Кроме того, Иран имеет также 4 газоперерабатывающих завода

Как уже отмечалось, иранская Конституция запрещает участие зарубежных инвесторов в разработке нефтегазовых ресурсов страны на концессионной основе. Однако, принятый в 1987 году «Закон о нефти» приоткрыл двери в Иран для зарубежного капитала. Этот закон облегчил создание совместных предприятий. В результате, приток инвестиций в данный сектор экономики значительно возрос, их объем с 1995 года по настоящее время составил более 5 млрд. долл10.

С 2000 года правительство прилагало усилия для получения
законодательного разрешения на привлечение иностранного капитала на
условиях «ВОТ» (строительство - эксплуатация - передача объекта
заказчику), которые содержат элемент концессии. Ранее в августе 1998 года
власти Ирана объявили конкурс на разработку 40 нефтяных месторождений.
Общий объем иностранных капиталовложений в эти проекты должен
составить 8 млрд. долл. Контракты должны были заключаться по системе
"buy-back" и предусматривали фиксированный составляющий от 15 до 17%
выручки от продажи нефти, уровень оплаты с иранской     стороны. По









Условиям контракта Национальная иранская нефтяная компания берет на себя весь риск от возможного снижения мировых цен на углеводородное сырье.

Система "buy-back" предусматривает, что расчеты иранской стороны с иностранным инвестором будут осуществляться либо прямыми поставками ему продукции с построенного объекта, либо путем сбыта продукции какому либо другому иностранному покупателю, который берет обязательства произвести гарантированные платежи инвестору. Очевидно, что на такие условия могут соглашаться только иностранные компании, обладающие значительными финансовыми и производственными ресурсами.

10 А.Реза Гафрани. История ОПЕК. - Тегеран, 1998 (персидский яз.).

54

В связи с этим, позиция Ирана на мартовском (2000 года) форуме ОПЕК представляется далеко не случайной. Увеличение квот нефтедобычи странами - членами организации, приводя к падению цен, автоматически бьет по Ирану, поскольку не только снижает темпы поступления в экономику страны средств от развития нефтегазового сектора (падение цены нефти на один долл. равнозначно для госбюджета потере 0,8 - 1 млрд. долл.), но и вынуждает государство нести дополнительные расходы по компенсации рисков иностранным инвесторам.

Свою заинтересованность в работе на территории Ирана уже проявили достаточно много нефтяных компаний со всего мира. Среди них американские Exxon/Mobil, Chevron, Conoco, Unocal, франко -бельгийская TotalFina Elf, а так же норвежская Norsk Hydro. Первым крупным проектом, осуществляемым по схеме "buy-back", стало возобновление в 1999 году разработки месторождений Сирри-А и Сирри-Е. Эти месторождения дают суммарно 120 тыс. баррелей нефти в сутки. Общая стоимость данного контракта составила 2 млрд. долл.

Благодаря "Закону о нефти" Ирану удается привлекать в разведку и освоение месторождений иностранные инвестиции в размере многих миллиардов долларов. Все совместные с иностранными компаниями проекты осуществляются по уже упомянутой формуле "buy-back".

Как уже отмечалось, доля нефти в экспорте Ирана в отдельные годы составляла до 90 %, при крайне малой доле продукции обрабатывающей промышленности. Однако, необходимо подчеркнуть что колебания цен на нефть на мировом рынке оказывает существенное отрицательное влияние на внутреннее экономическое развитие страны. Кроме того, нефть является невозобновляемым ресурсом его форсированная добыча не является экономически рациональной. Поэтому необходимо осуществить переход от экспорта сырой нефти к ее переработке внутри страны и к увеличению доли в экспорте страны готовых нефтепродуктов. В этом плане следует отметить

55


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: