Проблемы повышения конкурентоспособности персонала туристской фирмы ООО «ТКА – Трэвел»

Составной организованной в масштабах народного хозяйства работы есть работа специалистов непроизводственной сферы, к которой относится туристический бизнес. Персонал предприятий туристической индустрии, хотя и не берет непосредственного участия в материальном производстве, однако оказывает содействие его осуществлению и образованию национального дохода страны. Поэтому проблема повышения конкурентоспособности персонала предприятий туристической индустрии является довольно актуальной и требует решения.

Специфика работы коллективов предприятий этой сферы состоит в том, что результатом работы есть не продукт, а услуга. Используя в своей производственно-эксплуатационной деятельности продукты материального производства, работники предприятий туризма создают и реализовывают разного вида услуги. Процесс обслуживания требует особой четкости и высокой организации работы, которая обеспечивает высокий уровень культуры обслуживания и максимальное удовлетворение потребностей клиента. Индивидуальный характер туристического обслуживания обуславливает продолжительный контакт с потребителем. При этом процессы производства и предоставление услуг совпадают во времени, в клиенты являются прямыми свидетелями, а в некоторых случаях - и участниками обслуживания. Отсюда высокие личные и профессиональные требования к персоналу туристической фирмы.

К первой группе требований относятся личные характеристики, которые тяжело поддаются изменениям. Большинству профессий туристической индустрии присущи естественная презентабельность и приветливость, творческий подход к выполнению обязанностей, быстрая реакция, отличная память, порядочность.

Ко второй группе относятся требования, которые касаются профессиональных знаний и умений, приобретенных в процессе обучения и трудового стажа, к которым относят: уровень квалификации, умение общаться, владение иностранными языками, производительность работы, трудовая дисциплина, качество работы.

Уровень квалификации характеризует физические и умственные способности человека, которые она использует в трудовом процессе во время выполнения конкретной задачи.

Свойствами персонала, которые обеспечивают соответствующий уровень квалификации, есть эрудированность, профессиональная компетентность работников, знание, умение, привычки и др. Для персонала туристической фирмы несоответствие должности, которая занимается, приводит к ошибкам при осуществлении отдельных действий, манипуляций и операций, которая увеличивает время их выполнения (при организации трансферов, экскурсий, путешествий в пределах страны и за границей в туристическом бизнесе).

Эффективное принятие решений требует соблюдение определенных процедур, обоснования и четкого формулирования проблем; правильности поставленных целей и задач, обеспечение ресурсов относительно их решения: разработки модели, определение альтернатив, выбора наиболее эффективного варианта решения и его реализации. Допущение ошибок в любой из перечисленных процедур может привести к неэффективному использованию живой и увещественой работы. При этом положительный эффект, а, соответственно, потери от подобного решения находятся в пропорциональной зависимости от иерархического уровня, на котором выполняются управление этой деятельностью.

К управленческому персоналу предприятий туризма профессиональные требования имеют более специфический характер: понимание природы управленческой работы и процессов менеджмента, знание должностных и функциональных обязанностей менеджера, путей достижения поставленных целей и повышения эффективности работы предприятия, умение; пользоваться современными информационными технологиями и средствами коммуникации, которые необходимые в процессе руководства, владение искусством управления человеческими ресурсами и отладка внешних связей, способность к самооценке, умение строить правильные заключения и беспрерывно повышать квалификацию.

Соблюдение вышеупомянутых требований обеспечивает высокую конкурентоспособнисти персонала, под которой понимают совокупность личных и профессиональных свойств персонала, которые дают возможность быстро воспринимать и анализировать ситуацию, принимать оптимальные решения и эффективно исполнять функциональные обязанности, а также эффективно реализоваться на рынке работы

Конечной целью оценки конкурентоспособности персонала являются предложения следующего порядка:

· ежегодное повышение профессиональных навыков персонала;

· оснащение рабочих мест передовыми техническими средствами;

· использование Интернет-технологий;

· стимулирование деятельности персонала.

Определив понятия конкурентоспособности персонала можно предложить следующие направления повышение уровня конкурентоспособности персонала туристической фирмы:

1. Повышение требований к персоналу во время приема на работу.

2. Повышение квалификации кадров:

- первичное обучение в соответствии с задачами предприятия и специфики работы;

- обучение для ликвидации разрыва между требованиями к должности и личными качествами;

- обучение для повышения общей квалификации;

- обучение для работы за новыми направлениями развития организации,

- обучение для усвоения новых приемов и методов выполнения трудовых операций.

3. Внедрение новых технологий в обслуживании туристов.

4 Применение метода нулевого дефекта.

5 Сокращение случаев нарушения трудовой дисциплины благодаря проведению работы с персоналом.

6. Снижение количества затрат, связанных с проведением работ относительно обслуживания персонала.

7. Внедрение мероприятий научной организации работы: расстановка кадров в соответствии с квалификацией, образованием, возрастом, темпераментом.

Повышение конкурентоспособности персонала туристической фирмы предусматривает его высокую профессиональную подготовку. С недавнего времени в стране такую подготовку предлагают много специализированных учреждений и их филиалы, но в некоторых предприятиях туристической индустрии, который уже значительное время функционируют на рынке, руководящие, а также некоторые другие должности занимают люди без специального образования и навыков, что снижает их конкурентную стойкость предприятий, а это отрицательно влияет на развитие рынка туристических услуг.

Для обеспечения конкурентоспособности персонала следует применять элементы творческой активности в решении текущих задач. Любая задача имеет специфическое содержание, структуру и способ реализации, и в зависимости от проявления творческой активности будет достигнут разный конечный результат.

С творчеством связывают изобретательно-рационализаторскую и научно-методическую активность, к которой относятся разработка изобретений и представления рационализаторских предложений, которые предусматривают изменения в существующих управленческих структурах, системах организации работы, планирование, учета и контроля.

От рационализаторских предложений в значительной мере зависит обновление и реконструкция материально-технической базы, усовершенствование технологии обслуживания.

Научно-методическая активность предусматривает познание и применение передового опыта в определенной сфере, усовершенствование определенного вида деятельности и принятие решений в нестандартных ситуациях. Творческий подход к решению задач дает возможность работникам корригировать действия в зависимости от ситуации, предлагать новые идеи и достигать цели в условиях неопределенности, которая есть очень важным для работы в туристической области, которая требует постоянных изменений и усовершенствований.

Не меньшее влияние на обеспечение конкурентоспособности персонала имеет соблюдение дисциплины работы, которая определяется как совокупность осознанных, закрепленный в распоряжениях, правилах и нормах отношений на основе взаимной ответственности между людьми в процессе работы.

Таким образом, рекомендованные мероприятия, направлены на повышение конкурентоспособности фирмы на занимаемом сегменте туристического рынка. Для устранения выявленных недостатков организационной структуры предприятия необходимо четко разграничить функции и обязанности маркетингового отдела и коммерческого директора. Ввести в маркетинговую службу должность начальника маркетингового отдела – специалиста высокой квалификации, профессионала своего дела. Введение должности начальника маркетингового отдела не только позволит снять нагрузку с коммерческого директора, но и позволит получать более точную, оперативную и качественную информацию, повысить эффективность маркетинговой деятельности предприятия.

Использовать комплексную систему ценообразования, содержащую элементы как затратного метода, так и метода ориентации на цены основных конкурентов и уровень потребительского спроса. Следовать разработанной системе стимулирования сбыта, направленную на потребителей (туристов) и розничных турагентов.

Воспользоваться возможностями рекламы в Интернете путем размещения рекламы на сайтах, посвященных туризму. Для повышения скорости обслуживания клиентов внедрить туристические информационно-поисковые системы, например программный комплекс «ТУРЫ. ру», пользующийся популярностью у отечественных туроператоров и турагентов. Все указанные мероприятия позволят повысить конкурентоспособность туристической фирмы ООО «ТКА – Трэвел».


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Туристический продукт имеет следующие особенности:

· это комплекс услуг и товаров (материальных и нематериальных компонентов), который имеет сложную систему взаимосвязей между различными видами или компонентами туристского продукта;

· туристические услуги нельзя складировать или хранить, их нельзя представить в виде товарных образцов;

· потребитель не может увидеть туристский продукт до его потребления;

· покупатель преодолевает расстояние, отделяющее его от продукта и места его потребления;

· туристский продукт зависит от времени и пространства. Большое значение имеет фактор сезонности.

Для предпринимательской деятельности в индустрии туризма характерна высокая степень конкуренции. Под конкуренцией понимается соперничество на каком-либо поприще между отдельными юридическими или физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели.

С точки зрения предприятия такой целью является максимизация прибыли за счет завоевания предпочтений потребителя.

Под конкурентоспособностью понимают характеристику продукции, которая показывает ее отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.

 

 

Главными задачами анализа конкурентоспособности является:

- оценка и прогнозирование конкурентоспособности продукции (услуг),

- изучение факторов, воздействующих на ее уровень,

- разработка мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности.

Оценка конкурентоспособности основывается на исследовании потребностей покупателей и требований рынка.

В практической части работы был проведен анализ конкурентоспособности туристической фирмы ООО «ТКА - Трэвел».

По результатам деятельности ООО «ТКА - Трэвел» целесообразно порекомендовать следующие мероприятия в целях повышения эффективности деятельности:

- наращивание объемов реализации туристических услуг и продуктов;

- оптимальное сокращение себестоимости туристических услуг и продуктов;

- повышение производительности труда сотрудников компании.

Рекомендованные мероприятия, направлены на повышение конкурентоспособности фирмы на занимаемом сегменте туристического рынка.

Для устранения выявленных недостатков организационной структуры предприятия необходимо четко разграничить функции и обязанности маркетингового отдела и коммерческого директора. Ввести в маркетинговую службу должность начальника маркетингового отдела – специалиста высокой квалификации, профессионала своего дела. Введение должности начальника маркетингового отдела не только позволит снять нагрузку с коммерческого директора, но и позволит получать более точную, оперативную и качественную информацию, повысить эффективность маркетинговой деятельности предприятия.

Использовать комплексную систему ценообразования, содержащую элементы как затратного метода, так и метода ориентации на цены основных конкурентов и уровень потребительского спроса.

Следовать разработанной системе стимулирования сбыта, направленную на потребителей (туристов) и розничных турагентов.

Воспользоваться возможностями рекламы в Интернете путем размещения рекламы на сайтах, посвященных туризму.

Для повышения скорости обслуживания клиентов внедрить туристические информационно-поисковые системы, например программный комплекс «ТУРЫ. ру», пользующийся популярностью у отечественных туроператоров и турагентов.

Все указанные мероприятия позволят повысить конкурентоспособность туристической фирмы ООО «ТКА – Трэвел».


Список использованной литературы

1. Алексеев, С. В. Правовое регулирование предпринимательской деятельности [Текст]/ СВ. Алексеев; Фонд содействия правоохранит. органам "Закон и право". - М.: ЮНИТИ: Закон и право, 2004. - 502 с.

2. Аристов, О. В. Управление качеством: учебник [Текст]/ О. В. Аристов. - М.: ИНФРА-М, 2006. – 238 с.

3. Балабанов, И.Т. Экономика туризма [Текст]/  И.Т. Балабанов. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 390с.

4. Баринов, В. А. Стратегический менеджмент [Текст]/ В.А. Баринов. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 236 с.

5. Баринов, В. А. Экономика фирмы: стратегическое планирование  [Текст]/ В.А. Баринов. - М.: КноРус, 2005. - 230 с.

6. Богатов, А.П. Туристские формальности [Текст]/  А.П. Бгатов, Т.В. Бойко, М.В. Зубрева. - М.: Академия, 2006. - 297с.

7. Большой сборник законов Российской Федерации "Директор": основные 10 кодексов и 90 законов РФ с последними изм. и доп. [Текст]// ред.-сост. Г. К. Федосенко. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2006. - 903с.

8. Борисова Е. Преуспеть в рекламе и не разориться // Турбизнес. – 2004. - № 9. – С.34-36.

9. Боумэн, К. Основы стратегического менеджмента [Текст]/ К. Боумэн. -М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007. – 209с.

10. Браймер, Р.А. Основы управления в индустрии гостеприимства [Текст]/ Р.А.. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 245с.

11. Волков, Ю.Ф. Введение в гостиничный и туристический бизнес [Текст]/  Ю.Ф. Волков. - 2-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 348с.: ил. - (Сер. "Высш. проф. образование"). - (Высш. образование).

12. Волошин, Н.И. Правовое регулирование в туризме [Текст]/ Н.И. Волошин; Рос. междунар. акад. туризма. - 2-е изд., испр. и доп. -М.: Сов. спорт, 2004. – 404с.

13. Вольвач, Я.В. Гражданско-правовые способы защиты прав и интересов туриста по туристскому договору [Текст]// Адвокат. – 2004. - №8. – с. 32.

14. Гайдаров, В. Каталог турфирмы: реклама или оферта? [Текст] //Туризм: практика, проблемы, перспективы.- 2005. - № 1. –С. 22-25.

15. Гостиничный и туристический бизнес [Текст]/ Под. ред. проф. Чудновского А.Д. – М.: ЭКСМО, 2004. – 320с.

16. Гуляев, В. Организация туристической деятельности [Текст]/ В. Гуляев. – М.: Нолидж, 2005. – 312 с.

17. Двоскин, С. Насколько выгодно заниматься турбизнесом? [Текст]// Туризм. – 2004. - № 1. – С.24-25.

18. Дурович, А. Маркетинг в туризме[Текст]/ А. Дурович. – Минск: Экономпресс, 2003. – 400 с.

19. Еремеева, Н. В. Конкурентоспособность товаров и услуг [Текст]/  Н. В. Еремеева, С. Л. Калачев. - М.: КолосС, 2006. -191 с.

20. Жукова, М.А. Индустрия туризма: менеджмент организации [Текст]/  М.А. Жукова. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 199с.: ил.; 21 см. - Библиогр.: с.191-198 (146 назв.).

21. Зиновьев, В. Н. Менеджмент [Текст]/ В. Н. Зиновьев, И. В. Зиновьева. - М.: Дашков и К°, 2007. - 477 с.

22. Ильина, А. С точки зрения руководителей турфирм [Текст]// Турбизнес. – 2005. - № 1. – С.18-21.

23. Ильина, Е. Туроперейтинг: организация деятельности [Текст]/ Е. Ильина. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 256 с.

24. Исмаев, Д.К. Работа турфирмы по организации зарубежных поездок [Текст]/ Д.К. Исмаев. – М.: НОУ “Луч”, 2006. – 203с.

25. Кабушкин, Н.И. Менеджмент туризма [Текст]/ Н.И. Кабушкин. – Мн.: БЭГУ, 2002. – 207с.

26. Калягин, Г. В. Конкурентоспособность кооперации в переходной экономике: институциональный подход [Текст]/ Г. В. Калягин; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Экон. фак.. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 159 с.

27. Картер, Г. Эффективная реклама. Путеводитель для малого бизнеса [Текст]/ Г. Картер. – М.: Бизнес-Информ, 2005. – 244 с.

28. Квартальнов, В.А. Стратегический менеджмент в туризме: Современный опыт управления [Текст]/ В.А. Квартальцев. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 320с.

29. Квартальнов, В.А. Теория и практика туризма[Текст]/  В.А. Квартальнов; Рос. междунар. акад. туризма. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 671с.: ил.

30. Квартальнов, В.А. Туризм [Текст]/  В.А. Квартальнов; Рос.междунар. акад. туризма. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 315с.: табл. - Библиогр.:с. 308-309.

31. Комелькова, Л.С. Рынок туристических услуг [Текст]// Практический маркетинг. – 2003. - №11. –С. 32-36.

32. Конкурентоспособность регионов: теоретико-прикладные аспекты [Текст]/ Под ред. Ю.К. Перского, Н.Я. Калюжновой;. - М.: ТЕИС, 2003. - 472 с.

33. Котлер Ф. Маркетинг. Гостеприимство и туризм [Текст]/ Ф. Котлер. – М.: ЮНИТИ, 2004. – 787 с.

34. Ланкар, Р.,ОлльеР. Туристский маркетинг[Текст]/ Р. Ланкар, Р. Оллбер.–М.:Экономика,2003.–382с.

35. Лифиц, И.М. Формирование и оценка конкурентоспособности товаров и услуг [Текст]/ И.М. Лифиц. - М.: Юрайт, 2004. - 335 с.

36. Минько, Э. В. Качество и конкурентоспособность [Текст]/ Э.В. Минько, М.Л. Кричевский. - СПб. и др.: Питер, 2004. - 267 с.

37. Мокшанцев, Р. Психология рекламы[Текст]/ Р. Мокшанцев. – М.: Инфра-М, 2003. – 300 с.

38. Новаторов, Э. Концептуальные и методологические основы маркетинговых исследований качества в сфере услуг [Текст]// Маркетинг и маркетинговые исследования в России. - 2004. - № 29 (5). - С. 4-13.

39. Преображенский, А. Рекламная кампания турфирмы: Доверьтесь профессионалам! [Текст]// Туризм. – 2005. – № 3. – С.42-44.

40. Проблемы повышения конкурентоспособности в условиях глобализации мировой экономики: междунар. науч.-практ. конф., 5-7 июня 2006 г.: [сб. докл., тез. докл. и науч. ст. [Текст]/ под ред. А. А. Стриженко, Э. И. Казитовой]. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2006.

41. Рекламные расходы в турфирмах [Текст]// Турбизнес.–2005.-№ 7. – С.16-19.

42. Сапрунов, В. Туризм: Эволюция, структура, маркетинг [Текст]/ В. Сапрунов. – М.: Ось-89, 2003. – 160 с.

43. Тихомирова, Е. И. Экономический рост и конкурентоспособность российских регионов: стат.-экон. исслед. [Текст]/ Е. И. Тихомирова. - Самара: Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2006. -418 с.

44. Ткачева, Т. Реклама в рамках закона [Текст] //Туризм.–2004.– № 3. –С. 28-31.

45. Фатхутдинов, Р. А. Управление конкурентоспособностью организации: эксклюзив. технологии формирования стратегии повышения конкурентоспособности орг.: теория, методика, практика [Текст]/ Р. А. Фатхутдинов. - М.: Эксмо, 2004. - 541 с. - (Подарочное издание для бизнесменов). - Предм. указ.: 538 с.

46. Чудновский, А. Д. Управление индустрией туризма [Текст]/ А.Д. Чудновский. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 448с.


 

 

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: