Население в международном праве

ВВЕДЕНИ.

Проблема гражданства исключительно важна как для науки международного права, так и для практической государственно-правовой деятельности. Гражданство является одним из основных признаков государственного суверенитета, а в суверенитете отдельного государства, в свою очередь, содержится источник существования и развития гражданства.

Институт гражданства связан не только с реализацией государственного суверенитета, а и с обязанностью государства обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан данного государства. В соответствии со Всеобщей Декларацией прав человека «право на гражданство является неотъемлемым правом человека». Гражданство, как субъективное право человека, признается многими конституциями народов мира.

Население обычно определяется как совокупность индивидов, проживающих в определенное время на территории конкретного государства и подчиненных его юрисдикции.

В состав населения любого государства входят граждане этого государства, иностранцы и лица без гражданства (апатриды). Иногда выделяют и промежуточную группу - лиц, имеющих двойное гражданство (бипатриды). Однако чаще всего данные лица входят в первую группу, т.е. граждан определенного государства.

Правовой статус населения определяется прежде всего нормами внутригосударственного права. Вместе с тем имеется немало проблем, связанных с населением, которые издавна регулируются нормами обычного и договорного международного права. По мере развития политических, социально-экономических культурных, научно-технических связей между государствами возрастает число вопросов, связанных с населением, по которым государства осуществляют взаимовыгодное сотрудничество. В настоящее время вопросы правового статуса населения и по внутригосударственному, и по международному праву решаются в контексте обеспечения прав и основных свобод человека.

С незапамятных времен государства осуществляют сотрудничество по вопросам гражданства и правового статуса иностранцев. Объясняется это заинтересованностью государств в защите прав своих граждан, находящихся за границей. Вместе с тем международное общество стремилось также обеспечить правовую защищенность и иностранцев. Это требовали прежде всего постоянно развивающиеся международные торгово-экономические отношения.

Международно-правовая база относительно вопросов гражданства довольно обширна и включает ряд конвенций и международных договоров по различным проблемам, связанным с институтом гражданства. Основными из них являются: Всеобщая Декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., Европейская конвенция о гражданстве Страсбург, 6 октября 1997 г., Конвенция о гражданстве замужней женщины от 20 февраля 1957 г., Конвенция о сокращении безгражданства от 30 августа 1961 г., Конвенция о сокращении случаев многогражданства и о воинской повинности в случаях многогражданства, Конвенция о равноправии граждан государства иностранцев и лиц без гражданства в сфере социального обеспечения № 118, а также Протокол касающийся конкретного случая безгражданства от 12 апреля 1930 г., Специальный Протокол касающийся безгражданства и ряд иных актов международного характера.

В данной работе сделана попытка, на основании международных соглашений, дать общую характеристику институту гражданства, порядку и способам приобретения гражданства, выхода из него, а также охарактеризовать основные понятия, связанные с данной проблемой («бипатризма», «апатризма», понятие «иностранец», «беженец» и т.д.). Выяснить роль и значение института гражданства в международном праве, а также влияние международной практики по вопросам гражданства на законодательство различных государств и правовых систем в целом.

 

 

Население в международном праве.

Под населением в международном праве понимается совокупность физических лиц, живущих на территории определенного государства и подчиненных его юрисдикции. В понятие население любого государства входят: а) граждане данного государства (основной состав населения); б) иностранные граждане; в) лица, имеющие двойное гражданство (бипатриды); г) лица, не имеющие гражданства (апатриды).[1]

Правовое положение любой страны регулируется внутренним законодательством – конституциями, законами о гражданстве и другими нормативными актами государства. Вместе с тем имеется определённая группа вопросов, которые регулируется на основе международно-правовых норм и принципов, например режим иностранцев, защита национальных меньшинств и коренного населения.

В принципе все населения государства находится под его юрисдикцией.

Существует целый ряд универсальных международных документов, которые являются основой для широкого признания прав всех категорий населения любого государства.

Выше были перечислены категории, которые образуют состав населения. Теперь рассмотрим подробнее эти категории.

Двойное гражданство. Правовой статус лица, при котором оно одновременно обладает гражданством более чем одного государства, называется двойным гражданством (бипатризм) или множественным гражданством.

Такое положение может возникнуть в ситуациях, обусловленных коллизиями законов различных стран, например, неоднозначным решением вопроса о гражданстве детей. Для его регламентации международно-правовые нормы имеют весьма существенное значение.

Состояние лица в гражданстве двух и более государств создает неудобства как для него, так и для государств. Гражданин может требовать предоставления гражданских прав в полном объеме в обоих государствах своего гражданства, а государства, в свою очередь, могут, требовать от такого гражданина выполнения им гражданских обязанностей в каждом государстве, например служба в вооруженных силах и уплаты налогов.

Европейская конвенция о гражданстве 1997 г. [2]содержит главу «Множественное гражданство», но в зарубежном законодательстве двойное гражданство, как правило, не предусматривается. И только в отдельных случаях допускается его признание в соответствии с международными договорами.

Согласно ст. 62 Конституции РФ гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства в соответствии с федеральным законом или международном договором РФ. При этом наличие у гражданина России гражданства иностранного государства не умоляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ.

Два гражданства можно получить по праву рождения от родителей - граждан разных стран, по праву рождения на территории страны, которая дает гражданство по праву почвы по факту рождения (действует в небольшом количестве стран — Аргентина, Барбадос, Бразилия, Канада, Колумбия, Ямайка, Мексика, Пакистан, Перу, США, Уругвай). Однако, в обратном случае (например гражданин США, родившийся в России) не становится гражданином ни одной страны, является проблемой для реализации прав в каждой из стран. Кроме того можно получить гражданство в ходе натурализации, на основе заявления.

В Латвии сохранение прежнего гражданства при восстановлении гражданства Латвийской республики (то есть обладание двумя гражданствами) допускается у лиц, эмигрировавших в период 1940—1990 гг., и их потомков.

Многие государства, в частности, например, Германия требуют от гражданина другого государства, желающего принять гражданство своей страны путём натурализации в общем порядке, отказаться от прежнего гражданства. В США при принятии американского гражданства требуется формально отказаться от прежнего гражданства (принести клятву), но при этом не проводится проверка действительности отказа, например не требуется сдавать старый паспорт. Многие страны (Турция, Италия, Израиль (в случае получения гражданства в рамках «Закона о возвращении») и др.) не требуют отказа от прежнего гражданства.

В России понятие двойного гражданства содержится в федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации», и оно дословно гласит: Двойное гражданство — наличие у гражданина Российской Федерации гражданства другого государства. Но не любой случай наличия у гражданина РФ другого (второго) гражданства является юридической ситуацией двойного гражданства, т.к. Россией признаётся только с Таджикистаном (также были с Туркменистаном, кроме этого особая ситуация с Абхазией и Белорусией).

Кроме того, по законодательству ряда стран с принятием другого гражданства гражданин теряет свое прежнее гражданство автоматически, например Казахстан, Германия.

Безгражданство(апатризм). Коллизии национального законодательства различных государств по вопросам гражданства ведут к случаям, когда лицо не может подтвердить принадлежность к гражданству какого-либо государства. Безгражданство -это положение лица, которое не стоит в гражданстве ни одного из государства. Апатриды подчиняются юрисдикции того государства, на территории которого оно проживают, но они обладают меньшим объемом прав и свобод, чем граждане государства проживанмя.Они ограничены в пользовании гражданскими и политическими правами, лишены возможности обратиться к дипломатической защите.

Правовой статус лиц без гражданства определен Конвенцией о статусе апотридов 1954 г. [3]Она гласит, что личный статус апатрида определяется законами страны его проживания. У каждого апатрида существуют обязательства в отношении страны, в которой он находится, в силу которых, в частности, он должен подчиняться законам и постановлениям, а также мерам, принимаемым для поддержания общественного порядка.

Человек становится апатридом по разным причинам, но всегда это происходит вследствие потери лицом гражданства и неприобретения им нового.

Человек может стать апатридом в следующих случаях:

- При рождении (в т. ч. от родителей апатридов если законы государства рождения не подразумевают приобретения лицом гражданства этого государства).

- При лишении гражданства государством. Лишение гражданства со стороны государства может происходить по политическим, этическим мотивам или из соображения безопаснсти.

- При потере полученных ранее привилегий гражданства. (Например в случае гражданства полученного в браке).

- При добровольном отказе от гражданства.

Лица без гражданства в Российской Федерации (как и иностранные граждане) пользуются национальным режимом. В то же время они, как и иностранцы, не имеют некоторых политических прав (например, избирательных).

Документами, удостоверяющими личность без гражданства в Российской Федерации, являются:

1) документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;

2) разрешение на временное проживание;

3) вид на жительство;

4) иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность без гражданства.[4]

Под иными документами, признаваемыми в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность без гражданства, имеются в виду документы, упомянутые в ст.ст. 27, 28 Конвенции о статусе апатридов. В частности, таковым документом является документ под названием certificat d`apatrid.

Согласно ст. 1 Конвенции о статусе апатридов такой статус не распространяется на беженцев ипатри́д (от лат. bis- дважды и греч. -πατρίς, родительный падеж πατρίδος — отечество, родина) — в международном праве физическое лицо, имеющее одновременно гражданство двух или более государств, при котором каждое из указанных государств может требовать от данного лица выполнения его гражданских обязанностей.

Современное определение понятия «беженец» в международном праве содержится в двух основных документах: Конвенции ООН 1951 года «О статусе беженцев» Конвенция «О статусе беженцев», касающемся статуса беженцев. Между указанными актами существуют некоторые расхождения. В частности, Конвенция ООН 1951г. предусматривает временное и географическое ограничение, т.е. она применяется в отношении стран, расположенных в Европе, и в отношении тех беженцев, которые стали таковыми в результате событий, происходивших до 1 января 1951г. Протокол 1967г. устраняет эти ограничения и применяется в отношении государств и в отношении любых событий, как в прошлом, так и в будущем, в результате которых возникла или возникает проблема беженцев. Российская Федерация подписала эти документы, которые таким образом обладают теперь прямым действием на территории нашего государства.

Права беженцев можно разделить на следующие группы:

· специфические права беженцев, вытекающие из института международной защиты;

· права, которыми беженцы пользуются наравне с гражданами страны-убежища;

· права, которыми беженцы пользуются наравне с другими иностранными гражданами, законно находящиеся в стране пребывания.

К первой группе относятся основные права, обеспечивающие международную защиту беженцев.

Одним из основополагающих прав человека, закрепленным в статье 14 Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), является право искать убежище. Беженцы, согласно статье 15 Конвенции, наравне с иными иностранцами имеют право создания ассоциаций, не имеющих политического характера и не преследующих целей извлечения выгоды (некоммерческих объединений), а также профессиональных союзов.

Важным моментом при решении проблем беженцев является вопрос об их самообеспечении, т.е. вопрос опоиске ими занятий, приносящих им доход - работы по найму или создание собственных предприятий.

В определенных случаях, например, при массовом притоке беженцев, страны убежища могут ограничивать определенные права, такие как свобода передвижения, свобода в поиске работы или право на должное школьное образование для всех детей. В таких случаях, когда у правительства страны убежища или у других учреждений нет никаких других ресурсов, УВКБ ООН оказывает помощь беженцам и другим лицам, подпадающим под его компетенцию, которые не могут удовлетворить свои основные потребности. Оказываемая помощь может быть в форме финансовых грантов, продовольствия или такого оборудования, как кухонная утварь, инструмент, средства гигиены и крыша над головой. Помощь можетоказываться и в виде программ по созданию школ или клиник для беженцев, которые живут в лагере или сосредоточены в сообществах. Исходя из определения беженца (Статья 1 раздел А пункт 2) можно выделить следующие положения, соответствие которым позволяет признать человека беженцем - включить его в действие Конвенции (отсюда - «положения о включении»):

· вполне обоснованные опасения стать жертвой преследования

· по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений

· находящийся вне страны своей гражданской принадлежности

· невозможность воспользоваться вследствие таких опасений или нежелания пользоваться защитой страны гражданской принадлежности

· отсутствие определенного гражданства и нахождение вне страны своего прежнего обычного места жительства. Положения о прекращении статуса перечисляют условия, при которых беженец перестает быть беженцем.

Они основываются на том понимании, что международная защита не должна предоставляться, если в этом больше нет необходимости или это больше не оправдано

Предоставленный однажды статус беженца сохраняется до тех пор, пока он не подпадет под действие положений о прекращении. Данные положения указаны в разделе С статьи 1 Конвенции 1951 года.

1) добровольное возвращение под защиту страны своей гражданской принадлежности;

2) добровольное восстановление гражданства;

3) приобретение нового гражданства;

4) добровольное поселение в стране, где у него имелись опасения стать жертвой преследований;

5) возобновление возможности воспользоваться защитой страны своей гражданской принадлежности;

6) возобновление возможности вернуться в страну своего прежнего обычного места жительства.

Из шести положений, касающихся прекращения статуса, первые четыре отражают изменения в положении беженца, которые произошли по его собственной инициативе. Последние два основываются на том понимании, что международная защита больше не оправдана по причине изменений в стране, где у данного лица существовали опасения преследований, потому что причин, в силу которых это лицо стало беженцем, более не существует.

Правовое положение иностранцев. Правовой статус иностранцев в любой стране своеобразен. Он складывается как бы из двух частей: правового статуса гражданина своего государства (или статуса лица без гражданства в стране своего обычного проживания) и собственно статуса иностранца. Иностранный гражданин, находясь за пределами своего государства, сохраняет с ним правовую связь, подчиняется его законам, пользуется его покровительством и защитой. В то же время иностранец (как иностранный гражданин, так и лицо без гражданства) подпадает под действие суверенной власти государства, на территории которого он пребывает, и следовательно, он должен соблюдать законы и административные правила страны пребывания. Таким образом, иностранец одновременно подчиняется и отечественному правопорядку, и правопорядку государства, в котором находится.

Правовое положение иностранцев довольно часто является предметом регулирования не только национального законодательства, но и международных договоров. Как правило, это двусторонние соглашения, содержащие нормы, определяющие правовой статус индивидов на основе взаимности. К числу таких нормативных актов относятся, в частности, договоры о правовой помощи, консульские конвенции, торговые договоры, договоры о взаимном признании и охране прав индивидов в определенных областях и т. д. В них договаривающиеся стороны либо гарантируют своим гражданам общие для обоих государств права, либо устанавливают для них одинаковые правовые режимы. Среди последних наибольшее распространение на практике получили режим наибольшего благоприятствования и национальный режим.

Иностранцы — лица, которые находятся на территории государства, гражданами или подданными которого они не являются.

Из этого общего определения можно выделить две категории граждан:

Иностранные граждане — те иностранцы, которые имеют доказательства своей принадлежности к гражданству (подданству) иностранного государства;

Лица без гражданства — те иностранцы, которые не имеют доказательств своей принадлежности к гражданству (подданству) какого-либо государства.

Обычно права иностранцев ограничены по сравнению с правами граждан: например, для устройства на работу им, как правило, требуется специальное разрешение. Принимающее государство может применить к ним депортацию или высылку.

Принципы и нормы, которым должно следовать государство в определении правового статуса иностранцев, закреплены в Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1985 году. Такие нормы предусматривают: права любого государства устанавливать правовой режим иностранцев, учитывая при этом свои международные обязательства; обязанность иностранцев соблюдать законы страны пребывания (жительства), а за их нарушение нести ответственность наравне с гражданами этой страны; недопустимость массовых высылок иностранцев, законно находящихся на территории данной страны (индивидуальная высылка возможна только по закону); право иностранных граждан на защиту государства своего гражданства (для того, чтобы иностранный гражданин мог пользоваться своими правами, ему должен быть предоставлен свободный доступ в дипломатические представительства и консульские учреждения государства его гражданства).Законно находящийся в стране иностранец имеет право свободного передвижения по территории страны, за исключением посещения режимных территорий, предприятий и (или) объектов и закрытых административно-территориальных образований, для въезда в которые в соответствии с законодательством требуется разрешение.

Как правило, при задержке в стране пребывания на срок более трёх дней (за исключением праздничных и выходных) иностранцам требуется регистрация (оформление временного пребывания). Если срок нахождения составляет более девяносто суток – иностранцу оформляется в установленном порядке разрешение на временное проживание. При наличии установленных законодательством страны обстоятельств иностранец может быть оставлен на постоянное проживание с оформлением вида на жительство.

Правовой режим иностранцев — совокупность прав и обязанностей иностранных граждан и лиц без гражданства, установленных национальным законодательством и международными договорами страны пребывания.

Существует несколько видов режимов:

режим национального пребывания — предоставление иностранным гражданам такого объема прав, свобод и обязанностей, которым пользуются граждане данного государства. В соответствии с Конституциями большинства государств иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами;

преференциальный режим — особый льготный экономический режим, предоставляемый одним государством гражданам другого без распространения на третьи страны;

режим наибольшего благоприятствования — предоставление гражданам каждой из договаривающихся стран такого режима, которым пользуются граждане третьего государства и который является наиболее благоприятным;

режим реторсий — ответные, ограничивающие права и свободы иностранных граждан меры, принимаемые государством в ответ на дискриминационные меры другого государства. В РФ режим реторсий применяется в случае, если иностранным государством установлены ограничения в реализации прав и свобод граждан России (в такой ситуации Правительство РФ вправе принять решение об установлении соответствующего порядка реализации прав и свобод гражданами этого государства на территории России);

привилегированный режим — связан с режимом капитуляций (англ.), по которому восточноевропейские государства предоставляли гражданам некоторых европейских государств значительно большие права, чем своим собственным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: