Анализ результатов опытно-экспериментального исследования

 

По итогам проведенной работы были выявлены следующие результаты.

К положительным результатам следует отнести следующее:

- т.к. работа велась индивидуально, удалось пообщаться и поработать с каждым испытуемым лично.

- ребята шли на контакт, принимали активное участие в ходе проведения упражнений.                                                                                                   Часть проблем, возникших в ходе работы была разрешена в процессе ведения группы часть так и не нашла полного решения.                                  Контрольная диагностика проводилась с помощью тех же самых методик (методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС); теста предложенного Гудинаф-Харрисом и культурно-свободный тест на интеллект Р. Кэттела).

 По результатам экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС) нами были выявлены следующие результаты.

Для сопоставления, полученные данные были составлены диаграммы отраженные на рис. 4.

По данному рисунку видно, что после проведения опытно-экспериментального исследования процентное соотношение несколько изменилось.

93% испытуемых удачно справились с тестом и показали высокие результаты, набрав, набрав в сумме от 14 до 19 баллов. Продемонстрировали

высокий уровень логического мышления, математических способностей и понимания количественных и качественных соотношений.

7% испытуемых, в число которых входят ребята показавшие при первичной диагностике низкий уровень интеллекта, набрали 13 правильных ответов, что

характеризует их с лучшей стороны и стимулирует к действию.

Полученные результаты по диагностике интеллекта при помощи теста предложенного Р.Кэттелом приведены на рис.5.

По данному рисунку можно отметить следующие факты. При первичной диагностике испытуемые показали не слишком высокие результаты, 20% испытуемых продемонстрировали уровень ниже среднего. Результаты проведения опытно-экспериментального исследования выявили следующие показатели:

24% испытуемых показали уровень развития IQ выше среднего, набрав 112-135 баллов.

73% по-прежнему имеют уровень IQ соответствующий показателям нормы, улутшив свой результат на 5-10 правильных ответов.

3% испытуемых по-прежнему демонстрируют уровень IQ ниже среднего

, что дает основание для более детального изучения интеллектуальной сферы ребенка с целью выявления возможного отставания в умственном развитии.

 

 

 

Выводы по главе 4.

К психолого-педагогическим условиям, способствующим развитию креативности у младших школьников относим:

- информационно-просветительскую работу с родителями;

- информационно-просветительскую работу с педагогами;

- творческую работу с испытуемыми, понимание ими себя, развитие их творческих способностей.

В результате проведенной работы мы добились следующих результатов:

По проведенным итоговым диагностикам видно, что входе проведения эксперимента у испытуемых значительно возрос уровень логического мышления, повысились математические способности, наблюдается концентрация внимания, улучшение памяти.                           Достоверность полученных результатов подтверждена методами статического анализа.

Результаты опытно-экспериментальной работы подтверждают выдвинутую гипотезу и свидетельствуют, что процесс развития креативности младшего школьника может быть оптимизирован в результате целенаправленного психологического воздействия на ряд психологических факторов с использованием программы, оптимизирующей процесс развития креативности.

Проведя математическую обработку данных, при помощи критерия Т. Вилкоксона, мы получили положительный изменения (приложение).

 

Заключение

 

Воспитание подрастающего поколения составляет важную задачу любой социальной системы. Но в развитом обществе формирование нового человека как личности, обладающей высокими нравственными качествами, творческим отношением к действительности, общественной активностью, превращается в главную задачу, являясь необходимым условием его построения.

Важнейшим элементом культуры и цивилизации человечества является творчество. А предпосылкой творчества является креативность, которая в современном мире расценивается как личностная способность к творчеству.

На сегодняшний день существует множество подходов к определению природы креативности. Поэтому невозможно привести единое обобщающее определение, которое удовлетворило бы всех исследователей.

 Некоторые определения креативности были сформулированы в терминах продукта, результата деятельности; другие – в терминах процесса, личностных свойств или необходимых внешних условий. Одни авторы подчеркивают, что термин «креативный» применим только к редко встречающимся специальным видам способностей, в то время как другие считают, что этот термин подразумевает общую креативную способность, которой в определенной степени обладают все здоровые индивиды.

В рамках нашего исследования мы рассматриваем креативность как комплексно-интегративное свойство, своеобразную творческую активность личности, проявляющуюся в преобразовании действительности и имеющую гуманистическую направленность. При этом, проявление творческой направленности личности возможны в любых сферах деятельности, а результат творчества может выражаться в различных ситуациях, средствах, способах деятельности, эмоциях и чувствах человека.

Дж. Гилфорд выделил основные параметры креативности:

· беглость – способность генерировать большое количество идей за некоторую единицу времени;

· гибкость – способность применять разнообразные стратегии при решении проблем, переключаться с одной идеи на другую;

· оригинальность – способность продуцировать необычные, нестандартные, отличающиеся от общепринятых идеи;

· разработанность – способность детально разрабатывать возникшие идеи.

А также он выделил: любознательность – повышенная чувствительность к проблемам, не вызывающим интереса у других; способность совершенствовать объект, добавляя детали; способность к обнаружению и постановке проблем; способность решать проблемы, т.е. способность к анализу и синтезу и некоторые другие. Все эти факторы, объединенные им в понятии «дивергентное мышление», отражают познавательную сторону креативности. По сравнению с конвергентным мышлением, ориентирующимся на известное тривиальное решение проблемы, дивергентное мышление проявляется, когда проблема еще только должна быть определена и когда не существует заранее предписанного, установленного пути решения.

Анализ жизненного пути выдающихся творцов все больше приводит исследователей к выводу о том, что труд, обучаемость и увлеченность своим делом играют более важную роль, чем собственно одаренность. Креативность это всего лишь фактор личности, совершенно не гарантирующий её успех, но при определённых условиях она может привести к грандиозным достижениям. И в целом трудно не согласиться с Богоявленской, которая писала: «когда мы говорим о великих творцах, мы говорим и о великих личностях».

Необходимость учитывать в воспитании поколений креативности очевидна, ведь универсальный потенциал креативности может быть реализован как на путях созидания, так и на путях разрушения. Среди современных технических устройств практически нет таких, которые не могли бы использоваться во вред человеку, хотя многие, и разрабатывались, казалось, лишь для его блага. Вот почему так важно целенаправленно творчески развивать младшего школьника.

Проведенное исследование показало, что на развитие креативности оказывают влияние две группы взаимообусловленных факторов: внешних и внутренних. Первые обусловлены наличием взаимосвязи креативности как свойства личности со средой, а также воздействием индивидуальных особенностей людей, с которыми индивид вступает в контакт. Вторые обусловлены потребностями, интересами, индивидуально-психологическими особенностями личности.

Существует зависимость между параметрами креативности и индивидуально-психологическими особенностями личности, влияющими на ее развитие. Процесс развития креативности личности может быть оптимизирован в результате целенаправленного психологического воздействия и обучения.

Наше исследование показало, что развитию креативности способствуют: нестандартные задачи; комбинаторные задания; задания на сообразительность, логику, с элементами исследования; эвристические задачи; проблемные ситуации; задания творческого характера.

Вне зависимости от применяемой системы значительная роль в творческом развитии младших школьников принадлежит учителю. Поэтому даже самые полные и эффективные методы лишь инструмент в его руках. Только умело, используя их можно добиться высокого результата. В условиях личностно ориентированной модели обучения каждый ребенок обретает право и реальную возможность для развития своих творческих способностей.

Результаты настоящей работы подтверждают правильность гипотезы исследования. Перспективу дальнейшей работы мы видим в изучении личностных факторов, оптимизирующих процесс развития креативности младшего школьника.

 

 

Литература

 

1. Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности. Минск: Беларусь, 1994.

2. Асмолов А. Г. Психология личности. М., 1990.

3. Асмолов А. Г. Личность (Совместно с А. В. Петровским). / Педагогическая энциклопедия. М., 1993.

4. Базылевич Т. Ф. Введение в психологию индивидуальности. – М., 1993.

5. Библер В.С. Мышление, как творчество. – М., 1975.-148 с.

6. Богоявленская Д. Б. О предмете и методе исследования творческих способностей // Психологический журнал. 1995. №5.

7. Богоявленская Д.Б. Вчера и сегодня психологии творчества // Дорфман Л., Мартиндейл К., Петров В., Махотка П., Леонтьев Д., Купчик Дж. (ред.) Творчество в искусстве – искусство творчества. М.: Наука; Смысл, 2000.

8. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: ИЦ «Академия», 2002.

9. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1988.

10. Бостоногова Л. Творческие задания для детей 6 лет.// Начальная школа – 2001– №4. – С.22

11. Винокурова Н.К. Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих способностей. – М.: ИМПЭТО, 1995.- 96 с.

12. Вишнякова В.Ф. Креативная психология. Психология творческого обучения. – Минск, 1995.

13. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. – М., 1956.

14. Грановская Р. М. Конфликт и творчество в зеркале психологии. – М.: Генезис,2002. – 573 с.

15. Дзанагова Р.М. Раскрытие творческих способностей учеников. // Начальная школа – 2001. – №6. – С.17 – 19.

16. Дружинин В. Н. Психодиагностика общих способностей. – М., 1996.

17. Ермолаева-Томина Л. Б. Исследование факторов, детерминирующих индивидуальные различия в проявлении творческой активности // Психология творчества. – М., 1990. С. 117-130.

18. Козленко В. Н. Проблема креативности личности // Психология творчества. – М., 1990. С. 131-148.

19. Комова О.Н. Развитие творческих способностей слабоуспевающих учеников. // Начальная школа – 2002. – №8. – С.9-12.

20. Некрасова О.А. Прием поиска логических основ условий поиска математических задач в составе творческой деятельности учащихся. //Начальная школа плюс До и После. – 2003. – №7. – С.39-42.

21. Некрасова О.А. Роль критериальных задач в формировании приемов эвристической деятельности у младших школьников. // Начальная школа плюс До и После. – 2004 – №7. –  С.24-30.

22. Никитина А.В. Развитие творческих способностей. // Начальная школа-2001. –  №10 – С.12-13.

23. Одаренные дети: пер. с англ. / общ. Ред. Бурменского и Слуцкого. – М., 1991.

24. Паршина С.В. Творчество – источник доброты, истины и красоты. // Начальная школа: плюс - минус. – 2002. – №2. – С.3-8.

25. Пичурин С.С. К вопросу о развитии творческих способностей младших школьников. // Начальная школа плюс До и После. – 2004. – №3. – С.51-53.

26. Психология личности. Хрестоматия в 2-х т. – Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2004.

27. Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика / Я.А. Пономарев. – М.: Педагогика, 1976.

28. Роджерс К. Творчество как усиление себя.// Вопросы психологии. – 1990. – №1. – С.31

29. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000. – 650 с.

30. Савкуева В.Ю. Решение творческих задач как условие развития креативности мышления. // Начальная школа плюс До и После. – 2004. – №7. – С.5.

31. Саламатова Г.И. Воображение как компонент творчества при изучении математике. // Начальная школа плюс До и После. – 2004. – №9. – С. 47-48.

32. Сергеева В.П. Психолого-педагогические теории и технологии начального обучения (курс лекций). – М.: Граф - Пресс, 2002. –  144 с.

33. Сергеева О.В. Развитие творческих способностей младших школьников через факультативные занятия. // Начальная школа плюс До и После. – 2003. – №7. – С. 63-66.

34. Тихонова Н.Б., Трошина Т.С. Обучение составления эвристических алгоритмов как способ развития творческих способностей младших школьников. // Начальная школа плюс До и После. – 2004. – №9. – С. 16-20.

35. Туник Е.Е. Тест Е. Торренса. Диагностика креативности. Методическое руководство. СПб., 1998.

36. Федорова З.А. Как я развиваю творческие способности детей. // Начальная школа – 2002. – №3. – С. 61-63.

37. Фрейд З. Психоаналитические этюды / Составление Д. И. Донского. – М.: «Попурри», 1997. – 608 с.

38. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПБ: Питер, 2001. – 544 с.

39. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. 3-е междунар. изд. – СПб.: Питер, 2003. – 608 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).

40. Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – 512 с.: ил.

41. Шипулина И.А. Базовая модель урока, направленного на развитие творческих способностей учащихся. // Начальная школа: плюс - минус. –2002. – №8. – С. 68-69.

42. Яковлев В.Я. Философские принципы креативности / Вестник Московского Университета. 2005.

Приложение

 

Методики диагностики

 

Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС)

 

Инструкция:

 

Раздайте испытуемым бланки ответов (они должны лежать первой, страницей вверх). Если вы готовы к проведению теста, скажите: «Каждый из вас получил бланки ответов. На этих бланках вы найдете множество картинок. Слушайте меня внимательно и делайте в ваших бланках ответов то, что я вам буду говорить, найдите первую страницу». Покажите детям, как они должны открыть страницу и проконтролируйте, все ли дети сделали так, как надо.

Перед ними должна быть открыта страница «1В». Покажите детям картинки, расскажите, как отмечать овал под картинкой с ответом, который они выберут. Нарисуйте на доске овал и зачеркните его одной чертой. «Внимание. В каждом ряду зачеркивать овал одной чертой можно только один раз. Если кто-то по ошибке зачеркнул неправильно, то нужно четко перечеркнуть данный овал второй чертой. У вас получится крестик и затем сделать другой выбор. Кто еще не понял, что нужно делать, скажите мне, я объясню все еще раз».

Указание на способ исправления ошибок важно еще и потому, что зачеркивание одной чертой двух и более овал в одном и том же задании расценивается как неправильный ответ даже в том случае, если среди этих выборов есть правильно сделанный.

СУБТЕСТ 1

Пример А:

«Посмотрите на картинки в самом верхнем ряду. На картинках в этом ряду изображены нога, ботинок, палец, варежка и человек. Слушайте меня внимательно. Возьмите карандаш и зачеркните овал одной чертой под картинкой с, изображением ботинка (Пауза. Повторить). Вот так. Сделайте это точно так, как я показываю!» Покажите детям на доске, как они должны это сделать.

Пример В:

«Посмотрите на картинки в следующем ряду. (Пауза). Слушайте меня внимательно. Зачеркните овал под картинкой с изображением яблока. (Пауза. Повторить). Вот так, правильно!» Дайте проделать это каждому ребенку. Помогите детям, которым нужны дополнительные разъяснения. Убедитесь, что дети знают, что им нужно делать!

С этого момента начинается тест. Отводите достаточно времени На выполнение каждого задания. Наблюдайте за детьми и переходите к следующему заданию лишь тогда, когда все дети закончили предыдущее. Повторяйте название картинки в каждом задании.

«Посмотрите на задание 1. Зачеркните овал одной чертой под картинкой с изображением мальчика (Повторить.)».

«Посмотрите на задание 2. Зачеркните овал под картинкой с изображением общественного транспорта (Повторить.)».

«В задании 3 зачеркните овал одной чертой под картинкой с изображением машины на гусеницах (Повторить.)».

«В задании 4 зачеркните овал под картинкой того, кто активен (Повторить.)».

«В задании 5 зачеркните овал одной чертой под картинкой, где нарисована статуя (Повторить.)».

СУБТЕСТ 2

После небольшой паузы скажите «Переверните страницу». Убедитесь, что все дети открыли страницу «2В».

Пример А:                                                         

«Теперь попробуем сделать другое задание. Посмотрите на самый верхний ряд. (Пауза). В этом ряду вы видите картинки с изображением деревьев. Слушайте меня внимательно. Зачеркните овал одной чертой под картинкой с изображением самого маленького дерева». (Пауза. Повторить). Проследите, чтобы каждый зачеркнул одной чертой соответствующий овал;

Пример В:

«Посмотрите на картинки в следующем ряду. (Пауза). Слушайте меня внимательно. Зачеркните овал одной чертой под картинкой с изображением самой большой кучи песка! Проследите, чтобы ребенок зачеркнул нужный овал;

«А теперь посмотрите на задание 1 (пауза), где изображены девочка, мальчик и дерево. Зачеркните овал одной чертой под картинкой, где девочка больше, чем мальчику но меньше, чем дерево». (Пауза. Повторить).

Понаблюдайте за детьми. Дайте детям достаточно времени на выполнение задания и переходите к следующему только тогда, когда они справятся с предыдущим.

«Посмотрите на задание 2, (Пауза). Зачеркните овал одной чертой под картинкой с изображением самой спелой кукурузы (Повторить.)».

«Посмотрите на задание 3. (Пауза). Посмотрите картинки в этом ряду, где изображены мальчики. Потом посмотрите на

картинку, где изображены забор и ящики. (Пауза). Все мальчики хотят встать на ящики так, чтобы иметь возможность заглянуть за забор одновременно. Найдите ящик, на который должен встать самый высокий мальчик. (Повторить.) Зачеркните овал одной чертой под картинкой с изображением этого ящика»,

«В задании 4 зачеркните овал под картпинкой мяча средней величены (Повторить.)».

«В задании 5 зачеркните овал под картинкой электропровода, который провисает меньше, чем самый провисший, но больше, чем

все остальные (Повторить.)».

СУБТЕСТ 3

«А сейчас выполним новое задание. Откройте страницу «ЗВ». Убедитесь, что у всех открыта стр.3.

Пример А:

«Посмотрите на самый верхний ряд рисунков. (Пауза). В этом ряду вы видите картинки с изображением коньков, мотыги, машинки для стрижки газонов, пилы, лопаты. Одна из этих картинок не подходит ко всем остальным. Что-то одно сюда не подходит. Какая картинка не подходит к этому ряду? (Пауза). Картинка с изображением коньков не подходит к остальным. На всех остальных картинках изображены орудия труда, а коньки — это нечто другое. Чтобы показать, что коньки сюда не подходят, зачеркните овал одной чертой под изображением коньков». (Пауза. Повторить). Проследите, чтобы все дети зачеркнули нужный овал.

Пример В:              

«Посмотрите на следующий ряд. Какая из картинок не подходит ко всем остальным? Четырехугольник не подходит к этому ряду, так как все остальные картинки в этом ряду - круги. Зачеркните овал одной чертой под четырехугольником, чтобы показать, что он не подходит ко всем остальным картинкам».

Проследите, чтобы каждый ребенок зачеркнул одной чертой нужный овал.

«Посмотрите на задание 1. Какая картинка не подходит к остальным? Зачеркните овал под картинкой, не подходящей ко всем остальным».

Понаблюдайте за детьми. Дайте им достаточно времени на вы­полнение задания, переходите к следующему заданию лишь тогда, когда дети справятся с предыдущим.

«Посмотрите на задания 2, 3, 4, 5. В каждом задании зачеркните одной чертой овал под картинкой которая не подходит ко всем остальным».

Дайте достаточно времени на выполнение заданий. Переходите к следующему субтесту после того, как все дети справились с заданиями.

СУБТЕСТ 4

В этом тесте особенно важно, чтобы экспериментатор читал инструкцию достаточно медленно. Ключевые предложения и вопросы, в случае необходимости, нужно повторить, чтобы быть уверенным, что тестируемые ясно понимают, что им нужно делать.

Пример А:

«Посмотрите на картинки в самом верхнем ряду. Там изображены различные четырехугольники. В каждом четырехугольнике разное количество палочек. (Пауза). Найдите в каком четырехугольнике только одна палочка?» (Пауза). Поднимите повыше Вашу тестовую тетрадь, укажите на второй четырехугольник в этом ряду и скажите «Вот в этом четырехугольнике только одна палочка. Все это видят? (Пауза). А теперь слушайте меня внимательно. В вашей тестовой тетради зачеркните одной чертой овал под тем четырехугольником, в котором только одна палочка».

Проследите, чтобы каждый ребенок зачеркнул нужный овал.

Пример В:

«А теперь посмотрите на картинки в следующем ряду(Пауза). Вы видите картинки с изображением различных пластинок домино. В каждой пластинке две части. Видите, в каждой пластинке домино есть нижняя и верхняя части? (Пауза). На первой пластинке домино точек нет, а на других есть и их разное количество. Все видят эти пластинки домино? (Пауза). А теперь слушайте меня внимательно. Найдите пластинку домино, на которой только две точки. (Пауза). Зачеркните одной чертой овал под той пластинкой домино, на которой только две точки».

Проследите, чтобы каждый ребенок правильно выполнил это за задание. Ответьте на все возникающие вопросы: После того как Вы убедитесь, что все тестируемые правильно поняли, что нужно делать, переходите к тестовым заданиям.

«Посмотрите на задание 1. Два четырехугольника изображены отдельно от других. Найдите четырехугольник, который показывает, на сколько палочек в первом четырехугольнике

больше, чем во втором. (Повторить). Зачеркните одной чертой овал под этим четырехугольником».

«Посмотрите на задание 2. Посмотрите на кусок торта, изо -браженный отдельно. Найдите другой кусок торта, который при соединении с первым дает целый торт. (Повторить). Зачеркните одной чертой овал под картинкой, которую вы выбрали».

«Посмотрите на задание 3. Первые три пластины домино изо­бражены отдельно от других. (Пауза). Они стоят в определенной последовательности друг за другом. (Пауза). Найдите пластину домино, которая должна продолжить этот ряд. (Повторить.) Зачеркните одной чертой овал под этой пластиной домино».

«Посмотрите на задание 4. Одна конфета стоит две палочки. Найдите четырехугольник, который показывает, сколько нужно палочек, чтобы купить три конфеты! (Повторить.) Зачеркните одной чертой овал под этим четырехугольником».

«Посмотрите на задание 5. У меня было 9палочек. Я отдала 4 палочки. (Пауза). Найдите четырехугольник в этом ряду,- который показывает, сколько палочек у меня осталось. (Повторить.) Зачеркните одной чертой овал под этим четырехугольником».

Субтест I:

3-4 правильно решенных задачи в данном субтесте являются показателем нормы для детей данного возраста. Пять правильно решенных задачи характерны для высокого уровня общей осведомленности и словарного запаса.       

Субтест II:

3 правильно решенных задачи характерны для среднего уровня (норма) развития понимания количественных и качественных соотношений, 4-5 правильных ответов свидетельствуют о высоком уровне развития.

Субтест III;

направлен на выявление уровня развития логического мышления детей. 3 правильно решенных задачи характерны для среднего уровня развития,.4-5 правильно решенных задач - для высокого уровня развития логического мышления.

Субтест IV:

направлен на выявление уровня развития математических способностей детей. 2-3 правильно решенных задачи говорят о среднем уровне развития математических способностей.

                                                                                                                                                         Таблица нормативных показателей


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: