Пока суммарная мощность иранских НПЗ (1,4 млн. б/д или около 70 млн.т в год) не покрывает потребностей страны в нефтепродуктах. Иран

37 International Petroleum Encidopedia, 1994; ВР Amoco Statistical Review of World Energy, 1999, March 2000.

104

импортирует ежегодно около 3,5 млн.т. бензина и керосина. Северные районы зависят от поставок из Азербайджана, который до недавнего времени покрывал около трети этого дефицита. Остальной дефицит покрывается за счёт импорта из Кувейта, а также с завода компании «Шелл» в Джубейле, который является совместным предприятием с Саудовской Аравией.

В отличие от нефти, добываемый газ почти весь идёт на внутреннее потребление. Планируется ежегодный рост добычи и потребления газа примерно на 15-20%.

Таблица 26. Добыча и потребление газа* в 1996/97-1998/99 гг. (млн. куб.м.).38

  1996/97 г. 1997/98 г. 1998/99 г.
Добыча 64200 69500 76000
Газ, сжигаемый в факелах 13200 11500 10000
Непроизводительно растраченный 8600 10400 12000
Внутреннее потребление 42400 47600 54000

* Исключая газ, закачанный в нефтяные пласты для поддержания пластового давления.

На экспорт идёт в основном сжиженный газ, на производство которого ежегодно расходуется до 1,5 млрд. куб.м природного газа. Экспорт сжиженного газа увеличился с 850 тыс.т в 1995 году до 1 млн.т в 1997 году. В 1994 году Финдляндия закупила 250 тыс.т иранского сжиженного газа, Южная Корея - до 200 тыс. т. Поскольку Иран обладает очень крупными запасами природного газа (15,7% мировых запасов), он в перспективе может выйти в лидеры среди экспортёров «голубого топлива».

Новые перспективы развития нефтяной промышленности Ирана в региональном и международном аспектах

Положение Ирана в современном мире определяется сохраняющейся зависимостью от экспортных поступлений, формируемых в основном за счёт вывоза углеводородного сырья и продуктов его

105

Переработки. С одной стороны, стремясь не допустить обвального падения доходов в условиях низких цен на мировом рынке энергоносителей Иран был вынужден увеличивать добычу и вывоз нефти, с другой, уровень добычи и квоты на экспорт определялись соответствующими решениями ОПЕК, обязательными для стран - членов этой организации. Помимо этого, для эксплуатации его нефтяных богатств и транспортировки их на внешний рынок большое значение имеет геополитическое положение, сложившееся в районе Каспия после распада СССР. Естественно, страны Запада стремятся укрепить своё влияние в каспийском регионе путём закрепления за своими фирмами возможно большей доли участия в разработке месторождений и выбора наиболее выгодных маршрутов транспортировки нефти (тем более, что значение региона Каспия по потенциалу нефтяных и газовых запасов по ряду оценок сопоставимо с Персидским заливом).

Проблемы добычи нефти и природного газа в каспийском регионе упираются в нерешённый до сих пор вопрос правового статуса Каспия. Согласно международно-правовым нормам Каспийское море считалось принадлежащим СССР и Ирану на равных правах (как объект совместного использования исключительно прибрежными государствами). СССР начал добывать каспийскую нефть с 1949 года. Иран же мог производить аналогичные разработки только с привлечением третьих стран, что вызвало резкий протест со стороны СССР. Тогда Иран заявил о своих правах на минеральные ресурсы Каспийского моря путём принятия в 1955 году закона о развитии и использовании природных ресурсов иранского континентального шельфа. В законе подчёркивалось, что «морское дно и недра под ним, смежные с берегами Ирана, всегда были и остаются в иранском суверенитете.»39 После июньской революции 1979 года в иранских средствах массовой

38 The Middle East and North Africa 2000. L., 1999, p. 528.

106

Информации поднимался вопрос о пересмотре существующего положения, но в силу сложной внутренней обстановки и нестабильного международного положения Иран не смог предпринять каких-либо действий в этом направлении.

В начале 90-х годов на Каспии появилось пять государств вместо двух. Выявленные запасы нефти у берегов Азербайджана составляют примерно 4-5 млрд.т., Туркмении - 2,8 млрд., России -1-1,5 млрд., Казахстана - 1 млрд. и Ирана - несколько миллионов.40 Все остальные залежи сосредоточены за пределами 10-мильной прибрежной зоны. Прогнозные геологические ресурсы Каспийского моря, по результатам проведённой геологической оценки, составляют 18152 млн.т условного топлива (у.т.).41 При самой интенсивной разработке запасов углеводородного сырья хватит не менее чем на 50 лет, причём разведаны они далеко не полностью.

Созданная в 1992 году Ассоциация прикаспийских государств должна установить новые правовые нормы. Однако, компромисса достигнуть не удалось. Участники Ассоциации разделились на две группы, придерживающиеся кардинально противоположных взглядов. 12-13 ноября 1996 года в Ашхабаде прошла встреча министров иностранных дел России, Ирана, Азербайджана, Казахстана и Туркмении. Россия объявила о готовности признать юрисдикцию прибрежного государства в отношении разведки и разработки углеводородных ресурсов в прибрежных зонах до 45 миль, а также точечную юрисдикцию на уже действующие нефтяные промыслы, находящиеся за пределами этой зоны. Если делить Каспий по срединной линии, то наибольший прирост запасов углеводородного сырья получат Азербайджан и Казахстан, которые «решили использовать углеводородное топливо в качестве основного

39 Цит. По: Антонов Е.В. Нефтяная политика России на Ближнем и Среднем Востоке. Дисс. к.э.н., М.,
2000, с. 117.

40 Исламская республика Иран в 90-е годы. М, 1998, с. 111.

41 Российская Федерация, № 2 (182), 2002, с. 6.


107

рычага грядущего социально-экономического подъёма».42 Иран вместе с Россией, считая Каспийское море замкнутым водоёмом, поддержал идею установления национальных зон с исключительными правами государства на использование минеральных ресурсов, и оставления в общем пользовании срединной части моря, где сосредоточены основные залежи. Она должна будет находиться в распоряжении акционерной компании, создаваемой всеми государствами, которая сможет привлекать к своей работе и различных иностранных партнёров.

В 1997 году соперничество между прикаспийскими странами усилилось, что было связано с обострением конкурентной борьбы за нефтяные месторождения, а также различными подходами к вопросам о разных направлениях транспортировки добываемой нефти и газа.

Развитие событий свидетельствует о том, что идея раздела Каспия на национальные зоны может стать реальностью. Руководство ИРИ выразило своё беспокойство по этому поводу в письме, направленном Генеральной Ассамблее ООН 12 ноября 1997 года. В нём отмечалось, что Иран выражает протест против любых действий Азербайджана, связанных с разработкой нефтяного месторождения Чираг. Согласно нормам международного права, ресурсы Каспийского моря принадлежат всем прикаспийским государствам. Любые односторонние действия противоречат договорам 1921 года и 1940 года, а также совместному заявлению, подписанному всеми пятью государствами на Ашхабадской встрече 1996 года. Исходя из этого ИРИ оставляет за собой право предпринимать необходимые меры для защиты своих законных прав в Каспийском море.43


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: