Эмиграционная политика стран-экспортеров трудовых ресурсов

 

Международная организация труда так определила цели эмиграционной политики стран-экспортеров: эмиграция трудовых ре­сурсов должна способствовать сокращению безработицы, поступле­нию от трудящихся-эмигрантов валютных средств, которые исполь­зуются для сбалансированности экспортно-импортных операций; эмигрантам за рубежом должен быть обеспечен соответствующий жизненный уровень; требование возвращения на родину эмигран­тов сочетается с приобретением последними в зарубежных странах профессий и образования.

Современная международная трудовая миграция характеризует­ся активизацией и ростом влияния стран — экспортеров рабочей силы, которые применяют различные методы и средства для дости­жения целей эмиграции, а именно:

— методы и средства защиты интересов государства — экспор­тера трудовых ресурсов путем регулирования масштабов эмиграции и качественного состава эмигрантов, выезжаю­щих за пределы страны. Большинство государств демонст­рируют своей эмиграционной политикой уважение прав своих граждан на свободное перемещение. Некоторые стра­ны проводят политику сдерживания эмиграции, особенно в отношении высококвалифицированных специалистов и при нехватке квалифицированной рабочей силы, а также при неблагоприятной демографической ситуации;

— методы использования эмиграции в целях обеспечения ре­сурсами экономики страны путем привлечения валютных средств трудящихся-мигрантов. Для этого в национальных банках открывают эмигрантам валютные счета под более высокую процентную ставку, создают им выгодные условия использования своих валютных средств для приобретения товаров и производственного оборудования и т.д. Ряд госу­дарств прямо обязывает трудящихся-эмигрантов переводить в страну происхождения значительную (иногда дифферен­цированную по категориям) долю полученной за границей заработной платы. Государство привлекает также средства частных посреднических организаций, занимающихся трудо­устройством граждан за границей, путем введения обяза­тельных вкладов и страховок;

— методы и средства по защите прав трудящихся-эмигрантов путем использования двусторонних соглашений и контракт­ной формы найма рабочей силы для работы за границей, которая призвана обеспечить определенные экономические и социальные гарантии (по заработной плате, оплате проез­да, жилью, продовольственному обеспечению и медицин­скому обслуживанию и т.д.), а также путем организации уч­реждений, фондов, представительств, назначения специаль­ных должностных лиц и т.п. в целях контроля за выполне­нием условий международных соглашений по трудовой ми­грации, решения спорных вопросов в стране пребывания мигрантов и соблюдения их основных прав.

В посольствах и представительствах некоторых стран за рубежом назначаются атташе по труду, которые призваны обеспечивать защиту прав трудящихся-мигрантов, в том числе разрешение спорных вопросов при их размещении, ведение переговоров с работодателями.

Заслуживает внимания опыт создания специальных фон­дов, в задачи которых помимо контроля за соблюдением прав трудящихся-мигрантов и членов их семей входит нако­пление средств (фонда благосостояния), предназначенных для обеспечения медицинского обслуживания, жилищного строительства, расширения сети школ и т.п. возвращающих­ся на родину мигрантов;

— меры, способствующие как защите государственных интере­сов, так и прав и свобод трудящихся-мигрантов. Государство стремится выработать такой механизм регулирования мигра­ции, который позволял бы совмещать защиту государствен­ных интересов и его граждан. Одним из инструментов реали­зации данной задачи является введение порядка обязательно­го государственного лицензирования деятельности по найму граждан для работы за границей. Цель лицензирования — на­деление правом посредничества при трудоустройстве за гра­ницей только тех организаций, которые обладают достаточ­ными знаниями, опытом работы, располагают надежными международными связями и способны нести материальную и юридическую ответственность за результаты своей деятельности;

— меры, направленные на взаимную защиту интересов стран экспортеров и стран — импортеров трудовых ресурсов (на­пример, при проведении политики сдерживания масштабе миграции, нелегальных перемещений, стимулирования воз­вращения мигрантов на родину) [10,c.153].

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: