Миграционная политика Российской Федерации

 

Главная причина того, что люди выезжают из страны в поисках работы, — это в первую оче­редь поиски средств к существованию. Неравномерность социально-экономического развития привела к повышению подушевого нацио­нального дохода (НД) сначала в индустриальных государствах, а затем в нефтедобывающих (точнее, экспортирующих нефть в больших объе­мах), что породило мощные внутренние сдвиги в традиционных обществах, способствуя их модернизации и формированию мотивов переме­щения части людей. Конечно, НД увеличивается и в развивающихся странах, но во многих из них он растет медленно и разрыв в уровнях до­хода на душу населения между обеспеченными и малообеспеченными слоями населения существенно возрос. Низкий жизненный уровень, порой беспросветная нищета выражаются в низком уровне потребле­ния, в первую очередь продуктов питания, не говоря уже о товарах дли­тельного пользования.

Россия не осталась в стороне от миграционных процессов. Рас­пад СССР, переход к рыночным отношениям, экономические и политические перемены и неурядицы, межэтнические столкновения и войны привели к тому, что на территории России оказалось в середине 1990-х годов около трех миллионов беженцев. Эти потоки беженцев, прежде всего из стран СНГ и Балтии, не прекращаются.

Рост безработицы подтолкнул сотни тысяч российских граждан, в том числе высококвалифицированных специалистов, трудоустраиваться за рубежом. Это один из крупнейших исходов населения в последние десятилетия прошлого столетия. На Конференции стран СНГ в Женеве по проблемам беженцев и эмигрантов была признана безотлагательная необходимость международной помощи. На территории России оказа­лись сотни тысяч перемещенных лиц не только из стран СНГ и Балтии, но и из других регионов (например, афганская община порядка 200 тыс. человек, а также мигранты — вьетнамцы, китайцы и т.д.).

Правительство Российской Федерации вынуждено в этих усло­виях формировать и осуществлять активную миграционную поли­тику, искать поддержки — материальной и финансовой — у между­народных организаций, развивать сотрудничество с другими стра­нами на двусторонней и многосторонней основе по проблемам ми­грации населения и трудовых ресурсов.

Выход России на внешние рынки труда предполагает формиро­вание полноценной, обоснованной миграционной политики. В Рос­сии уже сложилась правовая база регулирования миграционных про­цессов, основанная на Конституции Российской Федерации, законах и законодательных актах, постановлениях правительства РФ, опреде­ляющих порядок выезда и въезда в страну, трудоустройство россий­ских граждан за рубежом, меры по миграционному контролю и т.д.

Разработана федеральная миграционная программа. Правительст­во РФ наметило меры по выполнению задач в области миграцион­ной политики страны, первоочередными из которых являются регу­лирование миграционных потоков, преодоление негативных послед­ствий стихийно развивающихся процессов в этой области, создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов.

Практическому претворению в жизнь конституционных и зако­нодательных норм, обеспечивающих права российских граждан на трудоустройство за границей, способствуют заключенные междуна­родные соглашения РФ с Германией, Китаем, Польшей, Словаки­ей, Финляндией и рядом других стран.

Федеральной миграционной службой России (ФМС России) предоставлены лицензии почти 150 организациям, занимающимся оформлением трудоустройства российских граждан за рубежом. Введение системы лицензирования позволило пресечь недобросове­стную деятельность со стороны ряда фирм и агентств. В то же вре­мя многие вопросы, в том числе связанные с возвращением ми­грантов, требуют дальнейшей доработки и детализации. Формиро­вание правовой и организационной базы регулирования миграци­онных процессов в РФ продолжается.

В ноябре 2003 г. в области учета и контроля над трансгранич­ными миграционными потоками России произошли существенные изменения: введены в действие миграционные карты, содержащие сведения об иностранцах, въезжающих на территорию РФ.

Поскольку Россия в международной миграции является одно­временно принимающей и направляющей стороной, при разработке российской миграционной политики приходится ориентироваться на реализацию многоцелевых направлений.

Так, в области импорта рабочей силы наиболее важными задачами, как показывают складывающаяся ситуация и опыт зарубежных стран, являются: обеспечение защиты национальной экономики от избыточ­ного притока трудящихся-мигрантов из других стран; разработка мер по регулированию количественных и качественных параметров потока иммиграции; обеспечение рационального использования прибываю­щих трудящихся-мигрантов в экономических и политических интере­сах России. Немаловажное значение, как показывает опыт стран-импортеров, имеет выбор концепции иммиграционной политики.

В области экспорта рабочей силы при разработке эмиграционной политики России особое внимание уделяется: улучшению ситуации на рынке труда за счет сокращения безработицы; привлечению валютных поступлений в страну за счет денежных переводов трудящихся-мигрантов из-за границы; защите прав и обеспечению поддержки российских граждан, работающих за рубежом; получению мигранта­ми профессий, предпринимательского опыта и образования.

Принципиальное значение для РФ имеет создание приоритетных условий возвращающимся мигрантам для инвестирования в сферу экономики. С этой целью намечено создать специальную структуру, занимающуюся консультированием, информационным обеспечением возвращающихся мигрантов и оказывающую им конкретную помощь. Возможно также предоставление различных налоговых льгот и льгот­ное кредитование. Как и в большинстве стран мира, возвращающиеся мигранты должны иметь право беспошлинно ввозить средства произ­водства для последующей производственной деятельности.

Для дополнительного привлечения в страну валютных средств, заработанных мигрантами, и их адаптации к условиям российского рынка, требуется, по опыту зарубежных стран, принятие ряда мер, например:

— введение специальных депозитных счетов;

— продажа земельных участков под строительство;

— выдача на льготных условиях ссуд на строительство домов под переводы, хранимые в строго определенных банках;

— создание альтернативного жилого фонда для льготной реа­лизации за валюту среди возвращающихся мигрантов;

— открытие валютного счета для беспошлинного провоза ма­шин, товаров длительного пользования;

— создание специального пенсионного фонда [2, c.129].

 

 

Заключение

 

Подвижность населения и трудовых ресурсов — одна из важных осо­бенностей современных МЭО. Страны — экспортеры и страны — им­портеры трудовых ресурсов, международные организации по миграции совершенствуют законодательство, механизм регулирования миграци­онных процессов и потоков, руководствуясь принципами свободы и демократии с учетом национальных интересов.

Международная организация труда уникальна среди всемирных ор­ганизаций в том отношении, что при разработке ее политики предста­вители трудящихся и предпринимателей обладают равным количеством голосов с представителями правительств. Одна из ее наиболее важных функций состоит в принятии конвенций и рекомендаций, устанавли­вающих международные трудовые стандарты в таких областях, как свобода ассоциаций, заработная плата, продолжительность рабочего дня, социальное страхование, оплачиваемый отпуск, охрана труда, служба найма, рабочая инспекция.

Конвенции налагают обязательства — для государств-ч ленов, кото­рые их ратифицировали, рекомендации обеспечивают ориентир для на­циональной политики, законодательства, практики. Со времени основа­ния МОТ принято более 300 конвенций и рекомендаций. МОТ контро­лирует применение конвенций ратифицировавшими их государствами.

В России создана правовая и организационная база эмиграции и им­миграции трудовых ресурсов, разработана федеральная миграционная программа, заключены двусторонние соглашения с рядом стран по ми­грации населения и трудовых ресурсов. Важным направлением интегриро­вания России в мировое сообщество должна стать ратификация междуна­родных конвенций, регламентирующих процессы трудовой миграции.

 

 

Список использованной литературы

 

1. Буклай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения.- М.: Финансы и статистика, 2004.

2. Гаврилова Т.В. Международная экономика.- М.: Приор, 2005.

3. Елова М.В. Мировая экономика. – М.: Логос, 2006.

4. Ломакин В.К. Мировая экономика. – М.: Юнити, 2005.

5. Миклашевская Н.А., Холопов А.В. Международная экономика: Учебник / Под общ. ред. д.э.н., проф. А.В.Сидоровича, МГУ им. М.В.Ломоносова. – 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство «Дело и Сервис», 2008.

6. Мовсесян А.Г., Огнивцев С.Б. Мировая экономика: Учебник. — М.: Финансы и статистика, 2007.

7. Пузакова Е.П. Международные экономические отношения. – Ростов-на-Дону: МаРТ, 2006.

8. Спиридонов И.А. Мировая экономика: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2006.

9. Старченков Г.И. Трудовые миграции между Востоком и Западом. М., 2006.

10. Черников Г.П., Черникова Д.А. Мировая экономика: Учеб. Для вузов / Г.П.Черников, Д.А.Черникова. — М.: Дрофа, 2007.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: