Анализ современных тенденций туризма как сферы предоставления услуг, позволяет сделать вывод о том, что, во многом условия его развития зависят от государственной политики, от применяемых инструментов государственного регулирования.
Тем не менее, основные проблемы его функционирования носят региональный характер. И к ним, в первую очередь, следует отнести:
– отсутствие системного подхода в развитии регионального туризма;
– рассредоточение информации о различных компонентах туристского потенциала региона в различных организациях разной ведомственной принадлежности;
– ведомственные планы освоения территорий, как правило, разрабатываются без учета планировочных ограничений, возникающих в результате деятельности соседних ведомств (в том числе работающих в рамках ограниченного доступа к информации - военные ведомства, геологи);
– отсутствие в области управления туристским бизнесом квалифицированных специалистов, владеющих широким спектром знаний, как в области туристского бизнеса, так и в сфере краеведения, экономических проблем региона [21,c.48].
|
|
Проблемам туризма в научной литературе уделяли серьёзное внимание многие исследователи, среди которых: Квартальнов В.А. Байлик С.И., Уокер Дж.Р., Чудновский А.Д. и др.
Важным вопросом при рассмотрении рынка туристических услуг, как и рынка вообще возникает вопрос конкурентной среды. Для того, чтобы систематически привлекать определённый сегмент потребителей, необходимо выявить, найти или изобрести нечто, что вызывало бы довольно постоянный интерес у широкого круга научно ориентированных людей с достаточным уровнем дохода или у узкого круга, но с высоким уровнем дохода[24, с. 46]. При этом тема должна быть настолько привлекательна, чтобы заинтересовавшиеся ею были готовы поступиться особенностями комфорта, какого в РФ пока, увы, недостаточно, ради научной цели.
В целях разработки методологических подходов к изучению спроса на виды туризма необходимо решение следующих задач:
– уточнение соответствующей терминологии;
– обоснование социальной и экономической роли определенного вида туризма в развитии туризма в регионе;
– выявление особенностей, состояния, теории и методологии рыночных преобразований в туристско-рекреационном комплексе;
– выявление основных проблем и тенденций в функционировании рынка рекреационно-туристских услуг в сфере определенного вида туризма;
– исследование экономических закономерностей формирования спроса на услуги по видам туризма;
– исследование экономических закономерностей формирования рыночного предложения услуг по отдельным видам туризма;
|
|
– обоснование перспективы развития рынка услуг по виду туризму на основе прогнозирования потребительского спроса населения;
– оценка состояния и эффективности государственного регулирования в сфере предоставления услуг по каждому виду туризма [27,c.9].
В последнее время выбор туристических фирм стал для потребителя сопряжен с меньшим риском испортить отпуск или деловую поездку, потерять или непонятно как потратить деньги, так как количество непрофессиональных и недобросовестных туристических фирм сократилось значительно.
Высокая конкуренция на рынке туристических услуг заставила туристические фирмы уйти с легкого пути «зарядки цен» и сосредоточиться на мобилизации своих внутренних ресурсов. Таких, как:
- лучший подбор и обучение персонала;
- сокращение накладных расходов;
- более эффективное вложение средств в рекламу, поиск и заключение более выгодных контрактов с гостиницами;
- отладку отношений с транспортными компаниями.
Между туристическими фирмами появились отношения партнерства и кооперации, основанные на их дифференциации по географии отправки и по преимущественным направлениям работы. В рекламных объявлениях всё чаще встречаются слова туроператор и турагент. Зачастую потенциальный турист не знает, что эти слова означают [15,c.52].
Туроператор – это организация, занимающаяся комплектацией туров, т.е. фирма-туроператор разрабатывает туристские маршруты, обеспечивает их услугами гостиниц, транспортных компаний, экскурсионных бюро, организует рекламу, рассчитывает и устанавливает цены на туры по этим маршрутам, затем либо реализует туры сама, либо отдает их на реализацию фирме-турагенту. Турагент – это организация-посредник, занимающаяся продажей сформированных туроператором пакетов услуг. Однако, если в теории различия между туроператорами и турагентами представляются достаточно ясными, то на практике туроператоры одновременно выступают также агентами, т.е. занимаются еще и реализацией чужих туров, а турагенты, изначально только продававшие туры операторов, развивая деятельность, начинают формировать собственные турпакеты [11,c.36].
Говоря о конкуренции туристических фирм РФ, не следует забывать, что в недавнем конкурирующие фирмы, могут стать партнерами, либо вообще объединиться в собственных интересах, ведь объединив усилия, все получается проще. Довольно часто российские туроператоры не занимаются формированием туристического продукта, а только добавляют транспортные услуги к полному пакету услуг, предоставляемому зарубежным партнером, и, по существу, являются турагентами зарубежных туроператоров.
Что касается цен, устанавливаемых на турпродукты, то партнеры стараются цены приблизить к общему знаменателю для обеих фирм, конкуренты же, соответственно, стараются цену понизить в сравнении друг с другом. Только немногие туроператоры «накручивают» на стоимость путевки дополнительные суммы, так как по законам коммерции турагент получает комиссионные проценты от туроператора, и стоимость услуг для клиентов у них одинакова.
Можно сделать вывод, что туристический продукт имеет следующие особенности:
· это комплекс услуг и товаров (материальных и нематериальных компонентов), который имеет сложную систему взаимосвязей между различными видами или компонентами туристского продукта;
· туристические услуги нельзя складировать или хранить, их нельзя представить в виде товарных образцов;
· потребитель не может увидеть туристский продукт до его потребления;
· покупатель преодолевает расстояние, отделяющее его от продукта и места его потребления;
· туристский продукт зависит от времени и пространства. Большое значение имеет фактор сезонности.
|
|
Таким образом, для предпринимательской деятельности в индустрии туризма характерна высокая степень конкуренции. Под конкуренцией понимается соперничество на каком-либо поприще между отдельными юридическими или физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели. С точки зрения предприятия такой целью является максимизация прибыли за счет завоевания предпочтений потребителя.