Старченков Г.И. Иран в глобальном и региональном аспектах.// Исламская Республика Иран в 90-е ГОДЫ.М., 1998, с. 107.
43 Антонов Е.В. Нефтяная политика России на Ближнем и Среднем Востоке. Дисс. к.э.н., М, 2000, с. 118.
108
замкнутым внутриконтинентальным водоемом, то есть практически озером, не имеющим естественного соединения (выхода) с Мировым океаном. Правовой статус его не определён и существуют два подхода к этой проблеме среди прикаспийских государств:
* каспий является морем и к нему применимы положения Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., где достаточно чётко определены подходы к его делимитации, связанные с выделением территориального моря, континентального шельфа и экономической зоны. Каждое из этих образований имеет свой международно-правовой статус;
- Каспий является не морем, а озером, и к нему неприменимы
Положения Конвенции ООН в отношении территориального моря,
Экономической зоны и континентального шельфа, поэтому его
Деление следует осуществлять на основе национальных секторов с
|
|
Использованием принципа срединных линий, по которым
Проводятся государственные границы, и включением этих секторов
В состав территорий соответствующих государств.
Этот подход де-факто реализован Азербайджаном, который в
Одностороннем порядке определил координаты «своего» сектора
Каспийского моря, конституционно закрепил его в составе территории
Своего государства.
Казахстан в 1996 году Постановлением кабинета министров № 1514 в одностороннем порядке установил границы Казахского сектора Каспийского моря и утвердил схему лицензионных блоков для разработки нефти и газа и начал практическую её реализацию с привлечением западных компаний.
Российская Федерация до этого периода вела лишь активные переговоры по Конвенции о правовом статусе Каспийского моря, и лишь
109
Год спустя, во избежание полной утраты своего влияния при одностороннем «захвате» участков, в 1997 году объявила конкурс и выдала ОАО «Лукойл» лицензию на разведку и разработку нефти и газа на участке дна Северного Каспия.
В международной политике взаимоотношений приозёрных государств возможны два подхода: раздел озера с установлением государственных границ или установление на озере режима общего пользования. Второй вариант используется в случае важности общего использования озёр и их ресурсов для жизнеобеспечения приозёрных государств.
Учитывая важное значение Каспия в использовании и воспроизводстве запасов осетровых рыб в глобальном масштабе, вполне естественным для данного водоёма был бы режим общего пользования.44
|
|
При всей привлекательности каспийских запасов углеводородного сырья у них есть существенный недостаток - отсутствие надёжных путей транспортировки нефти и газа на экспорт. Существуют противоречия между странами каспийского региона и по вопросу о возможных путях прокладки нефте- и газопроводов. В январе 1996 года между Россией и Азербайджаном было подписано соглашение о том, что каспийская нефть из Азербайджана будет транспортироваться по российскому нефтепроводу по так называемому северному маршруту: Баку - Грозный - Новороссийск. В середине 2000 года работы были приостановлены по вине азербайджанской стороны. В январе 1997 года на встрече глав государств и правительств СНГ Азербайджан, Грузия, Туркмения и Украина, которые не согласились с проектом «Концепция экономической интеграции стран СНГ», поддержали идею перекачки нефти по маршруту: Тенгиз-Баку-Супса-Одесса. Этот трубопровод уже построен, его годовая пропускная способность составляет 5 млн.т. Один из
44