Роль государственного предпринимательства в решении проблем нефтяной промышленности Ирана

Усиление роли государственного предпринимательства в нефтяной промышленности Ирана происходило как путем регулирования концессионных отношений, национализации собственности иностранных нефтяных компаний, так и непосредственного участия государства в предпринимательской деятельности.

Первые попытки государственного регулирования концессионных отношений были предприняты по сути ещё в последней четверти XIX в., когда в 1872 году английскому барону Юлиусу Рейтеру (основателю известного информационного агентства) была выдана концессия, предоставившая англичанам широкое поле деятельности, в т.ч. в области разработки полезных ископаемых. В ст. 12 договора отмечалось, что иранское государство будет получать 15% чистого дохода созданных на основе этой концессии компаний или предприятий.3

14 апреля 1909 г. в Лондоне с целью эксплуатации нефтяных месторождений, имеющих промышленное значение, открытых в 1908 году в районе Месджем-Солеймана, была учреждена Англо-персидская нефтяная компания (АПНК). Она скупила все акции ранее действовавших в Иране английских компаний и стала единоличным обладателем концессионных прав, полученных в 1901 году д' Арси. При поддержке местного правителя шейха Хазаля АПНК добилась согласия на строительство нефтепровода через подконтрольную ему территорию, а также строительство на острове Эль-Хадар (Абадан) нефтеперегонного завода.

По новому концессионному соглашению от 23 апреля 1933 года АПНК обязалась отчислять иранскому правительству по 7 шилл. за каждую тонну экспортируемой или реализуемой в Иране нефти.

2 Более подробно см: Кулагина Л.М. Экспансия английского империализма в Иране в конце XIX -начале XX в. М., 1981; Элвел-Саттон Л. Иранская нефть. К истории «политики силы». М., 1956.

81

Компания давала гарантию, что общая сумма будет составлять не менее 225 тыс. ф.ст. (ст. XI, пункт В).4

Для участия в управлении делами компании иранское правительство добилось назначения в её руководящий орган своих представителей. Компания была обязана: предоставлять им всю информацию об акционерах; предоставлять им возможность присутствовать на всех собраниях совета директоров и акционеров, рассматривающих вопросы отношений компании с иранским правительством; обеспечить подготовку в Англии граждан персидской национальности для работы в области нефтяной промышленности и предоставление им для этого грантов; созывать чрейзвычайные собрания совета директоров для обсуждения любых предложений иранского правительства.5

Идя навстречу требованиям иранских властей АПНК расширила свои поставки нефтепродуктов на иранский рынок. В соглашении предусматривалось, что государственным предприятиям она будет сбывать нефтепродукты со скидкой в 25%, а частным лицам - в 10%.

Для удовлетворения потребностей иранского рынка АННК (с 1935 года - Англо-иранская нефтяная компания, АИНК) построила небольшой нефтеперерабатывющий завод в Керманшахе и нефтеочистительную установку в Нефтшахе. К 1939 году компания закончила сооружение нефтепровода Ахваз - Тегеран (пропускной способностью 100 тыс.т) для доставки нефтепродуктов в Центральный Иран и в столицу. В 1944 году был построен второй нефтепровод мощностью 200 тыс.т

Несмотря на определённые шаги, направленные на укрепление иранской государственности, реакционный режим Реза-шаха предпочитал политику компромисса. В результате компания открыто игнорировала

3 Теймури Э. Аср-е бихабари йа тарих-е эмтийазат дар Иран. Техран 1953, с. 150.

4 Алиев СМ. Нефть и общественно-политическое развитие Ирана в XX в. М., 1985, с. 63.

5 Dr. Mohamed bin Abdul Latif bin Mohamed Almulhim. Middle East Oil. A Redistribution of Values Arising
from the Oil Industry. L., 1991, p. 135.

82


Многие решения иранских властей, руководство АИНК не давало возможности ни иранскому правительству, ни частному национальному капиталу приобщиться к нефтяному бизнесу. В годы П-ой мировой войны АИНК ввела в эксплуатацию новые перспективные месторождения, что позволило увеличить добычу до 16,6 млн.т в год, а производственная мощность Абаданского нефтеперегонного завода была увеличена до уровня добычи.

В начале 50-х годов наблюдалось усиление роли государства в экономике и в том числе в нефтяной промышленности. Началась реорганизация министерств и других государственных организаций. Усилился контроль правительства над самой доходной государственной компанией - Иранской национальной нефтяной компанией (ИННК). Как упоминалось ранее, она была образована в результате национализации нефтяной промышленности и представляла интересы страны в Международном нефтяном консорциуме (МНК), образованном 29 октября 1954 г. в Иране после национализации 1 мая 1951 г Англо­иранской нефтяной компании с участием всех концессионеров в добавок к восьми независимым американским компаниям для эксплуатации и сбыта иранской нефти.6 Одновременно с национализацией АИНК иранское правительство в 1951 году объявило об установлении государственной собственности на минеральные ресурсы, а затем в мае 1957 г приняло Закон о горнодобывающей промышленности, в котором государство провозглашалось единственным собственником нефти, газа и радиоактивных элементов.7


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: