Однако после августовского переворота 1953 года ситуация в общественно-политической и экономической жизни Ирана резко

6 Концессионерами являлись компании, входившие в группу под названием семь сестер: Standard oil
Company of California, Standard oil Company of New Jersey, Gulf Oil Corporation, Socony Mobil Oil
Company, British petroleum Company, The Texas Company и Royal dutch Shell.

7 Dr. Mohamed bin Abdul Latif bin Mohamed Almulhim. Middle East Oil. A Redistribution of Values Arising
from the Oil Industry. L., 1991, p. 34.

83




Изменилась. Правительство Захеди, пришедшее к власти при поддержке США и получившее от них финансовую помощь в размере 45 млн.долл., было вынуждено проявлять сговорчивость в переговорах с представителями нефтяных монополий и выражавшими их интересы официальными представителями США и Англии. В результате переговоров в Тегеране 31 августа 1954 года было подписано соглашение с МНК, которое означало победу интересов Запада, не позволяло Ирану самостоятельно выйти на мировой рынок, а также установить суверенитет над собственными нефтяными богатствами, что предусматривал Закон о национализации нефти 1951 года.

Условия соглашения, заключённого между иранским правительством и МНК, в некоторых пунктах соответствовали предложениям, сделанным АИНК правительству Моссадыка, но отвергнутого последним. Так, соглашение устанавливало выплату Ирану 50% суммы чистых прибылей компаний, входящих в консорциум. (Принцип распределения прибылей 50:50 был впервые предложен Ирану АИНК). Даже территория, или зона соглашения, которая была отведена для деятельности МНК, почти соответствовала концессионной территории АИНК. Вся деятельность по разведке, добыче, переработке и сбыту нефти сосредотачивалась в руках компаний - членов МНК. Абаджанский завод и сопутствующие ему промышленные объекты передавались во временное пользование МНК. Распределительная сеть АИНК в Иране, небольшой нефтеперерабатывающий завод в Керманшахе и промыслы в Нефтшахе за определённую компенсацию переходили в собственность ИННК. Хотя формально ИННК предоставлялось право контролировать деятельность оперативных и коммерческих компаний МНК в Иране, в целом соглашение не обеспечивало суверенитета Ирана над его нефтяными ресурсами.

84

Финансовая мощь входивших в МНК крупнейших монополий, широкая сеть сбытовых и транспортных организаций дали им возможность в кратчайшие сроки восстановить и резко поднять уровень добычи иранской нефти. Добыча её консорциумом возросла с 16 млн.т в 1956 г до 35 млн.т в 1958 г и до 57 млн.т в 1961 г. Соглашение с МНК давало Ирану возможность получить значительно большую сумму от нефти, чем в период существования АИНК. Так, если АИНК, добыв в 1950 г 31,8 млн.т нефти, выплатила Ирану в качестве концессионных платежей 16 млн. ф.ст., то МНК в 1957 г., добыв 34,9 млн.т выплатил Ирану 75,4 млн. ф.ст.8

Однако, МНК получал от добычи и экспорта иранской нефти гораздо больше прибыли (в частности, за счёт того, что цены на иранскую и арабскую нефть были на несколько центов ниже, чем на нефть США и Венесуэлы). По самым скромным оценкам, только за девять лет деятельности компаний, входящих в МНК, их чистая прибыль от продажи иранской нефти достигла 2,3 млрд.долл. Правительство Ирана неоднократно выдвигало МНК требование об увеличении доли страны в прибылях этой монополии. Первые переговоры по этому вопросу состоялись в 1961 году в Лондоне и в 1962 году в Тегеране. В это время Иран переживал сильные валютно-финансовые затруднения и ему было необходимо увеличить доходы от нефти для сбалансирования бюджета и финансирования программ развития. Вопрос о расчёте за очищенную нефть не был решён, и иранскому правительству пришлось довольствоваться внесением некоторых поправок в закон. Было достигнуто лишь соглашение о сокращении в два раза численности иностранных специалистов (к 1965 году).

Лишь в 1963 году было достигнуто соглашение о повышении в 1963 году добычи нефти на 12,1%, что позволило бы увеличить доходы Ирана

8 Алиев СМ. Нефть и общественно-политическое развитие Ирана в XX в. М., 1985, с. 142.

85

со 118 млн. ф.ст. в 1964 г до 130 млн. в 1965 г.9 Кроме того, консорциум пообещал увеличить выпуск нефтепродуктов на Абаданском нефтеперегонном заводе на 11% в 1963 году по сравнению с 1962 годом, а также разнообразить ассортимент за счёт выпуска нефтепродуктов высокой степени переработки.

Рост потребностей Ирана в денежных средствах в связи с курсом на индустриализацию вновь вынудил правительство поднять вопрос об увеличении отчислений в пользу Ирана. Переговоры состоялись в ноябре 1966 года в Тегеране, где представители ИННК выдвинули условие увеличить доходы от нефти с 500 млн.долл. в 1966 году до 800 млн.долл. в 1967 году.10

Тем не менее, даже в таком, урезанном виде, нефтяные доходы стали существенной статьёй доходов госбюджета, содействовали улучшению финансового положения страны. Они стали финансовой базой для разработки и осуществления проектов по линии Плановой организации.

Ещё в начале 1956 года парламент утвердил проект Второго семилетнего плана развития. Общая сумма капиталовложенимй составила 70 млрд.риалов (933 млн.долл.). Ассигнования на развитие нефтяного сектора проходили по бюджету ИННК. В законе о Втором семилетнем плане впервые был установлен порядок распределения поступлений от нефти. Доходы от нефти должны были делиться между Плановой организацией, ИННК и Министерством финансов. При этом Плановой организации выделялось 60% всех доходов от нефти в первые два года и 80% в последующие годы плана. Примерно через год расходы были увеличены до 84 млрд.риалов (1120 млн.долл.). Следует отметить, что из-за проводившейся правящими кругами Ирана прозападной политики значительная часть нефтяных доходов шла не на цели экономического

«Седею Мардом», 6.03.1963.

10 «Тахран Интернешнл», 30.11.66.

1.66.

86

развития, а на сбалансирование государственного бюджета. Уменьшение доли Плановой организации с первоначально предусмотренных 80 до 49,3% было вызвано увеличением государственных расходов на содержание армии и полиции, а также значительным ростом импорта, в частности товаров широкого потребления.

Тем не менее, использование нефтяных доходов вело к увеличению размеров внутреннего накопления, прямо и косвенно способствуя развитию государственного и частного предпринимательства.

В этот период госсектор занимал ключевые позиции в промышленности страны. Так в 1959/60 году, т.е. до начала проведения комплекса реформ, доля государственноно сектора в материальном производстве составляла 35,7%, в промышленности - 76%, а в нефтяной отрасли 100%.п В 60-70-е годы государство стало не только инициатором социально-экономического развития, но и крупнейшим инвестором.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: