемы финансового сектора

Банковской системе не хватает капитала, что подрывает потенциал дальнейшего развития. По данным Центрального Банка на 1.09.2007г. Средний коэффициент достаточности каптала по 30 крупнейшим банкам Российской Федерации составляет около 13,85% при норме – 10%. Самая важная проблем нашей финансовой системы – дефицит ресурсов и сейчас она встала как никогда остро. В числе причин – нехватка сбережений (по итогам 2007 года составили 7049,5 млрд. рублей), высокий уровень бедности, высокая норма потребления, низкая степень доверия к банкам, высокая инфляция, обесценивающая вклады, отсутствие длинных страховых денег, вывод средств из бюджета банковской системы. Необходимы меры по привлечению вкладов, повышение уровня доверия населения к банковской системе. Инвестиционный климат (по итогам 2006 года величина инвестиций составила 4580481 млрд. рублей, т.е. 113,7%) неблагоприятен, экономика плохо связывает деньги, состоятельные граждане и компании инвестируют в недвижимость, скупают землю, что приводит к раздуванию очередного пузыря на рынке недвижимости. В то же время, если начать решать проблемы инвестиционной привлекательности России – строительство инфраструктуры, дорог, жилья, развития регионов, финансовых рынков, рынков земли и недвижимости, региональной банковской сети, страна вполне могла бы выйти на ведущие позиции по притоку реальных инвестиций.

 В настоящее время в условиях высоких доходов и профицита бюджета особенно актуальна задача контроля за использованием государственных средств. Однако нельзя сказать, что все здесь обстоит благополучно. Имеет место накопление не использованных в течение года остатков бюджетных средств, неравномерное их расходование ведомствами. Бюджетные средства, которые в конце года “вбрасываются” в экономику, серьезно затрудняют системную работу по сдерживанию инфляции. Таким образом, эффективность использования государственных ассигнований в течение года еще далека от идеальной, что подрывает идею среднесрочного планирования и в известной мере её девальвирует, снижает эффект общих усилий правительства по обеспечению макроэкономической стабильности и сдерживанию роста цен.

    Сегодня в России профицитный бюджет. Это означает, что государство практически забирает из экономики средств больше, чем отдает в виде бюджетных расходов. Следовательно, государство берет на себя дополнительную ответственность перед бизнесом, всем обществом, ограничивая их в праве самостоятельно распоряжаться этими средствами. Изъятые из экономики они представляют собой чьи-то отложенные инвестиции, модернизацию отдельных производств, отложенные спрос, расходы, покупки.

  Промышленность России сильно утяжелена. Страна по сей день остается в основном экспортером сырья и материалов, а не готовой продукции, что делает финансовую систему зависимой от конъюнктуры мирового рынка.

  Реорганизуя финансовую систему страны, правительство пошло по пути сокращения функций государства, а соответственно и роли государства в распределении и перераспределении национального дохода, созданию разветвленной финансовой системы. Это привело к распылению финансовых ресурсов, потере управления денежным обращением и обострению финансовой ситуации.

  Коренное изменение отношений в банковской и налоговой системах привело к быстрому росту теневой экономики, созданию различных финансовых пирамид, крушение которых нанесло удар по финансовому состоянию значительной части населения.

Очень остро стоит проблема равномерного и уравновешенного развития регионов. Проблемы содержатся и в механизмах взаимодействия центра с регионами, т.е. в межбюджетных отношениях: с одной стороны, при формировании бюджетных доходов применяется унифицированных подход к регионам (на основе твердого закрепления единого для всех субъектов норматива отчислений НДС и законодательно установленной предельной ставки налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет), с другой стороны – дифференцированный подход на стадии формирования расходной части бюджета. Это приводит к возникновению встречных финансовых потоков, негативные последствия которых в большей степени испытывают те регионы, которым предназначены бюджетные трансферты.

  Говоря о государственных финансах, стоит отметить, что помимо проблем, связанных с бюджетной системой, имеются также проблемы в государственных резервах. Главная проблема заключается в определении достаточных размеров накоплений, выявлении разумных путей вложения излишков (золотовалютные резервы, Стабилизационный фонд). Очевидно, что запасы в таких размерах, которые имеет Россия сейчас излишни и инфляционны.

Можно предположить, что основными путями преодоления проблем и иных негативных явлений в финансовой системе являются следующие меры:

  Во-первых, необходимо принять решительные меры по обеспечению роста реального сектора экономики на осно­ве задействования научно-технического и интеллектуально­го потенциала страны;

  Во-вторых, добиваться эффективного использования бюджетных средств, сокращения непроизводительных рас­ходов, в том числе на содержание административно-управ­ленческого аппарата (министерств, ведомств, Администра­ции Президента РФ), увеличения некоторых статей доход­ной части бюджета, упорядочения налоговой системы, умень­шения количества налогов и увеличения собираемости нало­гов, сборов, таможенных пошлин и т. п. Упорядочение нало­говой системы, должно быть направлено на создание благо­приятных условий для обеспечения капиталовложений и, сле­довательно, оживления производства;

  В-третьих, следует добиться укрепления денежного об­ращения в стране. С этой целью Правительство РФ должно выработать реальную антиинфляционную политику. В комп­лексе мер следует предусмотреть контроль за ценами и за­работной платой путем установления пределов их роста. Оп­ределяющее значение в борьбе с инфляцией имеет, конеч­но, рост выпуска товаров с учетом спроса населения. Антиинфляционная политика правительства в своих усилиях по достижению этих целей использует два “инструмента” или стратегических подхода: фискальную политику и монетарную политику. Фискальная политика подразумевает использование возможностей федерального правительства взимать налоги и расходовать средства для регулирования уровня деловой активности. Монетарная политика подразумевает использование правительством права контролировать денежное обращение и с его помощью влиять на уровень деловой активности в стране.

В-четвертых, устранению кризисных явлений в финансовой системе будет способствовать выплата внешних долгов.

  В-пятых, необходимо добиться прекращения оседа­ния в зарубежных банках части выручки от экспорта отече­ственного сырья и продукции, произведенной в России.

 Отметим наличие ряда важнейших факторов, нивелирующих финансовые риски: существование системы страхования вкладов, наличие значительного стабфонда и золотовалютные резервов, сохранение высоких темпов роста российской экономики.

Несмотря на существующие недостатки сложившейся в стране финансовой системы, следует отметить, что в целом она весьма эффективна, о чем свидетельствуют темпы роста российской экономики в последние несколько лет.

 

Глава 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: