Сочетание разработки энергоносителей и сырья для металлургии открывает большие возможности для ликвидации структурных диспропорций экономики Ирана

Отраслевая структура экономики Ирана связана с трехсекторной моделью, в которой основную нагрузку несёт управляемый государством общественный сектор, где создаётся около 70% ВНП, Под контролем государства находятся внешняя торговля, банки, страхование, энергетика и другие отрасли промышленности, водоснабжение, связь, транспорт. Государство поддерживает и другие отрасли, в т.ч. сельское хозяйство. Важнейшей отраслью общественного сектора и структурообразующей для всей экономики Ирана выступает обеспеченная сырьём по меньшей мере на 70 лет нефтяная промышленность.

Выполнение масштабных задач развития страны с использованием нефтяных и газовых ресурсов будет в очень значительной части зависеть от иранского государств и его политики, так как государство играет в национальном хозяйстве ведущую роль. Под стратегией государственного предпринимательства в нефтяной промышленности Ирана можно понимать

124

комплекс мер, проводящихся государством, правительственными органами Ирана в области регулирования отрасли и поддержания необходимых для её* успешного функционирования внутренних и внешних условий. Стихийное развитие разработок равнозначно растрате национальных ресурсов страны, ее крупного ресурсного потенциала, как подтверждает опыт колониального периода. Однако, в современных условиях надо учитывать и новые тенденции в мировой экономике, в т.ч. связанные с либерализацией торговли и инвестиций. Исторически повышение роли государственного предпринимательства в нефтяной промышленности Ирана происходило в сложной политической обстановке начиная по сути ещё с последней четверти XIX в. и неуклонно расширялось. Это осуществлялось путем системы мероприятий государства: пересмотра соглашений и условий расчётов, включения в договора положений о предоставлении государству геологической информации, информации о финансовой деятельности, введения в управляющие органы компаний представителей государства, включения условий о подготовке иранских кадров для нефтяной промышленности, о поставках продукции для нужд внутреннего рынка, изменения законодательства, национализации предприятий и промыслов, применения современных видов контрактов с иностранными компаниями с учётом взаимовыгодного характера кооперации и т.д. В исследуемый период политика компромисса в нефтяном хозяйстве сменялась жёсткими действиями руководства Ирана, а в 1990-е годы государство сохраняло за собой контроль за развитием нефтедобычи и нефтехимии, одновременно расширяя привлечение иностранных инвесторов. В целом трудно переоценить роль государственного предпринимательства в развитии отрасли, её современном оснащении и ее развороте к нуждам национальной экономики.

Анклавность нефтяной промышленности, когда более 80% добываемой нефти реализовалось за рубежом, сделала актуальным как

125

Вопрос о развитии внутреннего рынка продукции отрасли, так и вопрос продвижения нефти и нефтепродуктов на зарубежные рынки. Развитие внутреннего рынка шло вслед за становлением иранских нефтеперерабатывающих предприятий. В 60-70-е годы внутреннее потребление нефтепродуктов (бензин, керосин и пр.) быстро росло и в канун революции достигло 29 млн. куб.м, а к 1984 г. - 40 млн. Потребление природного газа в стране началось лишь в 1955 г. Возможности внутреннего потребления газа увеличил ввод в строй крупных ГПЗ. В условиях войны с Ираком страна стала испытывать дефицит нефтепродуктов, покрываемый за счёт импорта.

Поддержание объёма доходов Ирана от производства нефти ставит вопрос о поиске рынков сбыта за рубежом. Сбыт продукции за рубежом оказался сильно затруднен после Исламской революции из-за санкций, наложенных на ИРИ. Иран пытался освоить новые рынки сбыта, ряд из которых не принес ожидаемой финансовой выручки (Восточная Европа). Основными импортёрами иранской нефтяной продукции выступали развитые страны Бвропы, Япония, Южная Корея, Индия. Ирану нужно наращивать производство нефтепродуктов, т.к. производство не покрывает внутренний рынок, и увеличивать добычу и экспорт газа, который почти весь потребляется внутри страны.

Новые перспективы развития нефтяной промышленности Ирана связаны с его положением в современном мире как обладателя крупных запасов углеводородного топлива, с геополитическим положением Ирана как прикаспийского государства, т.к. этот регион становится важным мировым районом добычи нефти и газа, с глобализацией мирового хозяйства. Перед стратегией Ирана в области разработки углеводородов стоит задача использовать потенциал участия страны в добыче на Каспии, в переработке каспийского сырья и его транспортировке, активного подключения к международным проектам. Для этого надо урегулировать

126

Целый ряд правовых и политических противоречий и увязать разработки на Каспии с иранскими планами развития добывающей и перерабатывающей отрасли, а также с выгодными Ирану вариантами проектов транспортировки нефтегазовой продукции. Кроме того, в XXI в. сильно возрастает роль газа как экологически чистого топлива и, следовательно, Ирану необходимо наращивать добычу, переработку и экспорт продукции на основе как попутного нефтяного, так и отдельно природного газа. Тогда в эпоху глобализации Иран сможет вписаться в мировую экономику как важнейший партнёр развитых государств по обеспечению энергетической базой для развития, нефтехимической продукцией. Само по себе активное включение Ирана в региональные и глобальные проекты поможет утвердить положительный облик Ирана в мировом сообществе, а значит снять барьеры в экспорте иранской продукции и привлечь большие инвестиции, требующиеся для дальнейшего развития нефтегазовой сферы. Для этого необходима разработка обновленной комплексной стратегии развития нефтегазовой отрасли с учётом места Ирана в запасах, указанных региональных и глобальных тенденций энергетики.

127

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Алиев СМ. Нефть и общественно-политическое развитие Ирана в XX
в.М., 1985, с. 63, 142, 190.

2. Антонов Е.В. Нефтяная политика России на Ближнем и Среднем Вос­
токе. Дисс. к.э.н., М, 2000, с. 117, 118.

3. Арабаджян A3. Иран. Изменения в отраслевой структуре экономики в
60-70-х годах. М, 1983, с. 128.

4. Бескодаров AM. Мировое энергетическое хозяйство. Иранский газ.
Страновой, региональный и глобальный аспекты.// Ближний Восток и
современность. Вып. 10, с. 39.

5. Ближний Восток и современность. Вып. 10. М., 2001, с. 48.

6. Бусыгин А.В. Предпринимательство. - М, 1997 г. - с.52-53.

7. Бюллетень иностранной коммерческой информации (БИКИ),
29.06.1976.

8. Встреча на высшем уровне «Планета Земля». Программа действий».
Публикация Центра за наше общее будущее. - М, 1993.

9. Государственное регулирование рыночной экономики. - М., 2000. -
с. 16, 39-40.

10. Государственное регулирование. Под ред. Куилина В.И. - М., 2000.

И. Грядов СИ., Удодов В.А. Предпринимательство в сельском хозяйстве. -М.,1998.

12. Гукасян Г.Л. Вопросы функционирования исламских банков с участи­
ем финансового капитала нефтеэкспортирующих стран Аравийского
полуострова.

13. Дойников КВ. Государственное предпринимательство. - М., 2000 г. -
с. 13,14.

14. Долгов СИ. Глобализация экономики. - М., 1998.












128

15. Журавлев А.Ю. Теория и практика исламского дела. - М., 2002, с.28-
61,83,87.

16. Журавлев А.Ю. Теория и практика исламского банковского дела. -
с.139. (согласно Annual Review 1376 (1997/98), Central Bank of the Is­
lamic Republic of Iran).

17. Закон Исламской Республики Иран «О Банковской деятельности на ос­
нове исламских принципов, запрещающих ростовщичество в любых
формах» в кн.: А.Ю.Журавлев. Теория и практика исламского банков­
ского дела. - М, 2002, с. 173.








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: