Особенности капиталовложений в нефтяную отрасль за счет внутренних финансовых источников

Внутренние капиталовложения в нефтяную отрасль связаны с особенностями исламской экономической модели и исламской банковской системы.

Экономическая модель, которая основывается на традиционных религиозных исламских представлениях, характеризуется несколькими важными моментами. Согласно Корану и его современному толкованию иранскими религиозными лидерами, человек не является собственником имеющих рыночную стоимость и общественную ценность ресурсов (нефти, денежных средств, недвижимости, земельных ресурсов и т.д.), а является лишь поверенным Аллаха по эффективному распоряжению этими ресурсами. Причем, ресурсы не должны обращаться в сокровища, а так же направляться на спекулятивные операции. Отсюда вытекает отказ исламских финансов от использования ссудного процента. Ресурсы, вверенные Богом человеку должны эффективно использоваться на благо всего общества, обеспечивая определенное материальное вознаграждение их распорядителю, содействуя приращению товарной массы и услуг.

Концепция исламской экономики отдает приоритет практике, которая выступает критерием истины и предлагает ей предоставить объективные свидетельства преимуществ исламской системы хозяйствования перед традиционными формами западной рыночной экономики. При этом

72

основной акцент делается на том, что исламская экономика может обеспечить реальный баланс между материальными и духовными началами общественной и хозяйственной жизни. Материальные и духовные ценности в исламской экономике не находятся в постоянном конфликте между собой, как это имеет место в западном мире.

Вознаграждение финансиста напрямую зависит от конечных результатов финансируемых отраслей материального производства и отдельных предприятий. Финансовые ресурсы ориентируются на нормы доходности и вкладываются в те сектора экономики, потенциал которых наиболее высоко оценивается рынком. В Иране широко используется такая категория, как эффективность капитала.

Применительно к финансовой системе это означает мобилизацию финансовых средств через прямое участие не в спекулятивном и виртуальном, а в производительном и реальном капитале.

На практике сегодня лишь три страны в мире реализуют экономическую исламскую модель, это - Иран, Пакистан и Судан. Пока сохраняется много вопросов на макроэкономическом уровне в связи с практической реализацией теоретических постулатов исламской экономической мысли. Однако, накоплен уже достаточно большой практический опыт за 25 лет существования исламского банковского дела18.

Одним из главных объектов внутреннего исламского банковского финансирования является нефтехимическая промышленность Ирана. Исламское банковское дело использует для финансирования конкретных предприятий и промышленных проектов такие свои традиционные формы, как «Мудараба» и «Мушарака».

«Мудараба» - это доверительное финансирование предприятий, часть будущих доходов которых должна составить прибыль банка. «Мушарака» -

18 Г.Л.Гукасян. Вопросы функционирования исламских банков с участием финансового капитала
е.           нефтеэкспортирующих стран Аравийского полуострова.


Ш щ

73

Это совместная реализация проектов силами банка и частного предпринимателя. Прибыль банка, в этом случае, возникает как доля от получаемой общей прибыли, как своего рода дивиденд. «Мушарака» в исламской традиции соответствует понятиям партнерство, компаньонства, а также широкого сотрудничества на благо всех слоев населения. В сходном ключе в исламском обществе понимается содержание и термин «справедливость».

Особенностью операций исламских банков является покупка ими за свой счет определенных товаров и последующая перепродажа их клиентам по цене, включающей наценку, составляющую банковский доход. Таким образом, исламские банки преодолевают сложившиеся стереотипы о том, что банкам возбраняется заниматься торговой и непосредственно производственной деятельностью, а надо лишь принимать вклады и выдавать ссуды, выплачивая и получая соответствующие проценты. Эти стереотипы сложились под влиянием западной банковской традиции, преобладающей сейчас в мире19.

К существенным преимуществам исламской банковской модели финансирования предприятий и отраслей относится то, что обязанностью финансирования предприятий является не обратная выплата банку определенной суммы, а применение своих предпринимательских, управленческих и организационных способностей для достижения общего коммерческого успеха проекта в конкретных рыночных условиях.

В исламской модели внутреннего финансирования заключается большой потенциал роста экономики в целом и нефтехимической промышленности в частности. То, что перспективы развития исламской модели финансирования реального сектора экономики весьма высоки,

19 Там же, с.5-12; Закон Исламской Республики Иран «О Банковской деятельности на основе исламских принципов, запрещающих ростовщичество в любых формах» в кн.: А.Ю.Журавлев. Теория и практика исламского банковского дела. - М., 2002, с Л 73.

74

свидетельствует тот факт, что годовые темпы ее роста составляют от 10 до 15%20.

Исламские банки существуют сегодня в 35 странах на всех континентах, включая и Россию, что свидетельствует об их способностях конкурировать с традиционными финансовыми учреждениями. В конце 90-х годов в России был официально учрежден первый Российско-исламский банк «Бадр». Всего в мире насчитывается около 200 финансовых исламских учреждений. Величина их совокупных активов составляет сейчас 148 млрд. долл. (в 1975 году было около 6 млрд. долл.).

Исламские банки в конце 90-х годов заметно укрепили свои позиции на финансовых рынках. Они расширили масштабы зарубежной инвестиционной деятельности и повысили уровень получаемой прибыли. Многие страны проявляют сейчас повышенный спрос на исламские финансовые капиталы, стремятся привлечь банки стран Персидского залива, которые обладают высоко ликвидными активами и валютными ресурсами. Среди исламских банков выделяются в этом отношении «Наср Сошл Банк», «Исламик Девелопмент Банк», «Бархард Исламик Банк оф Малайша», «Кувейт Файненс Хаус», «Фейсал Исламик Банк оф Иджипт», «Дубай Исламик Банк».

Исламские банки не только инвестируют различные секторы своих национальных экономик, но и выступают донорами банковского капитала для других стран. Это позволяет им в той или иной форме устанавливать свои условия при оказании помощи или предоставлении кредитов этим странам. Целенаправленно соединяя в своей операционной, инвестиционной деятельности воедино такие приоритеты, как религия и экономическая эффективность, исламские банки обеспечили себе

20 А.Ю.Журавлев. Теория и практика исламского дела. - М., 2002, с.28-61,83,87.

75

значительные дополнительные потенциальные депозитные и кредитно-ссудные возможности21.

Источниками формирования современной концепции исламской экономики вообще и исламской банковской деятельности в частности, помимо установлений и предписаний самого Ислама стали отдельные идеи и положения классической политэкономии, современных экономических теорий, а так же социализма, причем как утопического, мелкобуржуазного, так и других ответвлений этой доктрины.

По мере формирования национального предпринимательского капитала и рабочего класса в мусульманских станах, базисные идеи подвергались определенной взвешенной коррекции с целью приспособить их к реальностям и современным требованиям хозяйственного развития мусульманских стран, в том числе и Ирана.

Стремясь раздвинуть границы действия исламских банковских и валютных финансовых механизмов, станы — экспортеры нефти, члены ОПЕК стали инициаторами активизации деятельности исламских банков и финансовых фондов, как по линии расширения внутренних инвестиций, так и по линии активизации их внешнеэкономической экспансии.

Исламские банки широко занимаются инвестированием средств именно в производственную сферу, в том числе и в национальную иранскую нефтяную промышленность, предварительно проводя всесторонний анализ инвестиционного проекта, контролируя ход его осуществления. Таким образом, исламские банки являются крупными инвесторами и промышленными предпринимателями.

Так например, в 1997-98 гг. активы банков Ирана (за исключением Центрального Банка) составили по официальному курсу 55723,6 млн. долл.22

21 См. там же, с. 156-157.

22 А.Ю.Журавлев. Теория и практика исламского банковского дела. - с. 139. (согласно Annual Review 1376
(1997/98), Central Bank of the Islamic Republic of Iran).

76

Некоторым препятствием для эффективного инвестирования являются сравнительно небольшие по международным стандартам размеры капитала некоторых исламских банков, что объективно ограничивает возможности реализации ими крупных инвестиционных проектов.

Для стран Персидского залива 80-90-е годы стали периодом их сравнительно стабильного развития и обновления форм их участия в международных экономических отношениях. Иран, Кувейт, Саудовская Аравия, Оман, Объединенные Арабские Эмираты, Бахрейн занимают сейчас особое место на экономической и политической картах мира, благодаря высоким валютным доходам от экспорта нефти.

Устойчивый приток валютно-финансовых ресурсов в эти страны объективно обусловил потребность в механизме капитализации и реинвестирования накапливающихся валютных средств. Таким механизмом и явилась деятельность исламских банков, которые в 90-е годы набрали новую силу для операций, связанных с размещением и инвестицией капиталов.

Таким образом, исламские банки и финансовые фонды являются важными источниками финансирования различных отраслей национальной экономики Ирана и в первую очередь нефтяного сектора, являющегося её сердцевиной. Как уже отмечалось, они являются прямыми участниками именно реального - производительного (а не виртуального -фиктивного) сектора экономики. С ростом их потенциала возрастает и эффект от инвестирования их капитала в нефтяной сектор Ирана.

Выводы.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: