Экономическое сотрудничество

Сотрудничество между странами осуществляется в основном в рамках японской правительственной программы Официальной Помощи Развитию (OПР) в виде безвозмездной финансовой помощи (гранты), технической помощи и льготных займов. Япония является крупнейшим страной-донором Казахстана по линии ОПР.На сегодняшний день объем японской ОПР в Казахстане превысил 624 млн. долл. США (76,22 млрд. яп. йен), из которых займы Японского банка международного сотрудничества (JBIC) составляют 550 млн. долл. (67,4 млрд. йен), проекты по техническому сотрудничеству – 40 млн. долл. (4,7 млрд. йен) и гуманитарная помощь – 34 млн. долл. (4,12 млрд. йен).Льготные или "мягкие йеновые займы" выделяются Правительством Японии через JBIC (созданный путем объединения в 1999 г. Фонда зарубежного экономического сотрудничества - OECF с Эксимбанком Японии), а безвозмездная финансовая и техническая помощь – в основном через Японское агентство международного сотрудничества (JICA). В рамках кредитной линии JBIC в РК профинансированы 4 проекта ОПР:"Развитие мощностей ж/д транспорта (Станция Дружба - фаза I)".Проект с общей стоимостью в 76,4 млн. долл., при софинансировании за счет средств JBIC на сумму 60 млн. на сегодняшний день завершен. В настоящее время компания “Чори” выступает с предложением продолжить работы по модернизации ст. Дружбы (фаза II). Компания разработала ТЭО проекта на сумму около 60 млн. долл.

"Строительство моста через реку Иртыш в г.Семипалатинске".Проект объемом в 251 млн. долл., включая сумму займа в 175 млн., завершен на 90 %. 16 октября 2000 г. мост был торжественно открыт Президентом Республики Казахстан Н.А.Назарбаевым.В ходе реализации проекта японская компания-подрядчик "АйЭйчАй" (IHI) понесла дополнительные расходы (около 20 млн. долл.), которые не входили в ее контрактные обязательства. В этой связи республиканскими фискальными органами была проведена экспертиза затрат и принято решение рассмотреть возможность сокращения дополнительных проектных расходов (строительство подъездных путей), а также возмещения средств за счет Акимата г.Семипалатинска (о данном решении компания IHI также проинформирована Минфином РК). В настоящее время соответствующая заявка Семипалатинского акимата на 2004 г. рассматривается на заседании бюджетной комиссии РК. Мост планируется сдать в полную эксплуатацию ко второй половине с.г.

"Реконструкция международного аэропорта в г.Астане".Общая стоимость проекта – 204,8 млн. долл., в т.ч. объем кредитования со стороны JBIC – 177 млн. долл. (22,1 млрд. йен). Заем предоставлен под 2,2 % на срок 30 лет с отсрочкой платежей на 7 лет. Тендеры по отбору консультанта выиграл консорциум компаний “CH2M HILL' S UK”, “Kisho Kurokawa Architect & Associates (ККАА)” и “PCI”, по выбору генподрядчика (в октябре 2001 г.) – консорциум фирм во главе с компанией "Марубени" (в состав также вошли Siemens-Германия, John Laing-Великобритания и Alarko-Турция).

На сегодняшний день генподрядчик завершил строительство временных офисов и инженерных коммуникаций, общежития для рабочих, складов для строительного материала, ограждений вокруг строительной площадки, смонтировал бетонный завод и приступил к строительству нулевого цикла аэровокзального комплекса.

"Реконструкция дорожной сети в Западном Казахстане".

Общая стоимость проекта оценивается в 208,1 млн. долл. Кредит JBIC – 156 млн. долл. (16,539 млрд. йен). Срок погашения займа - 30 лет, включая 10-летний льготный период. Протяженность реконструируемых дорожных участков “Актобе - Карабутак - граница Костанайской области” и “Атырау - Уральск” составляет 954 км. Срок реализации проекта – 2001-2005 гг. Консультантом по проекту является консорциум компаний во главе с японской фирмой "Ниппон Коей" (участниками также являются японская "Падеко" и казахстанские ТОО "Консалт Лтд." и ОАО "Каздорпроект"). 16 января с.г. подряд на проведение работ на участке "Атырау – Уральск" выиграла компания "Тадини" (Италия).

В марте с.г. компания "Тадини" приступила к подготовительным строительным работам (смета – 118 млн. долл.). По второму участку ведется отбор подрядчика (проведена предварительная квалификация участников).

Следующим совместным проектом станут работы по модернизации системы водоснабжения и водоотведения г. Астаны.Данный проект находится в увязке с безвозмездно предоставленным Казахстану со стороны японского Правительства "Исследованием по разработке Генерального плана развития г. Астаны" (Мастер-план), выполненным Акиматом столицы и ЗАО “Корпорацией развития столицы” (CDC) совместно с JICA и одобренным в Правительстве РК (июнь 2001 г.).В рамках проекта будут построены новая водозаборная (на Вячеславском водохранилище) и насосно-фильтровая, а также реконструирована действующая станция и усовершенствована система распределительных трубопроводов в столице (подключение нового водовода, замена изношенных труб и ввод новых коллекторов).Планируется, что при общей стоимости проекта в 215,7 млн. долл. JBIC выделит кредит в размере 21,361 млрд. йен, или 75 % от стоимости проекта (около 170 млн. долл.) на условиях: процентная ставка - 2,2 % в год; период погашения – 30 лет, включая 10-летний льготный период.В марте 2002 г. Правительство Японии приняло решение предоставить данный заем по каналам JBIC. 29.03.2002 г., учитывая позицию японской стороны о сохранении стандартных условий займа, между МИД РК и Посольством Японии в Алматы были подписаны Обменные ноты и Протокол соглашения о предоставлении Правительству РК указанного займа.Весной 2002 г. CDC совместно с заинтересованными японскими компаниями было получено согласие японской стороны на предоставление гранта на разработку "Детального проектирования" проведения работ по реконструкции систем водоснабжения и водоотведения г. Астаны. В сентябре 2002 г. JICA начала работы по "Детальному плану".14 ноября 2002 г. от имени Правительства РК МИД уведомил Правительство Японии об одобрении казахстанской стороной обменных нот. Наряду с этим МИД информировал японскую сторону о том, что после подписания кредитного соглашения, обменные ноты и кредитное соглашение будут внесены на ратификацию в Парламент Республики Казахстан.В связи с тем, что между странами до настоящего времени не подписана Конвенция об избежании двойного налогообложения, и вызванной по этой причине необходимостью ратификации обменных нот, предусматривающих налоговые льготы для японских компаний, Министерство финансов РК предложило японской стороне переподписать данные ноты (сопроводительная нота МИД РК в адрес Посольства Японии от 3 февраля с.г.). 7 марта с.г. Правительство РК приняло постановление (№228) о привлечении этого займа и уполномочило Посла РК в Японии Кабдрахманова Т.С. подписать кредитное соглашение с JBIC.28 марта с.г., Правительство Японии через свое Посольство в РК обратилось с просьбой к казахстанской стороне отменить (отозвать) свое предложение, выразив в то же время готовность учесть его в будущем при реализации последующих проектов, финансируемых за счет йеновых кредитов.Японская сторона также проинформировала, что не имеет возражений против немедленного подписания кредитного соглашения. Учитывая, что текст обменных нот должен оставаться неизменным, и вопрос об их вступлении в силу необходимо решить до подписания кредитного соглашения, Правительство Японии высказало просьбу казахстанской стороне сообщить о завершении внутригосударственных процедур по вступлению в силу обменных нот, подписанных в марте 2002 г.Данная информация, а также мнение МИД РК о приемлемости японской позиции, были направлены в Правительство РК. 4 апреля с.г. Правительство поручило Минфину (созыв) и другим заинтересованным министерствам и ведомствам рассмотреть и в сжатые сроки принять меры по урегулированию данного вопроса. В настоящее время Минфин готовит информацию для руководства Правительства РК.По имеющейся информации, при условии получения уведомления о вступлении обменных нот в силу, японская сторона готова подписать кредитное соглашение в ближайшее время.

 

Объем японских инвестиций в экономику Казахстана незначителен (3,4 % всех иностранных инвестиций в РК) и, по данным Нацбанка, на сегодняшний день составляет 668 млн. долл., в т.ч. прямые инвестиции – 288 млн., сумма торговых кредитов, ссуд и прочих обязательств – 380 млн.В плане укрепления экономического диалога РК и Японии, сторонами в 1993 г. был учрежден двусторонний Комитет по торгово-экономическому сотрудничеству, заседания которого регулярно проводятся как в Казахстане, так и в Японии. В настоящее время сопредседателями двустороннего Комитета являются Государственный секретарь – Министр иностранных дел РК К.К.Токаев и Старший советник компании "Мицубиси Корпорейшн" С.Морохаси. На последнем 7-м совместном заседании 04.12.2002 г. в г.Токио представители Японии: МИД, МЕТI, крупнейших компаний, JBIC, JICA, Японской национальной нефтяной корпорации (JNOC), Организации по внешней торговли Японии (JETRO), а также Ассоциации по торговле с Россией и Восточной Европой (РОТОБО) обсудили текущее состояние, проблемные вопросы двусторонних отношений, а также наметили перспективы казахстанско-японского экономического сотрудничества.

Импульс дальнейшей активизации сотрудничества РК с Японией по линии экспортных кредитов может придать реализация проекта реконструкции Атырауского нефтеперерабатывающего завода. В 1998 г. Правительство РК приняло решение о реализации проекта совместно с Группой японских фирм ("Меморандум о взаимопонимании между Правительством РК и Группой японских компаний" от 16.05.1998г.), представленных компанией "Марубени Корпорейшн" ("Марубени"). Основным условием работы "Марубени" с казахстанской стороной стало обязательство о привлечении долгосрочного кредита JBIC и вложении собственных средств (в размере 15 %) в реализацию проекта. Стоимость работ составляет 308,8 млн. долл. Партнером с казахстанской стороны выступает ЗАО "НК "КазМунайГаз" (ранее – "ННК "Казахойл").С введением проекта в Программу госинвестиций РК в декабре 2001 г. "Казахойл" и JBIC подписали кредитное соглашение на сумму 200 млн. долл., а Минфина РК предоставил соответствующую контргарантию. В свою очередь, JBIC достиг договоренности о софинансировании проекта с токийскими подразделениями банков BNP Paribas и HSBC. 6 февраля с.г. JBIC уведомил КазМунайГаз об одобрении контракта на реконструкцию АНПЗ и о выполнении отлагательных условий (связанных со сменой правопреемника с Казахойла на КазМунайГаз) по кредитному соглашению с JBIC, и в настоящее время стороны ведут подготовку авансового платежа, в качестве последнего условия вступления в силу данного контракта.Проект по разработке шельфа казахстанского сектора Каспийского моря. В декабре 1993 г. после подписания Соглашения о разделе продукции между АО "КазахстанКаспийШельф" и группой компаний (Аджип, Бритиш Петролеум, Статойл, Мобил, Шелл и Тоталь) был основан международный консорциум по разработке шельфа казахстанского сектора Каспийского моря. Одним из участников Консорциума является японская компания "ИНПЕКС", которая имеет 1/12 долю в консорциуме.

Проект по энергосбережению на Уральской ТЭЦ. 20 июня 2002 г. между МЭМР, МПРООС РК и Акиматом Западно-Казахстанской области, с одной стороны, и Японской организацией по развитию новых видов энергии и промышленных технологий (NEDO), с другой, был подписан Меморандум о взаимопонимании, направленный на осуществление модельного проекта по энергоснабжению на Уральской ТЭЦ. Стоимость проекта – 15 млн. долл.Проект планируется осуществить в рамках Киотского протокола к рамочной конвенции ООН об изменении климата. Казахстан в качестве оплаты передаст Японии квоту в количестве 62 тыс. тонн CO2 ежегодно с 2008 по 2012 год, которая будет получена в результате эксплуатации установки. Японская же сторона безвозмездно установит и передаст в пользование Казахстану газотурбинной установку с котлом-утилизатором мощностью 25 МВт. Исполнителем проекта является компания "Тohoku Electric Power Co." (осуществляющая поставку и монтаж оборудования).Интересным представляется инициированный в 2002 г. проект JBIC по "Предварительному изучению транспортной сети в Центральной Азии и Прикаспийском регионе для развития экспорта зерна в соседние государства". В рамках проекта предполагается проведение комплексного исследования и передача его результатов казахстанской стороне (протокол от 23.09.2002 г. между JBIC и МСХ и МТК РК). На основе исследования и официальной заявки от Казахстана возможно выделение кредитов JBIC для развития данного хозяйственного сектора РК.Согласно статистике Японской внешнеторговой организации (JETRO) в 2002 г. общий торговый оборот между Казахстаном и Японией достиг 192 млн. долл., из них экспорт – 99,8 млн., импорт – 98,2 млн., положительное сальдо для РК – 1,6 млн. (в 2001 г. товарооборот составил – 178,6 млн. долл., экспорт - 105,3 млн., импорт - 73,3 млн., сальдо – 32 млн.).По данным Агентства по статистике РК, товарооборот за 2002 г. зафиксирован в объеме 184,7 млн. долл., в т.ч. экспорт – 23,1 млн. (0,2 % в общем экспорте из РК), импорт – 161,6 млн. (2,5 %), отрицательное сальдо для Казахстана – 138,5 млн. Для сравнения, объем товарооборота в 2001 г. составил 161 млн. долл., а в 2000 г. – 116 млн. долл.В структуре казахстанского экспорта преобладают неблагородные металлы. Из Японии в РК импортируются средства наземного, воздушного и водного транспорта, машины, оборудование (в т.ч. электротехническое), приборы, оптические аппараты, часы, а также изделия из неблагородных металлов и пластмассы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современная Япония - крупнейший в мире экспортёр капитала, вторая промышленная держава. Она занимает третье место по экспорту продукции. Экономика Японии базируется на производстве автомобилей и бытовой техники, электронного оборудования и систем связи. Быстрыми темпами развивается непроизводственный сектор: сфера услуг, финансы, научно-исследовательская деятельность. Несмотря на то, что Япония работает в основном на привозном сырье, все последние годы её торговый баланс отличается огромным перевесом экспорта над импортом. На сегодняшний день Япония вместе с США и Западной Европой составляет "тройку" важнейших экономических центров мира.

Заимствуя и совершенствуя зарубежную передовую технологию, Япония не только достигла мирового технического уровня в большинстве отраслей экономики, но и сумела создать мощные заделы на международном рынке технологий будущего. В результате в Японии сложилась уникальная экономика – высокоинтенсивная, энерго- и ресурсосберегающая, ориентированная на экспорт, т. е. на самые высокие мировые стандарты. Экономика страны функционирует не на собственной энерго-сырьевой базе, а на импорте, живет и развивается за счет переработки ввозимых ресурсов и экспорта высококачественной продукции с «добавленной стоимостью», выручка за которую с лихвой покрывает стоимость импорта и является источником накопления капитала. Разбогатевшая Япония все более становится экспортером не только товаров, но и капиталов.

Сохраняя роль мирового лидера по многим важнейшим направлениям научно-технического прогресса, Япония при этом демонстрирует чрезвычайно высокую степень адаптации к постоянно меняющимся условиям развития экономики. Эти перемены происходят не просто на базе технологических инноваций, но в непрерывном и весьма сложном взаимодействии техники, технологии и экономических и социально-политических факторов.

Необходимо отметить, что в Японии есть потенциал для нового рывка. Так, авторы "Японской экономической модели" установили, что сохранившие несмотря ни на что конкурентоспособность компании страны изначально, еще на стадии становления, умело сочетали японскую специфику с инструментами западного менеджмента. Именно такой подход может помочь стране и сейчас. Так, по мнению Майкла Портера, сегодня Япония должна прекратить конкурировать только по параметру качества продукции и начать конкурировать на основе стратегии и инноваций. Как показали предыдущие случаи трансформации японской экономики, если изменится образ мышления, Япония сможет быстро двигаться вперед. Поддержку этим начинаниям должна оказать новая волна энтузиазма, подобная той, которая в прежние годы подняла значимость проблемы качества.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Бок Зи Коу. Экономика Японии. Какая она? - М.: Экономика, 2002.

2. Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов / Е.Ф. Жуков, Л.М. Максимова, А.В. Печникова и др.; Под ред. проф. Е.Ф. Жукова — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999. — 622 с.

3. Майкл Портер, Хиротака Такеути, Марико Сакакибара. Японская экономическая модель. Может ли Япония конкурировать? Альпина Бизнес Букс, 2005 г. - 262 с.

4. Пивоваров С.Э., Тарасевич Л.С., Майзель А.И. Международный менеджмент. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 656 с.

5. Леонтьева Е.Л. Япония. Мировая экономика и международные отношения. - 2002. - N 8.

6. Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия (Современная Универсальная Российская Энциклопедия), 2009 г.

Интернет - источники

http://www.japantoday.ru

http://www.web-japan.org

www.rbc.ru

http://confinex.ru/

http://www.ereport.ru/stat.php

Официальный сайт Банка Японии.

Официальный сайт Министерства финансов Японии.

 

Содержание:

Введение


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: