Умышленно, а эти цены не снижаются затем даже после падения цен на нефть

Страны экспортеры нефти, в том числе и Иран, обсуждают возможность введения согласованного потолка цен на нефть также как и ее согласованной минимальной цены для сдерживания резких колебаний цен на нефть.

В настоящее время международные нефтяные компании проявляют все больший интерес к получению доступа к нефтяным месторождениям с низкой стоимостью добычи. Это касается в первую очередь Ирана, Саудовской Аравии и Кувейта. Такой интерес связан с тем, что в последние годы миллиарды долларов были израсходованы на разведку и освоение месторождений нефти в отдаленных районах мира вне зоны ОПЕК, где добыча нефти связана с большими техническими и экономическими трудностями. Однако, хотя добыча нефти вне стран ОПЕК увеличилась, тем не менее, мир во все большей степени нуждается в нефти добываемой в странах ОПЕК.

Реконструкция нефтяной промышленности Ирана, а также развитие инфраструктуры во многом зависят от доходов от экспорта нефти и от количества получаемой твердой иностранной волюты, поступающей в бюджет страны. Уровень поступления валюты, в свою очередь зависит от мировых цен и объемов добычи нефти в странах ОПЕК. Цены же на нефть не могут оставаться всегда на нынешнем, высоком уровне, достигнутом после прохождения ими самой низкой точки в 90-е гг. - всего 10 долл. за баррель14. Страны ОПЕК для получения достаточно высоких гарантированных доходов от продажи нефти должны проводить единую согласованную политику в области согласованных объемов производства нефти.

14 См. Нефтегазовая вертикаль. - М., январь 2001 г., №1(50), с.86-87.

62

Важной проблемой развития нефтяной промышленности Ирана является проблема привлечения в страну иностранных инвестиций. Это становиться понятным, если учесть, что нефтяная промышленность является одной из наиболее капитало- и фондоемких отраслей экономики.

В соответствии с действующим и поныне Законом о привлечении и защите иностранных инвестиций 1955 года (с некоторыми незначительными современными его изменениями), разрешаются прямые капиталовложения иностранных юридических и физических лиц только лишь посредством их долевого участия в акционерном капитале иранских компаний. По сложившейся практике максимальная доля иностранного участия в совместных предприятиях составляет не более 49%. Президент Хатами и правительство Ирана прилагают сейчас усилия по расширению притока иностранного капитала в форме прямых инвестиций в свободные экономические зоны, расположенные преимущественно в южных провинциях Ирана.

Режим свободных экономических зон разрешает создание компаний со 100 % иностранным капиталом, а также банков и страховых компаний с иностранным, смешанным и местным частным капиталом. На территории этих зон действуют 15-летние «налоговые каникулы» и облегченный порядок въезда и выезда иностранцев в страну. За все время существования свободных экономических зон было привлечено иностранных инвестиций на 250 млн. долл.

Вместе с тем, далеко еще не урегулированы в законодательном порядке вопросы расширения сфер деятельности иностранных и транснациональных банков, западных страховых компаний, а также вопросы государственных гарантий зашиты прямых иностранных инвестиций в свободные экономические зоны.

Среди стран, увеличивающих свою инвестиционную активность в нефтяную промышленность Ирана, следует упомянуть Германию, Италию,

63

Францию, Великобританию и Австрию. Кроме того, необходимо отметить и инвестиции иностранного капитала из промышленно - развитых стран Юго-Восточной Азии.

Иностранные инвестиции играют в целом положительную роль в развитии нефтяной промышленности Ирана, о чем свидетельствует количество уже подписанных и исполняемых, а также проектируемых контрактов. Важным стимулирующим фактором для иностранных инвесторов является относительно спокойная внутренняя обстановка в стране и усилия прилагаемые президентом М. Хатами и правительством Ирана по смягчению политической и внешнеэкономической изоляции страны.

Одним из препятствий на пути привлечения иностранных инвестиций являлись экономические санкции США, наложенные на Иран, что также затрудняло работу с международными кредитными институтами. Выходом из этого положения и было частичное открытие нефтедобывающего сектора для иностранных инвесторов. Целью политики президента Хатами и министра нефти Ирана Бийана Намдара Зангенеха является обеспечение притока иностранных инвестиций для модернизации устаревшего и сильно пострадавшего от войны нефтедобывающего и обрабатывающего оборудования. Для восстановления однажды закрытой скважины, по мнению экспертов, требуется инвестиций в размере 300-400 тыс. долл. Бурение же и запуск новой скважины обходится еще дороже, в сумму около 2 млн. долл.15

Одной из проблем развития нефтяной промышленности Ирана является необходимость существенной технико-экономической модернизации отрасли. В этой связи Иран испытывает острую потребность в иностранной финансовой и технической помощи для овладения передовыми зарубежными технологиями, в том числе методами

15 Фуад Рухани. Нефтяная промышленность Ирана. - Тегеран, 1998 (персидский яз.).

64

горизонтального бурения, трехмерной или даже четырех мерной сейсморазведки, стимуляции нефтяных слоев закачкой газа и т.п.

Несмотря на удовлетворительные количественные параметры добычи иранской нефти, модернизация нефтяной промышленности, как уже отмечалось, модернизация должна охватывать технологию сокращающую потери нефти на разных этапах, которые оцениваются в настоящее время в 250 тыс. баррелей в сутки. Кроме того следует обратить особое внимание на технологические проблемы реабилитации действующих месторождений.

Одной из технологических трудностей развития отрасли в свете производства некоторых видов нефтепродуктов, является создание собственных производств некоторых специфических видов присадок и добавок, которые ныне целиком импортируются в страну. Их получение из-за рубежа в необходимых объемах затруднено в виду американских экономических санкций против Ирана.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: