Механической памяти и способности к осмысленному запоминанию

Ребенку зачитывают пары слов, которые он дол­жен постараться запомнить.

Серия А

ТАРЕЛКА        - СУП

ПОЧТА           - ПИСЬМО

ЗИМА             - СНЕГ

БУЛКА            - МУКА

КАРАНДАШ    - БУМАГА

МАШИНА       - ДОРОГА

МУЛЬТФИЛЬМ -ТЕЛЕВИЗОР

БУКВЫ           - КНИГА

САПОГ           - НОГА

РЫБА             - ВОДА

Затем зачитываются только первые слова, а ребенок называет к ним парные слова.


Упражнение на развитие объема кратковременной слуховой памяти: "Каскад слов"

Заранее подготовить список из 8-10 слов, которые хорошо знакомы ребенку. Расположите их, как показано на рис. 39.

Попросите ребенка повторять за вами слова. Начинайте с одного слова, затем называйте два слова, ребенок повторяет обязательно в этой же последовательности, три слова и т.д. (интервалы между словами 1 секунда). Когда ребенок не сможет повторить определенный словесный ряд, зачитайте ему такое же количество слов, но других (для этого следует подготовить другой список слов).

Если во второй попытке ребенок справился с этим словесным рядом, то переходите к следующему ряду, и так до тех пор, пока и во втором прочтении ребенок не сможет воспроизвести заданное количество слов.


ОГОНЬ

ДОМ, МОЛОКО

КОНЬ, ГРИБ, ИГЛА

ПЕТУХ, СОЛНЦЕ, АСФАЛЬТ, ТЕТРАДЬ

КРЫША, ПЕНЬ, ВОДА, СВЕЧА, ШКОЛА

КАРАНДАШ, МАШИНА, БРАТ, МЕЛ, ПТИЦА, ХЛЕБ

ОРЕЛ, ИГРА, ДУБ, ТЕЛЕФОН, СТАКАН, ПАЛЬТО, СЫН

ГОРА, ВОРОНА, ЧАСЫ, СТОЛ, СНЕГ, КНИГА, СОСНА, МЕД

МЯЧ, ЯБЛОКО, ШАПКА, МОРКОВКА, СТУЛ, БАБОЧКА, МЕТРО, ЦЫПЛЕНОК, НОСКИ

ГРУЗОВИК, КАМЕНЬ, ЯГОДЫ, ПОРТФЕЛЬ, САНКИ, МОЛОТОК, ДЕВОЧКА, СКАТЕРТЬ, АРБУЗ, ПАМЯТНИК



Упражнение на развитие зрительной памяти

Разложите на столе перед ребенком палочки, из которых сделайте какую-либо простую фигуру (домик, квадрат, треугольник и т.д.). Попросите ребенка посмотреть внимательно на эту фигуру в течение 2 секунд, затем закройте эту фигуру и попросите ее повторить, сложить так же.

Усложнить это упражнение можно, складывая эту фигуру из палочек разного цвета. Ребенок должен запомнить расположение палочек по цвету и затем сложить фигуру самостоятельно.

Другой вариант: вы просите ребенка сосчитать палочки, из которых сделана фигура, и затем сложить фигуру из такого же количества палочек.

Это упражнение тренирует не только зрительную память, но и умение считать.


Игра на развитие памяти: "Я положил в мешок"

В эту игру можно играть с детьми, например, во время длительных поездок.

Взрослый начинает эту игру и говорит: "Я положил в мешок яблоки". Следующий играющий повторяет ска­занное и добавляет еще что-нибудь: "Я положил в ме­шок яблоки и бананы". Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту: "В саду у бабушки растут..." (Поря­док тот же.)

В этих играх неважно, кто становится победителем, а кто проигравшим. Важно, чтобы ребенок развивал в себе способность вспоминать, получая от этого удовольствие.




Упражнение на развитие памяти на цифры, буквы, слова.

 

Покажите ребенку цифровой ряд, написанный на карточке, и попросите его повторить в той же последова­тельности эти цифры, затем увеличивайте этот ряд на одну цифру (рис. 40). Отметьте, какое максимальное количество цифр может повторить ребенок.

Далее предложите ребенку выполнить то же самое задание, но только зачитывая цифры без показа. (В пер­вом случае вы определяли зрительную память, а во вто­ром - слуховую.)

В третьей серии попробуйте научить ребенка одному из способов расширения способности к запоминанию. Начните с того цифрового ряда, который ребенок уже не смог повторить. Для того чтобы легче запомнить каждую цифру, научите ребенка отыскивать какую-нибудь анало­гию с соответствующим числом. Например: какое-то число совпадает с возрастом ребенка, какое-то - с номе­ром квартиры и т.д. Теперь ему будет легче воспроизвес­ти этот цифровой ряд.

Продолжите подобную тренировку, но пусть ребенок сам пытается найти какие-либо аналогии для того чтобы затем воспроизвести цифровой ряд.

Тот же самый прием можно использовать и для тре­нировки на запоминание букв и слов. Постоянно учите ребенка использовать свое воображение, находить ассо­циации, придумывать истории, связанные с тем, что нужно запомнить. Это помогает более надежно закрепить нужную информацию в долговременной памяти.

6 2        
2 8 3      
3 7 1 4    
6 3 9 1 5  
8 1 4 9 2 6
7 4 1 8 3 9

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: