Письменность и просвещение

Письменность у восточных славян возникла из потребностей социаль­ного развития в эпоху формирования феодальных отношений и станов­ления государственности.

О наличии письменности у восточных славян дохристианской поры с уверенностью сообщают арабские и немецкие источники Х в. В них, например, упоминается о надписи на памятнике воину-русу, о пророчестве на камне в славянском языческом храме, о "русских письменах", получен­ных одним из кавказских царей. Археологические данные свидетельствуют об использовании письменности и для бытовых целей: в Гнездовских кур­ганах у села Гнездово к югу от Смоленска найден глиняный сосуд с над­писью, датированной, по крайней мере, серединой Х в. Черноризец Храбр в сказании "О письменах" (рубеж IX — Х вв.) отмечал, что пока славяне были язычниками, они использовали "черты" и "резы" (не сохранившееся пиктографическое, т.е. рисуночное письмо), при помощи которых "чтаху и гадаху" (читали и гадали). Так как область применения такого письма весьма ограничена (календарные знаки, знаки собственности и т.п.), для записи сложных текстов славяне использовали так называемую "протокириллицу" (запись славянских слов с помощью греческого алфавита).

Полагают, что при создании славянской азбуки братья-миссионеры Кирилл и Мефодий могли использовать древнерусские письмена. Перво­начально (во 11-й половине IX в.) ими был создан глаголический алфавит, а на рубеже IX—Хвв. появиласысириллица, возникшая в результате упро­щения глаголицы. Кириллица получила на Руси наибольшее распрост­ранение. Принятие православия, допускающего богослужение на нацио­нальных языках, способствовало распространению письменности. Грамот­ность была распространена не только среди феодалов и служителей культа, но и среди простых горожан. Об этом говорят многочисленные бе­рестяные грамоты, обнаруженные в Новгороде, Пскове, Смоленске, а также надписи-граффити[6] на стенах, сохранившиеся в храмах Киева, Новгорода и других городов. При Владимире Святославиче и Ярославе Мудром началось "учение книжное" детей "нарочитой чади", "старост и по­повых детей", были созданы первые школы для девочек.

Общественно-политическая мысль и литература

Острая публицистичность древнерусской литературы позволяет рас­сматривать многие литературные произведения одновременно как па­мятники общественно политической мысли. Большинству из них присущи монументализм форм и историзм содержания. Ведущим жанром формирующейся русской литературы было летописание. Наиболее значительным памятником в этом жанре является "Повесть временных лет", составленная не ранее 1113г. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Главная задача сочинения сформулирована автором в первых строках летописи: "се повести временных лет, откуда есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду Руская земля стала есть". В основу "Повести" легли летописные своды XI в., не дошедшие до нас, документы княжеских архивов, русско-византийские договоры Х в., фраг­менты византийских хроник и пр. Летопись, наряду с погодными записями сведений о важнейших политических событиях, содержит много поэтичес­ких легенд и преданий: о призвании варягов, о походах Олега на Царьград и против хазар, о мести древлянам княгини Ольги за смерть Игоря и др. Происхождение Древнерусского государства и княжеской династии дано на фоне всемирной истории. Безусловно, крещение Руси и восприятие литературного византийско-славянского наследия явились важнейшими предпосылками появления у наших предков интереса к истории, а значит и формирования литературно-исторического жанра — летописи, которая явилась самобытной формой литературного произведения, возникшей на русской земле, в специфических условиях, и не имеющей прямых аналогов в византийской и болгарской культурах.

Древнейшее из известных нам произведений русской литературы — "Слово о законе и благодати", написанное будущим митрополитом Иларионом между 1037 и 1050 гг. Сочинение Илариона — это рассказ о том, как слово Божие распространялось среди людей сначала через иудейский "закон" (десять заповедей, полученных Моисеем), затем через евангельскую, христианскую "Благодать и Истину" (данные Иисусом Христом) и, наконец, достигнув Русской земли, рассеяло "тьму идольскую", за что автор возносит похвалу Владимиру Святославичу и молитву к Богу от имени новообращенных христиан-русичей. Богослов­ское сочинение, созданное древнерусским автором, отличалось от старого канона [7] Иоанна Дамаскина[8] практичностью и историзмом. Используя форму церковной проповеди, Иларион вышел за рамки традиционной теологии и создал политический трактат, поднимавший важнейшие политические проблемы, связанные с отношениями Киевской Руси с Хазарским каганатом и Византией, с принятием христианства и с расцветом государственности в правление Ярослава Мудрого. Необходи­мо отметить еще одну особенность, присущую русской богословской мысли — символизм (использование метода символического истолкова­ния неясных мест в священных текстах).

Издавна любимым чтением наших предков была агиографическая литература — жития святых. Житие рассказывало о жизни людей, достигших святости, представляло образцы праведной жизни, убеждая, что прийти к такому христианскому идеалу может человек, лишь поверяя свои дела евангельскими заповедями.

Князья Борис и Глеб, младшие сыновья великого князя Владимира Святославича, были первыми русскими святыми, которые удостоились всенародного почитания и были канонизированы Русской православной церковью после их трагической гибели в 1015 г. До нас дошли три житийных памятника, посвященных Борису и Глебу: 1) летописная повесть под 1015 г.; 2) "Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба" Нестора Летописца (кон. XI в.); 3) "Сказание, страсть и похвала св. мучеников Бориса и Глеба" неизвестного автора той же эпохи. Обращает на себя внимание парадоксальность канонизации князей, павших в междоусобной борьбе за власть, а не за веру, и возникает вопрос — в чем же новая церковь и новообращенный русский народ видели свя­тость и смысл их христианского подвига?

Безусловно, в житиях святых присутствует морально-политическая идея — утверждение права родового старшинства и дается практический образец для подражания. Однако при более внимательном знакомстве с произведениями на первый план с особой силой,выступает идея доб­ровольного страдания, жертвы в виде непротивления, отличная от герои­ческого мученичества, столь характерного для древних византийских свя­тых. "Подвиг непротивления есть национальный русский подвиг, подлин­ное религиозное открытие новокрещеного русского народа" (Г. Федотов). Образ страдающего и кроткого Спасителя, как самая большая святыня принятый Русью, и отражение евангельского света виделись русскому человеку сквозь лики русских страстотерпцев.

Одним из древнейших подлинных русских житийных произведений было "Житие преподобного Феодосия Печерского", написанное Нестором (кон. XI в.). Феодосии (ум. в 1074 г.)—третий святой, канонизированный Русской церковью, но первый монах, представляющий русский тип аскетической святости. "Житие Феодосия" — одно из лучших произведений летописца.

Один из списков "Повести временных лет" под 1096 г, содержит "Поучение" Владимира Мономаха (1053 — 1125 гг.). В отличие от тради­ционного жанра поучений, носивших религиозно-дидактический харак­тер, это сочинение содержит черты историко-политического трактата, со страниц которого предстает образ идеального государственного деятеля — борца за единство Руси, мудрого политика и смелого полководца, к тому же талантливого писателя. В "Поучении" содержится автобиография Мо­номаха—древнейшая в русской литературе.

Ко времени княжения Мономаха относится сочинение игумена Даниила в жанре "хожений". Даниил совершил паломничество в Палести­ну, прожил там шестнадцать месяцев и с большой точностью и выразитель­ностью описал свое путешествие.

Литература Киевской Руси богата литературными памятниками, написанными в разных жанрах. К сожалению, наше представление о ней — неполное, ведь из всей ее сокровищницы уцелела, избежала уничтожения во время пожаров, наводнений и других бед лишь небольшая часть. Однако и она позволяет судить о появлении еще в древнерусской литературе таких традиционных черт русской словесности, сохранившихся до нового времени, как высокая гражданственность и истинный патриотизм, целомудренная чистота образов и благородство идеалов. Древнерусской литературе в целом присуще жизнеутверждающее начало: даже в самых трагических произведениях мы не найдем отчаяния и уныния. Наконец, издревле русские писатели с глубоким уважением относились к другим народам, их обычаям и религиям. Древнерусская литература не знала вымышленных сюжетов и героев, в ней всегда описывались исторические события и реальные лица. Даже если автор вводил в сюжет фантас­тические (с современной точки зрения) детали, то это не было худо­жественным вымыслом, ведь и сам автор, и читатели верили написанному. Кроме того, и персонажи этих произведений либо герои, совершающие нравственные или военные подвиги, либо безусловные злодеи.

Древнерусская литература не знала рифмованной поэзии, но она пронизана образным мышлением — поэтическими сравнениями и гипер­болами, содержит множество примеров ритмической речи. Самобытность и высокий профессионализм древнерусской литературы питали два неиссякаемых источника: устное народное творчество и переводная литература различных жанров и стилей, та, что тысячелетиями создава­лась творческим гением народов Греции и Египта, Иудеи и Сирии. Древ­нерусские писатели приобщились к лучшим образцам мировой литера­туры, т.е. черпали из тех же источников, что и средневековые писатели Западной Европы.

Архитектура

Для искусства домонгольской Руси характерна такая черта, как мону-ментализм форм. Особое место в древнерусском искусстве занимала архитектура. К сожалению, до нас дошли далеко не все архитектурные сооружения того времени, а многие сохранились в искаженном виде. Но и

цилиндрическими сводами или куполами. Восточная часть здания имела пристройку для алтаря в виде 1-3-5 полукруглых или граненых сооружений — апсид. Поперечное пространство в западной части храма называлось нартексом. Во внешней отделке храма использовалось вертикальное чле­нение фасада на прясла лопатками [9]. Полукруглое завершение верхней части прясла, отвечающее конструкции перекрытия, т.е. торцу полуцилин­дрического свода, называлось закомарой.

В развитии техники каменного строительства главную роль играла ви­зантийская школа, унаследовавшая традиции Древнего Рима. Например, широко использовалась имевшая как конструктивное, так и эстетическое значение кладка со скрытым рядом, при которой ряды кирпича на фасад здания выходили через один, а промежуточный ряд был отодвинут вглубь и прикрыт слоем розоватого раствора с примесью цемянки (толченой кера­мики). С точки зрения современной науки, такая кладка весьма функцио­нальна, ведь при меньших затратах строительных материалов стена полу­чается более прочной. К тому же кладка со скрытым рядом, часто назы­ваемая "полосатой", (на поверхность стены выходят, чередуясь, разноцвет­ные полосы — чередующиеся ряды необработанного камня и розоватого раствора — цемянки), обладает своеобразной декоративностью, когда "иг­ра" света и тени подчеркивает "игру" цвета. Экстерьер храма, сложенного такой кладкой, практически не требовал дополнительной отделки за исклю­чением некоторых элементов, выполненных из плинфы (плоского кирпича), например, в виде простых орнаментальных фризов, украшавших фасады.

Об облике первого из известных нам каменных храмов Киевской Руси — церкви Успения Богородицы (989—996 г., разрушена монголо-татарами во время взятия Киева в 1240 г.) — можно судить лишь по остаткам фун­дамента, элементам декора, письменным источникам. В 1031 — 1036 гг. в Чернигове греческими мастерами был воздвигнут Спасо-Преображенский собор. Этот самый "византийский" храм Киевской Руси сохранился до наших дней почти целиком. В 1037 г. Ярославом Мудрым был заложен каменный Софийский собор в Киеве—пятиапсидный, 13-купольный. Как и Десятинная церковь, он был обнесен внутренними двухэтажными гале­реями — гульбищем, снаружи к ним примыкали одноэтажные, но более широкие галереи. Так же, как Десятинная церковь и Спасо-Преображен­ский собор, София имеет выраженную пирамидальную композицию. Пира-мидальность, наращение масс—черты, чуждые византийскому зодчеству. Очевидно, ступенчатая пирамидальность, так же, как и многоглавие, была исконно национальной чертой русского зодчества. Основные декора­тивные элементы фасадов — двухуступчатые ниши и окна, тонкие колонки на апсидах, выложенные из плинфы меандры (геометрический орнамент) и кресты. Наибольшую декоративность фасадам сообщала живописная структура кладки со скрытым рядом и полосами необработанного камня. Современный вид собора — результат перестройки его в XVII в. в стиле украинского барокко. Закончив возведение Софийского собора в Киеве, строители приступили к сооружению Софийских соборов в Новгороде (1045 — 1050 гг.) и Полоцке (50-е годы XI в.), в общих чертах повторивших плановую схему киевской Софии, но в несколько упрощенном виде.

Хотя каменное строительство на Руси в Х — XI вв. велось главным образом византийскими зодчими, эти постройки существенно отличались от византийских, так как приезжие мастера решали на Руси новые задачи (возводили храмы с очень большими хорами[10] и крещальнями, а также использовали непривычные строительные материалы). Приходилось им считаться и со вкусами заказчиков, воспитанных в традициях и эстетических представлениях древнего деревянного зодчества. Таким образом, возникнув на базе византийской архитектуры, каменное русское зодчество даже на самой ранней стадии имело своеобразный характер и уже во второй половине XI в. выработало собственные традиции. Именно на них ориентировались строители следующего поколения.

Живопись

Искусство Киевской Руси связано с религией тематикой, содержанием и формой, для него, как и для всякого средневекового искусства, харак­терно следование канону (использование устойчивого набора сюжетов, типов изображения и композиционных схем, освященных вековой традицией и апробированных церковью). Порождением средневекового мировоззрения и культового назначения искусства является его имперсональность (роль творца церковь отводила себе, признавая художника лишь исполнителем).

В ряду изобразительных искусств Киевской Руси первое место при­надлежит монументальной живописи — мозаике [11] и фреске [12]. Сис­тему росписи храмов русские мастера восприняли от византийцев, и на­родное искусство повлияло на древнерусскую живопись. Росписи храма должны были передать основные положения христианского вероучения, слу­жить своеобразным "евангелием для неграмотных". Мозаики и фрески Со­фии Киевской позволяют представить систему росписи средневекового хра­ма. Мозаики покрывали наиболее важную в символическом смысле и наибо­лее освещенную часть храма — центральный купол, подкупольное простран­ство, алтарь (Христос Вседержитель в центральном куполе и Богоматерь Оранта[13] в алтарной апсиде. Остальная часть храма украшена фресками (сцены из жизни Христа, Богоматери, изображения проповедников, мучени­ков и др.). Уникальны светские фрески Софии Киевской: два групповых портрета Ярослава Мудрого с семьей и эпизоды придворной жизни (состя­зания на ипподроме, фигуры скоморохов, музыкантов, сцены охоты и т.п.).

В XI в., несомненно, было создано много произведений станковой живописи — икон [14]. Киево-Печерский патерик[15] сохранил даже имя зна­менитого русского иконописца XI— нач. XII в., печерского монаха Алимпия, который учился у греческих мастеров и "иконы писать хитр бе зело", но большинство произведений этого периода до нас не дошло.

Задолго до крещения Руси христианские богословы, обосновывая культ почитания икон (икона стала рассматриваться как видимый символ невидимого мира, как "изображение тайных и сверхъестественных зре­лищ"), выработали жесткую систему их написания (иконографический канон). По преданию, древнейшие христианские иконы появились либо чудесным образом ("Спас Нерукотворный"), либо были написаны с натуры (изображение Богоматери евангелистом Лукой, изображение первых христианских святых художниками, которые лично знали и помнили их облик). Поэтому православная церковь никогда не допускала писания икон с живых людей или по воображению художника и требовала четкого соблюдения иконописного канона, который закреплял те особенности иконописных изображений, которые отделяли "горний" (божественный) мир от мира "дольнего" (земного). Условность письма должна была подчеркнуть в облике изображаемых на иконе лиц их неземную сущность, духовность. Для этого фигуры писались плоскими и неподвижными, использовалась особая система изображения пространства (обрат­ная перспектива) и временных отношений (вневременное изобра­жение). Условный золотой фон иконы символизировал божественный свет. Все изображение на иконе пронизано этим светом, и фигуры не отбрасывают теней, ибо в Царствии Божием нет теней. Православные теологи называли иконы "богословием в красках" и видели в них средство направить помыслы и чувства верующих к горнему миру. "Евангелие зовет нас к жизни во Христе, икона нам эту жизнь показывает" (Л.А. Успенский).

Чтобы неукоснительно следовать канону, иконописцы пользовались в виде образцов либо древними иконами, либо иконописными подлин­никами: толковыми, которые содержали словесное описание каждого иконописного сюжета ("Пророк Даниил млад кудреват, аки Георгий, в шапке, одежды испод лазорь, верх киноварь" и т.п.), или лицевыми, т.е. иллюстративными (прориси—графическое изображение сюжета).

Особым явлением древнерусской живописи стало явление книжной миниатюры. Древнейшая русская рукопись "Остромирово евангелие" (1056—1057 гг., ГПБ) украшена изображениями евангелистов, яркие плоскостно наложенные фигуры которых сходны с фигурами апостолов Софии Киевской. Заставки заполнены фантастичным растительным орнаментом. В миниатюрах "Изборника Святослава"[16] (1703 г.) имеются портретные изображения великокняжеской семьи. Огромную роль в жизни Киевской

Руси играло прикладное декоративное искусство, в котором особенно оказались живучи образы языческой мифологии. Раннекиевская круглая скульптура не получила развития в связи с тем, что церковь боролась против языческого идолопоклонства, но сыграла свою роль в становлении национальных традиций каменной резьбы.

Впитав и творчески переработав разнообразные художественные влияния, Киевская Русь создала систему общерусских ценностей, пред­определившую развитие искусства отдельных земель в период феодаль­ной раздробленности. Закончился период "монументального историзма". Начиналась новая эпоха.

 

Список литературы:

1. «Мировая художественная культура. Россия IX – XIX в.» - М.: Издательский центр АЗ, 1997.

2. Бычков В.В. «Русская средневековая эстетика. X – XIII в.» - М.: Мысль, 1992 г.

3. Арнольдов А.И. «Введение в культуроведение» - М.: 1994 г.

4. Артамонов В.А. «Национальный характер и история. Стили мышления и поведения в истории мировой культуры» - М.: Наука, 1990 г.

 


[1] Анимизм — (от лат. anima, animus — душа, дух) — вера в души, в духов. Дуализм (от лат. dualis) — двойственный.

[2] Осирис (Озирис) — древнеегипетский бог умирающей и воскресающей природы.

[3] Артемида — древнегреческая богиня охоты, плодородия и др., дочь Зевса.

[4] Владимир I Святославич (?—1015) — с 969 г. князь новгородский, с 980 г. — великий князь киевский.

[5] Монотеизм (от греч. топоs — один, единственный и (воз — бог) — единобожие

[6] Граффити (от ит. graffiti— нацарапанный) —древние надписи гл. обр. бытового характера, рисунки, нацарапанные на стенах зданий и пр.

[7] Канон (от греч. kanon — норма, правило) — свод положений, имеющих догматический характер.

[8] Иоанн Дамаскин (ок. 675 — 753) — византийский богослов, первый систематизатор христианско­го вероучения.

[9] Лопатка — вертикальное утолщение стены, отвечающее конструкции здания. Лопатку более сложной профилировки называют пилястрой.

[10] Хоры — балкон в церкви, предназначенный для привилегированных лиц.

[11] Мозаика — изображение, выполненное из цветных камней, смальты (разноцветных кусоч­ков непрозрачных стеклянных сплавов), керамических плиток и т.п., крепящихся на слое це­мента или мастики.

[12] Фреска — живопись водяными красками по свеженаложенной штукатурке.

[13] 0ранта (лат.) — молящаяся. "Нерушимой стеной" назвали это изображение киевляне.

[14] Икона — (от греч. eikon) — изображение, образ.

[15] Патерик (греч. paterikon, от pater— отец) — сборник жизнеописания монахов.

[16] Изборник Святослава — рукописный сборник, включающий различного рода выписки из богословных сочинений, статей по логике и грамматике, притчи и загадки. Известны два Избор­ника Святослава (1073, 1076 гг.).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: